Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:34, курсовая работа
На современном этапе государство выполняет ряд функций, общее назначение которых сводится к построению и эффективному управлению обществом в целом и человеком в отдельности. При этом степень выполнения функций государства, будь то социальная, экономическая, охранительная или любая другая, во многом обусловлена наличием для этого необходимых финансовых ресурсов.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. Социально-экономическая сущность финансов 5
1.2. Структуры финансовой системы России 8
1.3. Сущность и функции государственных финансов 15
1.4. Органы государственного управления финансами 21
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ. 28
Заключение 34
Список литературы 36
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.
Контрольная функция государственных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.
Состояние государственных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.
Государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы:
Достижение целей задается
стратегией развития. Финансовая стратегия
определяет возможность сбалансированного
управления стоимостной оценкой
материально-технических
Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:
Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.
Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:
Трансформация экономических
отношений означает переход к
новому типу экономического роста, основанному
на низком уровне инфляции и безработицы,
внешнеэкономической
Инвестиционная активность
государства и каждого
В государственном управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы власти, обладающие соответствующими полномочиями в части регулирования финансовой деятельности государства.
Президент Российской Федерации как глава государства:
Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, - рассматривает и утверждает законы, связанные с развитием финансовой системы:
Общее руководство организацией финансов в стране осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Его основными функциями является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере:
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности федеральных служб, находящихся в его ведении:
а также контроль над исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие основные функции:
Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие функции:
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральное казначейство осуществляет следующие правоприменительные функции:
Основными функциями Федеральной таможенной службы в части управления финансами являются:
Управление рынком ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации. Основные функции Федеральной службы по финансовым рынкам таковы:
Особое место в системе управления финансами со стороны органов власти принадлежит Счетной палате Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации в своей деятельности не зависит от Правительства, наделена широкими полномочиями - выполняет контрольные, экспертно-аналитические и информационные функции - и подотчетна Федеральному Собранию Российской Федерации.
Основными задачами, которые выполняет Счетная палата Российской Федерации, являются: