Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и необходимости государственного регулирования экономики.
Исходя из поставленной цели, в ходе выполнения курсовой работы будут решены следующие задачи: изучение различных теорий государственного регулирования экономики; обозначение объектов государственного регулирования экономики; рассмотрение средств, целей и границ государственного регулирования экономики. Решение вышеперечисленных задач необходимо для формирования государственного мышления и умения решать важнейшие вопросы регулирования социально-экономических процессов в условиях становления и развития рыночных отношений.

Содержание

Ведение.
3
1.
Сущность и содержание государственного регулирования экономики.


1.1.
Понятие и цели государственного регулирования.
6

1.2.
Представление меркантелистов о государственном регулировании экономики.

8

1.3.
Размышления представителей классической политэкономии о проблеме государственного регулирования экономики.

8

1.4.
Мнение представителей кейнсианства о государственном регулировании экономики.

9

1.5.
Взгляды представителей неоклассицизма на государственное регулирование экономики.

10
2.
Государственное регулирование в современной экономике Р.Ф.


2.1.
Обоснование целей государственного регулирования.
12

2.2
Характеристика средств государственного регулирования.
17

2.3
Антимонопольная политика государства.
21
3.
Государственное регулирование конкуренции на рынке Р.Ф.


3.1.
Сущность конкуренции, ее основные виды.
26

3.2.
Основные положения закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

27

3.3.
Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

29

3.4.
Контроль, осуществляемый при ограничении конкуренции на рынке финансовых услуг.

32
Заключение.
35
Список использованной литературы.
36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Государственное регулирование экономики..doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

2.2. Характеристика методов государственного  регулирования.

Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Государственное вмешательство в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.[1]

В условиях рыночных отношений в системе государственного регулирования экономики используются самые разные формы и методы. Они  обеспечивают разработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего варианта и обеспечение его выполнения. В итоге все меры государственного регулирования экономики направлены на ориентирование макроэкономического развития и поведения в микроэкономике в направлении выбранного варианта действия, обеспечивающего достижение поставленных целей.[2]

По форме участия и методам влияния государства на хозяйственную деятельность выделяют прямые и косвенные методы.[1]

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на силе государственной власти. Они не создают дополнительных материальных стимулов.[1]

К прямым методам государственного воздействия относятся:

    • Определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах.
    • Государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг.
    • Государственная поддержка программ, заказов и контрактов.
    • Нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции.
    • Правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.
    • Лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Сфера применения косвенного регулирования значительно расширяется, тем самым сужает возможности прямого вмешательства в процессы расширенного воспроизводства.[1]

Методы косвенного регулирования экономики основываются на товарно-денежных рычагах, к ним относятся:

    • Налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот.
    • Регулирование цен, их уровней и соотношений.
    • Платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы.
    • Таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

 

 

Отсюда выделяют административно-распорядительные и экономические методы.[2]

Административно-распорядительные относятся  к прямым методам. Они основываются на силе государственной власти, включают в себя меры запрета, разрешения, предупреждения. Носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений. Сюда можно отнести распределение централизованных инвестиций и других ресурсов, контролируемых государством, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта и импорта. Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения.[2]

Экономические методы относятся к косвенным. Они воздействуют на интересы объекта регулирования через хозяйственное законодательство; финансовую, денежную и кредитную систему. При этом объект регулирования  свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству. При помощи экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социализацию и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и другое.[2]

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный заказ. Он позволяет активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство. На его основе осуществляется закупки продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов. Задачи государственного заказа состоят в формировании портфеля заказов товаропроизводителю на поставку потребителям заданного количества продукции, выполнение конкретных видов работ и услуг. Обеспечивает  оптимальные пропорции между спросом и предложением, выполняет функции гаранта жизнеобеспечения всех социальных слоев населения. Формирует страховые запасы и резервные фонды.[2]

В системе государственного регулирования используется лицензирование. Оно происходит в целях защиты жизненно-важных ресурсов человека, общества, государства. Так же с целью повышения качества обслуживания населения, соблюдение экономических, санитарных и других норм и правил.[2]

Важное место занимает стандартизация. Она устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Этим обеспечиваются: безопасность работ, услуг, продукции, их качество в соответствии с доступным уровне развития науки и техники, а так же единство измерений и экономия ресурсов.[2]

Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям проводится сертификация. Она делится на обязательную и добровольную.[2]

Для отличия производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки.[2]

Так же к мерам внешнеэкономического регулирования относится квотирование – ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в направленном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.[2]

При регулировании размещения и развития производительных сил применяется нормативный метод, выражающий научно-обоснованные потребности в товарах и услугах в регионах страны.[1]

