Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 18:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование сущности и необходимости государственного регулирования экономики.
Исходя из поставленной цели, в ходе выполнения курсовой работы будут решены следующие задачи: изучение различных теорий государственного регулирования экономики; обозначение объектов государственного регулирования экономики; рассмотрение средств, целей и границ государственного регулирования экономики. Решение вышеперечисленных задач необходимо для формирования государственного мышления и умения решать важнейшие вопросы регулирования социально-экономических процессов в условиях становления и развития рыночных отношений.
Ведение.
3
1.
Сущность и содержание государственного регулирования экономики.
1.1.
Понятие и цели государственного регулирования.
6
1.2.
Представление меркантелистов о государственном регулировании экономики.
8
1.3.
Размышления представителей классической политэкономии о проблеме государственного регулирования экономики.
8
1.4.
Мнение представителей кейнсианства о государственном регулировании экономики.
9
1.5.
Взгляды представителей неоклассицизма на государственное регулирование экономики.
10
2.
Государственное регулирование в современной экономике Р.Ф.
2.1.
Обоснование целей государственного регулирования.
12
2.2
Характеристика средств государственного регулирования.
17
2.3
Антимонопольная политика государства.
21
3.
Государственное регулирование конкуренции на рынке Р.Ф.
3.1.
Сущность конкуренции, ее основные виды.
26
3.2.
Основные положения закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
27
3.3.
Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
29
3.4.
Контроль, осуществляемый при ограничении конкуренции на рынке финансовых услуг.
32
Заключение.
35
Список использованной литературы.
36
Курсовая работа
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему: Государственное регулирование экономики
Содержание: |
||||
Ведение. |
3 | |||
1. |
Сущность и содержание государственного регулирования экономики. |
|||
1.1. |
Понятие и цели государственного регулирования. |
6 | ||
1.2. |
Представление меркантелистов о государственном регулировании экономики. |
8 | ||
1.3. |
Размышления представителей классической политэкономии о проблеме государственного регулирования экономики. |
8 | ||
1.4. |
Мнение представителей кейнсианства о государственном регулировании экономики. |
9 | ||
1.5. |
Взгляды представителей неоклассицизма на государственное регулирование экономики. |
10 | ||
2. |
Государственное регулирование в современной экономике Р.Ф. |
|||
2.1. |
Обоснование целей государственного регулирования. |
12 | ||
2.2 |
Характеристика средств государственного регулирования. |
17 | ||
2.3 |
Антимонопольная политика государства. |
21 | ||
3. |
Государственное регулирование конкуренции на рынке Р.Ф. |
|||
3.1. |
Сущность конкуренции, ее основные виды. |
26 | ||
3.2. |
Основные положения закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». |
27 | ||
3.3. |
Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на рынке финансовых услуг. |
29 | ||
3.4. |
Контроль, осуществляемый при ограничении конкуренции на рынке финансовых услуг. |
32 | ||
Заключение. |
35 | |||
Список использованной литературы. |
36 |
Введение.
Государство участвует в регулировании экономики во всех существующих экономических системах. В современной рыночной системе это регулирование осуществляется в наименьших масштабах, но роль государства все-таки велика.
Государственное регулирование экономики – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Степень государственного регулирования экономики соответствует определённому уровню развития экономики, концентрации производства и капитала. Так как возникают некоторые проблемы современного общества, которые не могут быть разрешены только рыночными механизмами, государственное вмешательство становится необходимым.
В государственном регулировании рыночной экономики выявляются два различных аспекта. Первое – это упорядочивающее воздействие на рынок. Оно проявляется в своде правил и ограничений рыночной деятельности и контроле их соблюдения. Регулирование осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Второе – влияние на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли и дохода, при помощи системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства правительство осуществляет свою финансовую политику, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
Необходимость государственного регулирования экономики объясняется такими несовершенствами рынка, как:
1. Несовершенство конкуренции, выражающееся в том, что на некоторых отраслевых рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, наносят ущерб благосостоянию общества.
