Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая система как объект регулирования.
Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2
Тема 1.1. Экономическая система как объект регулирования. 2
Тема 1.2. Государственное регулирование экономики: объекты, субъекты, необходимость. 4
Тема 1.3. Методы государственного регулирования экономики 7
Тема 1.4. Механизм приватизации и национализации 8
Тема 1.5. Общегосударственное планирование в условиях рыночной экономики. 10
Раздел 2. Государственные финансы. Денежно-кредитное регулирование 13
Тема 2.1 Государственные финансы 13
Тема 2.2. Денежно-кредитное регулирование 16
РАЗДЕЛ 3.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. 17
Тема 3.1 Социальная политика государства 17
РАЗДЕЛ 4.РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 20
Тема 4.1. Структурная политика 20
Тема 4.2. Структура ресурсного потенциала России. 21
Тема 4.3. Государственное регулирование природопользования 22
Тема 4.4. Государственное регулирование занятости 25
Тема 4.5. Регулирование инвестиционной деятельности 28
Тема 4.6. Инновационная политика России 30
РАЗДЕЛ 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ. 35
Тема 5.1. Государственное регулирование основных секторов экономики 35
Тема 5.1.1. Агропромышленный комплекс АПК 35
Тема 5.1.2. Энергетическая стратегия, функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс. 37
Тема 5.1.3. Оборонно - промышленный комплекс (ОПК). 40
Тема 5.2. Антимонопольная политика государства 41
РАЗДЕЛ 6. ГОСУДАРСВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 44
Тема 6.1.Государственное регулирование регионального развития 44
Тема 6.2 Городская экономика. 45
Тема 6.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. 48

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

6. по времени упреждения:

-долгосрочные - 5-10 лет;

-среднесрочные - 3-5 лет;

-краткосрочные - год, иногда квартал;

-оперативные - месяц.

На основе прогноза разрабатывается  концепция социально - экономического развития страны.

Концепция социально-экономического развития РФ - система представлений  о стратегических целях и приоритетах социально - экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Прогнозы и концепция социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу  подлежат обязательному опубликованию.

Ежегодно Президент РФ обращается с посланием к Федеральному собранию, в котором содержится содержание концепции социально- экономического развития РФ, характеризуется состояние  экономики страны, формируются и  обосновываются стратегические цели,  и приоритеты политики государства, направления реализации, характеризуются задачи, подлежащие решению на макроуровне.

 

Планирование - процесс создания намечаемого состояния объекта в будущем одновременно с установлением методов способов и сроков достижения данного состояния.

Главное в планировании - определение  целей и путей их достижения.

Планы имеют конкретные числовые параметры (плановые показатели, отражающие конечные цели социально - экономического развития, затраты ресурсов).

Планы создаются на основе прогнозов из нескольких вариантов, среди которых выбирается один, наиболее приемлемый. Иногда разрабатывается резервный, аварийный вариант плана.

Социально- -экономическое планирование осуществляется на всех уровнях управления:

  • федеральном и региональном - органами государственного управления (федеральными и региональными);
  • местном - органами местного самоуправления;
  • на уровне предприятий.

 

Планирование делится на следующие  виды:

  • директивное - процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона.
  • индикативное - процесс определения целей в виде конкретных параметров и разработка косвенных, экономических мер государственного воздействия для достижения установленных индикаторов (имеет рекомендательный характер).
  • стратегическое - планирование основных направлений развития объекта.
  • тактическое - планирование отдельных операций, направленных на достижение определенных целей.

 

План развития государственного сектора - составная часть программы развития национальной экономики.

 

План развития государственного сектора включает в себя:

  • программу приватизации
  • предельную численность государственных служащих
  • план предоставления услуг бюджетным учреждениям
  • план получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом
  • план повышения эффективности использование федеральной собственности.

Наиболее распространенная форма  планирования - программирование.

Программа - конкретный документ, которому присуща определенная степень директивности.

Разрабатываются федеральные, региональные и комплексные программы социально- экономического развития.

 

Федеральные целевые  программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Федеральная целевая программа имеет паспорт, в котором отражена следующая информация:

  • наименование
  • заказчик
  • разработчики
  • исполнители
  • цель
  • задачи
  • сроки реализации
  • ожидаемые конечные результаты.

