Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:34, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе государство выполняет ряд функций, общее назначение которых сводится к построению и эффективному управлению обществом в целом и человеком в отдельности. При этом степень выполнения функций государства, будь то социальная, экономическая, охранительная или любая другая, во многом обусловлена наличием для этого необходимых финансовых ресурсов.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. Социально-экономическая сущность финансов 5
1.2. Структуры финансовой системы России 8
1.3. Сущность и функции государственных финансов 15
1.4. Органы государственного управления финансами 21
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ. 28
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные финансы.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных  финансов реализуется по следующим  основным направлениям:

  • контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  • контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  • контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное  использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования  и расходования денежных фондов.

 Состояние государственных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Государственные финансы  ориентированы на следующие основные принципы:

  • единства законодательной и нормативной базы;
  • открытости и прозрачности;
  • разграничения полномочий и предметов ведения;
  • целевой ориентированности;
  • научного подхода к реализации намеченных целей;
  • экономичности и рациональности;
  • управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия  определяет возможность сбалансированного  управления стоимостной оценкой  материально-технических средств  и денежными ресурсами, которыми располагают государственный сектор экономики.

Особое значение имеет  определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может  быть сведена к трем решающим факторам:

  • экономической стабилизации;
  • адаптации к рыночным преобразованиям;
  • стимулированию инвестиционной активности.

Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей  финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить  реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

Финансовая адаптация  к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Реформирование экономики  с целью финансовой адаптации  включает:

  • либерализацию цен;
  • приватизацию;
  • социальную трансформацию;
  • интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических  отношений означает переход к  новому типу экономического роста, основанному  на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде  и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации - создание социально-ориентированной рыночной экономики.

Инвестиционная активность государства и каждого предприятия  является результатом и индикатором  экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации. 7

1.4. Органы государственного управления финансами

 

В государственном управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы власти, обладающие соответствующими полномочиями в части регулирования финансовой деятельности государства.

Президент Российской Федерации как глава государства:

  • обеспечивает в области управления финансами согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
  • регламентирует функционирование финансовой системы страны путем утверждения законов о федеральном бюджете, государственных внебюджетных фондах, налоговой системе,
  • определяет систему финансово-экономических отношений между Центром, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и т. д.

Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, - рассматривает и утверждает законы, связанные с развитием финансовой системы:

  • о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты,
  • о выпуске государственных займов,
  • об изменении финансовых обязательств государства,
  • о федеральном бюджете,
  • о государственных внебюджетных фондах.

Общее руководство организацией финансов в стране осуществляет  Министерство финансов Российской Федерации. Его  основными функциями  является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере:

  • бюджетной деятельности,
  • налоговой деятельности,
  • страховой деятельности,
  • валютной деятельности,
  • банковской деятельности, 
  • государственного долга, 
  • аудиторской деятельности,
  • бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности,
  • производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, 
  • таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств,
  • инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, 
  • организации и проведения лотерей, азартных игр и пари,
  • производства и оборота защищенной полиграфической продукции,
  • финансового обеспечения государственной службы,
  • противодействия легализации  доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности федеральных служб, находящихся в его ведении:

  • Федеральной налоговой службы,
  • Федеральной службы страхового надзора,
  • Федеральной службы финансово-бюджетного надзора,
  • Федеральной службы по финансовому мониторингу,
  • Федерального казначейства,

а также контроль над  исполнением  Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Федеральная налоговая  служба осуществляет следующие основные функции:

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах,
  • контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
  • контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,
  • контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции,
  • контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов,
  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств,
  • представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная служба страхового надзора  осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  осуществляет следующие  функции:

  • контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере,
  • валютный контроль.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет  функции  по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой  сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральное казначейство осуществляет следующие правоприменительные функции:

  • обеспечение исполнения федерального бюджета,
  • кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
  • предварительный и текущий контроль над проведением главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета операций с этими средствами.

Основными функциями  Федеральной таможенной службы в части управления финансами являются:

  • взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов,
  • контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов,
  • осуществление мер по их принудительному взысканию.

Управление рынком ценных бумаг осуществляет Федеральная  служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации. Основные  функции Федеральной службы по финансовым рынкам таковы:

    • осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг,
    • обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации,
    • контроль и надзор за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, их управляющих компаний и специализированных депозитариев, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также за деятельностью товарных бирж и бюро кредитных историй.

Особое место в системе  управления финансами со стороны органов власти принадлежит Счетной палате Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации в своей деятельности не зависит от Правительства, наделена широкими полномочиями - выполняет контрольные, экспертно-аналитические и информационные функции - и подотчетна Федеральному Собранию Российской Федерации.

Основными задачами, которые выполняет Счетная палата Российской Федерации, являются:

Информация о работе Государственные финансы