2. Существование многочисленных товаров, необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и предлагаются, то в недостаточном количестве. Таких товаров много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры и др.
3. Наличие внешних эффектов, типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
4. Неполнота рынков, типичным примером которых является рынок медицинских и пенсионных страховых услуг.
5. Несовершенство информации, во
многих отношениях
6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.
7. Неравномерное перераспределение доходов, которое, если государство не принимает мер, ставит под угрозу общественную стабильность.
8. Существование товаров и услуг обязательного плана (например, начальное образование), потреблять которые может заставить только государство, а не рынок.
Из этого следует не только необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, реализующиеся посредством такого регулирования.
Сегодня, в условиях экономического кризиса, тема государственного регулирования экономики является особо актуальной. Именно по этому данная курсовая работа посвящена этой теме.
Целью данной курсовой работы является исследование сущности и необходимости государственного регулирования экономики.
Исходя из поставленной цели, в ходе выполнения курсовой работы будут решены следующие задачи: изучение различных теорий государственного регулирования экономики; обозначение объектов государственного регулирования экономики; рассмотрение средств, целей и границ государственного регулирования экономики. Решение вышеперечисленных задач необходимо для формирования государственного мышления и умения решать важнейшие вопросы регулирования социально-экономических процессов в условиях становления и развития рыночных отношений.
Государственное регулирование экономики является научной экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.[1] Оно охватывает все стороны общественного воспроизводства.
Содержанием государственного регулирования является организация регулирующего воздействия государства на развитие национальной экономики и ее отдельных подсистем в заданном направлении. Важную роль оно играет в территориальном развитии, определении внутри региональных и межрегиональных пропорций, формировании региональных рынков, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов. Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.[11]
Государственное управление представляет собой сложную систему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер, а так же должно быть связано с другими элементами системы государственного управления: политикой, культурой, соблюдением законности, прав и свобод граждан и т.д.[11]
Государственное регулирование экономики в первую очередь опирается на такие экономические законы, как: закон спроса и предложения. Для современного рынка характерны антисоциальные действия и тенденции, что приводит к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Эти действия сдерживают только государственные регуляторы.[11]
Высшая цель государственного
регулирования сводится к
Исходя из целей, государственное регулирование выполняет ряд важных функций в рыночной экономике:
Государственная собственность и государственное предпринимательство – материальная база, а так же и важный инструмент государственного регулирования.
Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
Инструментом государственного регулирования так же являются законодательные и правовые документы. Прежде всего промышленное и банковское законодательство. С его помощью государство поддерживает определённую структуру: степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; различные государственные стандарты; регулирование условий эксплуатации окружающей среды.[11]
Государственное регулирование предполагает эффективное функционирование системы оказания финансовой помощи отдельным регионам, отраслям, производствам.
Считается, что экономика как наука зародилась в 16-17 в.в. В этот период происходит становление капитализма, мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения. В процессе этих явления появляется Меркантелизм. Сущность учения меркантелистов сводится к определению источника происхождения богатства. Все внимание уделяется сфере товарно-денежного обращения. [7]
Провозглашается активное вмешательство государства в экономику. По их мнению, государство должно поощрять вывоз товаров за границу, способствовать захвату внешних рынков и ограничивать ввоз импортных товаров в страну путем установления высоких пошлин. Так же обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию.[7]
После разложения идей меркантелизма возникает новое экономическое направление – классическая политэкономия. Она основывается на отстаивании интересов крупной и средней промышленной буржуазии и анализировании сферы производства материальных благ.[7]
Эту ступень развития экономики и роли государства в ней олицетворяет работа А.Смита «Исследование о природе и причине богатсва народов», в которой он утверждает, что «свободная игра рыночных сил (правило «невидимой руки») создает гармоничное устройство».[7]
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, то есть делать то, что человек не может сделать сам или делает это неэффективно. В своей системе рыночной экономики Смит доказывал, что главная движущая сила экономического развития – это стремление предпринимателя к достижению своих частных целей, в конечном итоге увеличивая благосостояние как его, так и общества в целом.[7]