Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая система как объект регулирования.
Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2
Тема 1.1. Экономическая система как объект регулирования. 2
Тема 1.2. Государственное регулирование экономики: объекты, субъекты, необходимость. 4
Тема 1.3. Методы государственного регулирования экономики 7
Тема 1.4. Механизм приватизации и национализации 8
Тема 1.5. Общегосударственное планирование в условиях рыночной экономики. 10
Раздел 2. Государственные финансы. Денежно-кредитное регулирование 13
Тема 2.1 Государственные финансы 13
Тема 2.2. Денежно-кредитное регулирование 16
РАЗДЕЛ 3.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. 17
Тема 3.1 Социальная политика государства 17
РАЗДЕЛ 4.РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 20
Тема 4.1. Структурная политика 20
Тема 4.2. Структура ресурсного потенциала России. 21
Тема 4.3. Государственное регулирование природопользования 22
Тема 4.4. Государственное регулирование занятости 25
Тема 4.5. Регулирование инвестиционной деятельности 28
Тема 4.6. Инновационная политика России 30
РАЗДЕЛ 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ. 35
Тема 5.1. Государственное регулирование основных секторов экономики 35
Тема 5.1.1. Агропромышленный комплекс АПК 35
Тема 5.1.2. Энергетическая стратегия, функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс. 37
Тема 5.1.3. Оборонно - промышленный комплекс (ОПК). 40
Тема 5.2. Антимонопольная политика государства 41
РАЗДЕЛ 6. ГОСУДАРСВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 44
Тема 6.1.Государственное регулирование регионального развития 44
Тема 6.2 Городская экономика. 45
Тема 6.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. 48

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

 

Тема 1.3. Методы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование осуществляется по двум направлениям, которые различаются  по методам регулирования.

 

Классификация методов  ГРЭ:

    1. по формам влияния

-прямые методы, охватывающие регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов.

-косвенные методы, влияющие на интересы хозяйствующих субъектов через налоговую систему, кредит, таможенные сборы.

    1. по способам влияния

-административные - запрет, разрешение, принуждение.

-экономические -  денежно - кредитное и бюджетное регулирование прогнозирование, планирование, государственное целевое управление;

-правовые - разработка правовых  норм

 

Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.

 

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

К прямым методам относятся:

  • определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
  • государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
  • правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
  • лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

 

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности

 

К методам косвенного государственного воздействия относятся:

  • налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
  • регулирование цен, их уровня и соотношений;
  • платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
  • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Тема 1.4. Механизм приватизации и национализации

 

Одним из объектов государственного регулирования является государственная собственность.

Государственная собственность - комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным  государственным органам власти.

Масштабы государственной собственности  оцениваются рядом показателей:

    • долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства;
    • удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям;
    • долей в объеме основных средств;
    • долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор;
    • численностью работников на государственных предприятиях.

 

Структура государственной  собственности:

      • федеральные и государственные предприятия и учреждения
      • акционерные общества и другие предприятия, имеющие долю в уставном капитале.
      • недвижимое имущество

 

Разгосударствление или денационализация - процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной.

Разгосударствление - это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.

Способы разгосударствления:

1) либерализация рынков - снятие ограничения для проникновения иностранного капитала, принятие меры по демонополизации экономики

2) коммерциализация - заключается в переводе государственных предприятий на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма.

3) стимулирование создания и  расширение сферы деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация - переход государственной собственности в частные руки, к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Национализация - это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа.

Приватизация - процесс передачи государственной собственности в частные руки.

Основная цель приватизации - повышение эффективности экономики.

Результат приватизации - формирование новых форм собственности: частной и смешанной.

 

Модели приватизации:

    1. закрытая продажа - продажа предприятия персоналу и приравненным к нему лицам.
    2. открытая продажа - продажа приватизируемого предприятия всем желающим лицам.
    3. бесплатное распределение -  примером явилась ваучерная приватизация - приватизация государственной собственности путем раздачи всему населению ваучеров, на которые обмениваются акции предприятий.

Виды приватизации:

        • ваучерная (с 1992-1994 г.г.)
        • денежная (с 1994 - 1999)

1.Ваучерная приватизация

B качестве основного инструмента  приватизации на ее первом  этапе были использованы приватизационные  чеки, выданные всем российским  гражданам вне зависимости от  пола, возраста, места жительства  и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности:

1) использовать свой чек при  закрытой подписке на акции  своего предприятия (в ходе  такой подписки было принято  почти 26 млн. чеков);

2) участвовать в чековом аукционе;

3) купить акции чекового инвестиционного  фонда (таких фондов было создано  640, они собрали свыше 60 млн.  приватизационных чеков);

4) продать чек (всего было  продано около четверти выданных  чеков).

