Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:37, курсовая работа
Экономическая система как объект регулирования.
Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2
Тема 1.1. Экономическая система как объект регулирования. 2
Тема 1.2. Государственное регулирование экономики: объекты, субъекты, необходимость. 4
Тема 1.3. Методы государственного регулирования экономики 7
Тема 1.4. Механизм приватизации и национализации 8
Тема 1.5. Общегосударственное планирование в условиях рыночной экономики. 10
Раздел 2. Государственные финансы. Денежно-кредитное регулирование 13
Тема 2.1 Государственные финансы 13
Тема 2.2. Денежно-кредитное регулирование 16
РАЗДЕЛ 3.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. 17
Тема 3.1 Социальная политика государства 17
РАЗДЕЛ 4.РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 20
Тема 4.1. Структурная политика 20
Тема 4.2. Структура ресурсного потенциала России. 21
Тема 4.3. Государственное регулирование природопользования 22
Тема 4.4. Государственное регулирование занятости 25
Тема 4.5. Регулирование инвестиционной деятельности 28
Тема 4.6. Инновационная политика России 30
РАЗДЕЛ 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ. 35
Тема 5.1. Государственное регулирование основных секторов экономики 35
Тема 5.1.1. Агропромышленный комплекс АПК 35
Тема 5.1.2. Энергетическая стратегия, функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс. 37
Тема 5.1.3. Оборонно - промышленный комплекс (ОПК). 40
Тема 5.2. Антимонопольная политика государства 41
РАЗДЕЛ 6. ГОСУДАРСВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 44
Тема 6.1.Государственное регулирование регионального развития 44
Тема 6.2 Городская экономика. 45
Тема 6.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. 48
Государственное регулирование осуществляется по двум направлениям, которые различаются по методам регулирования.
Классификация методов ГРЭ:
-прямые методы, охватывающие регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов.
-косвенные методы, влияющие на интересы хозяйствующих субъектов через налоговую систему, кредит, таможенные сборы.
-административные - запрет, разрешение, принуждение.
-экономические - денежно - кредитное и бюджетное регулирование прогнозирование, планирование, государственное целевое управление;
-правовые - разработка правовых норм
Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
К прямым методам относятся:
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности
К методам косвенного государственного воздействия относятся:
Одним из объектов государственного регулирования является государственная собственность.
Государственная собственность - комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.
Масштабы государственной
Структура государственной собственности:
Разгосударствление или денацио
Разгосударствление - это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.
Способы разгосударствления:
1) либерализация рынков - снятие ограничения для проникновения иностранного капитала, принятие меры по демонополизации экономики
2) коммерциализация - заключается в переводе государственных предприятий на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма.
3) стимулирование создания и
расширение сферы деятельности
смешанных предприятий (
4) денационализация - переход государственной собственности в частные руки, к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
Национализация - это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа.
Приватизация - процесс передачи государственной собственности в частные руки.
Основная цель приватизации - повышение эффективности экономики.
Результат приватизации - формирование новых форм собственности: частной и смешанной.
Модели приватизации:
Виды приватизации:
1.Ваучерная приватизация
B качестве основного
1) использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);
2) участвовать в чековом
3) купить акции чекового
4) продать чек (всего было
продано около четверти
Ваучер — это документ, предоставляющий право на получение определенного количества материальных благ или услуг, участка земли установленной площади и т. п.
В нашей стране ваучеры получили применение в форме приватизационных чеков, которые давали право собственнику на приобретение акций либо на своем приватизируемом предприятии, либо на специализированных чековых аукционах.,
Система использования приватизационных чеков основывалась на следующих принципах:
2. Денежная приватизация
Определены три формы денежной приватизации:
Значение процесса приватизации для российской экономики.
В современной экономике имеется немало социально - экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства.
В развитых странах плановые инструменты играют существенную роль в определении стратегических целей развития, в выделении приоритетных проблем, решение которых требует участия всего общества, в приобщении людей к реализации общенациональных экономических программ.
Необходимость государственного планирования заключается в увязке интересов государства, отдельных регионов, хозяйствующих субъектов, часто не совпадающих и противоречащих друг другу.
Рыночная система обладает способностью к саморегулированию на основе рыночных цен, соотношения спроса и предложения, конкуренции. Однако многие сфера требуют государственной поддержки: сфера природопользования, охрана окружающей среды, социальная сфера.
Все эти проблемы решаются с помощью планирования.
Планирование - ведущий элемент системы управления, важный инструмент реализации социально- экономической политики государства.
В рыночной экономике общегосударственное планирование представлено:
Общегосударственное планирование базируется на прогнозировании.
Государственное прогнозирование - система научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально - экономического развития страны.
Прогноз - научно обоснованная вариантная гипотеза о возможном состоянии объекта в перспективе в зависимости от характера прогнозного фона, а также с сроках и способах достижения намеченных целей.
Прогнозы делятся на 2 группы.
Базовые прогнозы: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, экологический, внешнеэкономический, научно-технический и прочие.
Социально - экономические прогнозы - прогнозы экономического роста, совокупного спроса, уровня инфляции, уровня и качества жизни, занятости населения, развития социальной сферы.
Классификация прогнозов:
1. в зависимости от логики исследования:
-нормативный - установление путей, методов,, средств для достижения желаемого результата в будущем (цели), определяет, насколько реальны установленные цели.
-поисковый - определение возможного состояния объекта в будущем.
2. в зависимости от возможностей воздействия на процессы социально-экономического развития:
-активные - прогнозы, влияющие на социально-экономическое развитие страны.
-пассивные - прогнозы, имеющие только информационный смысл.
3. в зависимости от степени вероятности:
-вариантные - прогноз, при котором дается несколько вариантов развития в будущем.
-инвариантные - прогноз, при котором дается только один вариант развития в будущем
4. по способу представления информации:
-точечные - прогноз, имеющий точное определенное значение, например уровень ВВП в конце года составит 5%.
-интервальные - прогноз, имеющий значение в определенном интервале, например ВВП к концу года вырастет на 5-7%.
5. по масштабу прогнозирования:
-макроэкономические - прогнозы развития страны в целом.
-структурные - прогноз пропорций и соотношений между элементами хозяйственной системы (потреблением и накоплением, формами собственности, региональным размещением, размерами предприятий);
-отраслевые - прогнозы по отраслям экономики (сельское хозяйство, промышленность и прочее);
-региональные - прогнозы по регионам РФ.