На сегодняшний день в РФ Федеральные целевые программы имеют следующие направления:

  • развитие социальной инфраструктуры (ФЦП «Жилище», «Развитие села»);
  • развитие транспортной инфраструктуры (ФЦП «Развитие транспортной инфраструктуры»);
  • развитие науки и технологии (ФЦП «Электронная Россия», Национальная технологическая база»);
  • развитие регионов (ФЦП «Развитие Калининградской области», «Юг России»);
  • развитие государственных институтов (ФЦП «Развитие судебной системы России»);
  • безопасность и экология (ФЦП «Мировой океан», «Пожарная безопасность»);
  • новое поколение (ФЦП «Дети России», «Программа развития физкультуры и спорта»);

Раздел 2. Государственные финансы. Денежно-кредитное регулирование

Тема 2.1 Государственные финансы

Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Понятие "финансы" охватывает государственные  финансы, с одной стороны, с другой -

финансы предприятий и корпораций частного сектора.

Государственные  финансы - это особая сфера экономических отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций

Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий. Это образует общегосударственную финансовую систему. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет.

По внутреннему строению финансовая система представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП.

Структура финансовой системы:

  • сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.
  • сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные отношения на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций, международные финансовые институты.
  • сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.
  • страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

 

Финансовая политика - это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы.

Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического

равновесия  между совокупным спросом и совокупным предложением.

 

Государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год.

Государственный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (Бюджетный кодекс РФ)

  • Сбалансированный бюджет - бюджет при равенстве доходов и расходов бюджета.
  • Профицитный бюджет - бюджет, в котором доходы превышают расходы.
  • Дефицитный бюджет - бюджет, в котором расходы превышают расходы.

 

Структура государственного бюджета.

Таблица 2.1.

Доходы:

Расходы:

  • Налоги
  • Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли)
  • Взносы в государственные фонды
  • Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование)
  • Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям)
  • Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.
  • Административно-управленческие расходы (содержание милиции, юстиции)
  • Платежи по государственному долгу

Масштаб расходования государственных  средств называется государственной квотой. Государственная квота - это отношение государственных расходов к объему ВНП.

 

Существуют  различные классификации государственных расходов

1. Трансформационные расходы - это расходы государства, которым противостоит услуга, выраженная в товаре или труде. К данным расходам относятся:

  • государственные инвестиции,
  • государственное потребление товаров и услуг,
  • выплату из бюджета заработной платы.

2. трансфертные расходы - прямая передача денежных средств государственными органами на безвозмездной и безвозвратной основе:

  • субсидии,
  • пособия домашним хозяйствам,
  • социальное обеспечение.

Под государственными доходами принято понимать  текущие денежные и имущественные переводы (трансферт) средств частного сектора государству.

Задачи, решаемые политикой доходов, можно свести в две группы:

1. сбор средств для формирования финансового фонда, с помощью которого можно осуществлять воздействие на макроэкономическое равновесие,

2. достижение регулирующего эффекта за счет самой техники изъятия ресурсов (например, манипулирование налоговыми ставками).

К доходам бюджета  относятся:

  • Налоговые поступления
  • Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли).

 

Среди разнообразных государственных доходов  наиболее распространенной формой принудительного изъятия средств (без встречной услуги) являются налоги. Налоги обеспечивают от 80 до 90% доходов государства.

 

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная  функция заключается в том, что благодаря налогам создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный элемент перераспределения

оказывают  влияние  на общественное  воспроизводство,   стимулируя  или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя процесс накопления капитала, расширяя или ослабляя процесс накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос.

Налоги и  расходы государства являются основными инструментами фискальной политики.

Фискальная  политика  -  это система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Целями фискальной политики выступают:

1. сглаживание колебаний экономического цикла;

2. стабилизация темпов экономического роста;

3. достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

 

  Различают два типа фискальной  политики:

  • дискреционная, или активная,
  • автоматическая, или пассивная.

Дискреционная политика основана на манипулировании правительством государственными расходами и налогами.

Автоматическая - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся как бы автоматически. Ее инструменты - встроенные стабилизаторы. В качестве такового, в частности, выступает прогрессивная шкала налогообложения.

Информация о работе Государственное регулирование экономики