Ваучер — это документ, предоставляющий право на получение определенного количества материальных благ или услуг, участка земли установленной площади и т. п.

В нашей стране ваучеры получили применение в форме приватизационных чеков, которые давали право собственнику на приобретение акций либо на своем приватизируемом предприятии, либо на специализированных чековых аукционах.,

 

Система использования приватизационных чеков основывалась на следующих  принципах:

  • приватизационный чек является государственной ценной бумагой целевого назначения и может быть использован при приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, жилищного фонда, земельных участков, а также при приобретении акций инвестиционных фондов;
  • каждый гражданин РФ имеет право получить один приватизационный чек, и имеют право использовать приватизационные чеки в качестве средства платежа при приобретении в частную собственность объектов приватизации (официально передавался бесплатно, но взималась плата за оформление в размере 25 рублей).
  • выпуск приватизационных чеков производится на основании указов Президента РФ;
  • приватизационные чеки действительны в течение ограниченного времени с момента их выпуска (3 года);
  • приватизационные чеки имеют номинальную стоимость в рублях (10000 неденоминированных рублей);
  • приватизационные чеки продаются и покупаются гражданами свободно. Цена приватизационных чеков определяется по соглашению сторон.

2. Денежная приватизация

Определены три формы денежной приватизации:

    • продажа предприятий с аукциона,
    • продажа по конкурсу,
    • путем их акционирования

 

 Значение процесса  приватизации для российской  экономики.

  • повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
  • создание конкурсной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • социальная защита народа и развитие инфраструктуры за счет приватизации;
  • содействие процессу стабилизации финансового положения;
  • создание условий и организационных структур для приватизации 1993-1994 гг.;
  • создание широкого слоя собственников.

Тема 1.5. Общегосударственное планирование в условиях рыночной экономики.

 

В современной экономике имеется немало социально - экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства.

В развитых странах плановые инструменты играют существенную роль в определении стратегических целей развития, в выделении приоритетных проблем, решение которых требует участия всего общества, в приобщении людей к реализации общенациональных экономических программ.

Необходимость государственного планирования заключается в увязке интересов государства, отдельных регионов, хозяйствующих субъектов, часто не совпадающих и противоречащих друг другу.

Рыночная система обладает способностью к саморегулированию на основе рыночных цен, соотношения спроса и предложения, конкуренции. Однако многие сфера требуют государственной поддержки: сфера природопользования, охрана окружающей среды, социальная сфера.

Все эти проблемы решаются с помощью  планирования.

Планирование - ведущий элемент системы управления, важный инструмент реализации социально- экономической политики государства.

 

В рыночной экономике общегосударственное  планирование представлено:

  • бюджетным планированием, социально - экономическими программами
  • государственными заказами
  • целевыми комплексными программами
  • планированием развития государственного сектора экономики

 

Общегосударственное планирование базируется на прогнозировании.

Государственное прогнозирование - система научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально - экономического развития страны.

Прогноз - научно обоснованная вариантная гипотеза о возможном состоянии объекта в перспективе в зависимости от характера прогнозного фона, а также с сроках и способах достижения намеченных целей.

Прогнозы делятся на 2 группы.

  • базовые
  • социально - экономические

Базовые прогнозы: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, экологический, внешнеэкономический, научно-технический и прочие.

Социально - экономические  прогнозы - прогнозы экономического роста, совокупного спроса, уровня инфляции, уровня и качества жизни, занятости населения, развития социальной сферы.

 

Классификация прогнозов:

1. в зависимости от  логики исследования:

-нормативный - установление путей, методов,, средств для достижения желаемого результата в будущем (цели), определяет, насколько реальны установленные цели.

-поисковый - определение возможного состояния объекта в будущем.

2. в зависимости от возможностей воздействия на процессы социально-экономического развития:

-активные - прогнозы, влияющие на социально-экономическое развитие страны.

-пассивные - прогнозы, имеющие только информационный смысл.

3. в зависимости от  степени вероятности:

-вариантные - прогноз, при котором дается несколько вариантов развития в будущем.

-инвариантные - прогноз, при котором дается только один вариант развития в будущем

4. по способу представления  информации:

-точечные - прогноз, имеющий точное определенное значение, например уровень ВВП в конце года составит 5%.

-интервальные - прогноз, имеющий значение в определенном интервале, например  ВВП к концу года вырастет на 5-7%.

5. по масштабу прогнозирования:

-макроэкономические - прогнозы развития страны в целом.

-структурные - прогноз пропорций и соотношений между элементами хозяйственной системы (потреблением и накоплением, формами  собственности, региональным размещением, размерами предприятий);

-отраслевые - прогнозы по отраслям экономики (сельское хозяйство, промышленность и прочее);

-региональные - прогнозы по регионам РФ.

Информация о работе Государственное регулирование экономики