Балансовый метод осуществляет правильный выбор соотношения между отраслями хозяйства. Большую роль этот метод играет при обосновании размещения отдельных хозяйственных объектов, при разработке системы национальных внутрирайонных и межрайонных связей, при определении требуемого объема вывоза и ввоза.[1]

Метод моделирования применяется при регулировании территориальных пропорций размещения отраслей и производств, систем расселения.[1]

Правовые и управленческие регуляторы оказывают прямое воздействие на социально-экономические процессы в условиях становления рыночных отношений и на эффективное проведение рыночных экономических реформ.[1]

Финансово-кредитные методы относятся ко всем сферам социально-экономической жизни России. Общественно необходимые затраты труда и цены товара определяются как равнодействующая и противоборства двух тенденций: предложение товара, отражающее среднеобщественные затраты труда на его изготовление, и платежеспособный спрос на товар как выражение общественной необходимости и потребности в данном товаре.[1]

В переходный период важно иметь три вида цен: стабильные цены, в то же время обладающие подвижностью и эластичностью; лимитные цены с жесткой верхней границей; свободно-складывающиеся цены – цены стихийного рынка.[1]

В системе государственного регулирования применяются и другие меры вмешательства государства. Но все используемые формы, методы, инструменты, как правило, не являются новыми: они широко использовались в планово-директивных и в рыночных моделях экономики. Их основное отличие заключается в особенностях формирования, формах проявления и совокупном воздействии.[2]

2.3. Антимонопольная политика государства.

Деятельность предпринимателей на товарном рынке имеет две тенденции и характеризуется двумя способами получения наибольшей прибыли.

Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятся улучшить качество продукции, расширить ассортимент, снижать издержки.

Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей и поставщиков договориться межу собой о взаимовыгодном разделении рынка, условий продажи, уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их, и таким способом получить преимущество.

Первую тенденцию государство стремится поддерживать, а второй – противодействовать, проводя антимонопольную политику, с целью расширения масштабов конкурентной среды.

Монополистической считается деятельность хозяйственного субъекта, органа управления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причиняющая ущерб потребителю. Она позволяет занять хозяйствующему субъекту занять доминирующее положение на рынке и оказывать решающее влияние на обращение товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйственным субъектам.

Различают временную, естественную и государственную монополии.

Временная монополия возникает в результате использования изобретений, внедрения патентов и характеризуется отсутствием конкуренции.

Естественными монополиями являются организации, производящие товары и услуги, удовлетворение спроса на которые на рынке на рынке эффективно при отсутствии конкуренции из-за технологических особенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены обусловленный невозможностью полной замены их другими товарами. Создание конкуренции в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно.

Государственная монополия создается на основе законодательства, определяющего ее субъекты, формы, границы.

В переходный период государство проводит демонополизацию экономики и развитие конкуренции на товарных рынках.

Антимонопольная политика базируется на Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и других нормативных актах. Законы не преследуют монопольное положение фирмы на рынке, они лишь запрещают ее такое поведение, которое наносит вред другим участникам рынка.

Выделяют такие общие положения антимонопольной политики, как: контроль за слияниями компаний, запрещение соглашений и сговоров предпринимателей, пресечение недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство России признает недействительными соглашения между хозяйствующими субъектами в любой форме, направленные на ограничение конкуренции. Органам власти и управления запрещаются акты, действия и соглашения, ограничивающие конкуренцию. Они не могут создавать новые структуры государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров. Не допускается совмещение функций федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта.

Антимонопольная политика государства решает следующие основные задачи:

  • Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
  • Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
  • Осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
  • Проведение государственной политики поддержки предпринимательства.
  • Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий.

Антимонопольный контроль предполагает представление в антимонопольные органы ходатайств и уведомлений.

В отношении хозяйствующих субъектов антимонопольный орган вправе контролировать соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта, крупные продажи и покупки акций, ведущие к доминирующему положению хозяйствующего субъекта.

Антимонопольный орган вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, расторжении противоречащих закону договоров, принудительном разделении хозяйствующих субъектов, об отмене органами власти и управления принятых неправомерных актов.

Территориальные управления осуществляют единую государственную антимонопольную политику, защиту прав потребителей, пресекают недобросовестную конкуренцию и рекламу. В их власти большие полномочиями по принятию мер к предприятиям — нарушителям антимонопольного законодательства.

Однако из-за несовершенства законодательства, антимонопольная политика не может эффективно выполнять свои функции. Возникают проблемы с доступом к информации о рынках, монополистах, чем нарушается закон о конкуренции; сложно выявить ценовые сговоры фирм, невозможно оперативно налагать штрафы на нарушителей антимонопольного законодательства. По положению организации, нарушающие правовые нормы государственного регулирования цен (тарифов), несут ответственность, оплачивая штрафы при наличии нарушений. Но механизм взысканий не отработан.

Информация о работе Государственное регулирование экономики