Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:34, курсовая работа
На современном этапе государство выполняет ряд функций, общее назначение которых сводится к построению и эффективному управлению обществом в целом и человеком в отдельности. При этом степень выполнения функций государства, будь то социальная, экономическая, охранительная или любая другая, во многом обусловлена наличием для этого необходимых финансовых ресурсов.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. Социально-экономическая сущность финансов 5
1.2. Структуры финансовой системы России 8
1.3. Сущность и функции государственных финансов 15
1.4. Органы государственного управления финансами 21
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ. 28
Заключение 34
Список литературы 36
Сфера осуществления полномочий Счетной палаты Российской Федерации включает:
Основной формой контроля со стороны Счетной палаты Российской Федерации является проведение ревизий и тематических проверок, информация о результатах которых поступает в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. При выявлении нарушения законов, которые предусматривают уголовную ответственность, Счетная палата направляет материалы проверок в правоохранительные органы.
Для принятия мер по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой, руководителю проверяемой организации направляется представление, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок.
В ведущих зарубежных странах основными органами государственного управления финансами являются, как и в Российской Федерации, парламент и министерство финансов, кроме того, как правило, работает и независимый орган финансового контроля. 8
Роль государства в управлении обществом, в проведении финансовой политики и организации финансового хозяйства в стране изучается не первое столетие. Еще профессор И.И. Янжул в своей работе опубликованной в 1899 г. под названием «Основные начала финансовой науки» писал, что финансы – это мерило благосостояния страны, мерило цивилизации, могущества государства.
В структуре экономических взаимосвязей финансы предприятий занимают определяющее положение, так как обслуживают главное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется основная масса финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий – это не только составная, но и специфическая часть финансов.
Они характеризуются теми же чертами, которые присущи в целом категории финансов, вместе с тем у них есть черты, обусловленные особенностями самого материального производства. Финансовые отношения, складывающиеся в материальном производстве, оказывают огромное влияние на всю систему финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, формируют фундамент экономической структуры общества. Государство же, в процессе осуществления своей деятельности в различных сферах определяет правовые нормы функционирования предприятия.
Важнейшей целью государственной финансовой политики является увеличение объема финансовых ресурсов необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества. В любом государстве действует множество законодательных и нормативных актов, инструкций, положений. И проводя свою политику в области экономики, государство определенным образом влияет на деятельность предприятия. В качестве регулирующего механизма широко используются налоговые системы. Именно от таких экономических, а не административных инструментов, как налоговые ставки и налоговые льготы, рыночная экономика развивается в желательных направлениях. От величины налогов, от принципов, на основании которых предприятия платят налоги, во многом зависит качество и характер взаимоотношений предприятий и властных структур. Целью налоговой политики государства является, прежде всего, сбалансировать бюджет.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Такая политика создает всевозможные проблемы для предприятий, и, прежде всего, финансовые.
Предприятия заинтересованы в переходе от примата интересов государства к принципу примата интересов производителя, предприятия. Налоговое же законодательство постоянно изменяется и предприятиям необходимо к нему приспосабливаться.
Исследуя статистические данные по структуре налоговых поступлений в бюджет можно сделать вывод об ухудшении экономической ситуации в стране, вызванным мировым финансовым кризисом.
Всего в январе-августе
2009 года в бюджетную систему поступило
Таблица 1. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за январь-август 2008-2009 гг. 9
млрд. рублей | |||
январь-август |
январь-август |
в процентах к 2008 году | |
Всего поступило в бюджетную систему РФ |
7 031,4 |
5 448,5 |
77,5 |
в том числе: |
|||
Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН) |
5 987,7 |
4 390,3 |
73,3 |
Государственные внебюджетные фонды |
1 043,7 |
1 058,2 |
101,4 |
млрд. рублей | |||
январь-август |
январь-август |
в процентах к 2008 году | |
Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН) |
5 987,7 |
4 390,3 |
73,3 |
в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) |
2 976,1 |
1 910,2 |
64,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
3 011,6 |
2 480,1 |
82,4 |
из них: |
|||
Налог на прибыль организаций |
1 827,0 |
833,6 |
45,6 |
в федеральный бюджет |
544,5 |
134,2 |
24,6 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1 282,5 |
699,4 |
54,5 |
Налог на доходы физических лиц |
|||
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1 059,1 |
1 052,7 |
99,4 |
Единый социальный налог в федеральный бюджет |
329,5 |
337,6 |
102,5 |
Налог на добавленную стоимость |
|||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
819,9 |
773,4 |
94,3 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь |
27,3 |
18,9 |
69,4 |
Акцизы |
205,4 |
212,5 |
103,4 |
в федеральный бюджет |
80,7 |
52,0 |
64,4 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
124,7 |
160,5 |
128,7 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 241,2 |
630,1 |
50,8 |
в федеральный бюджет |
1 168,6 |
586,3 |
50,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
72,6 |
43,8 |
60,3 |
в том числе: |
|||
налог на добычу полезных ископаемых |
1 217,9 |
613,6 |
50,4 |
в федеральный бюджет |
1 146,4 |
571,2 |
49,8 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
71,5 |
42,4 |
59,4 |
из него нефть: |
1 125,9 |
538,3 |
47,8 |
в федеральный бюджет |
1 069,6 |
511,3 |
47,8 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
56,3 |
26,9 |
47,8 |
млрд. рублей | |||
январь-август |
январь-август |
в процентах к 2008 году | |
Государственные внебюджетные фонды - всего |
1 043,7 |
1 058,2 |
101,4 |
в том числе: |
|||
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) |
823,4 |
840,0 |
102,0 |
Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) |
52,1 |
46,3 |
88,8 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) |
58,9 |
60,5 |
102,8 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) |
109,3 |
111,3 |
101,8 |
Основная масса
Поступления налога на прибыль
организаций в бюджетную систему Российской Федерации
в январе-августе 2009 года составили 833,6
млрд. рублей. По сравнению с январем-августом
2008 года поступления снизились на 993,4 млрд.
рублей, или более чем в 2 раза.
Снижение поступлений обусловлено ухудшением
результатов финансово-хозяйственной
деятельности организаций (ростом количества
убыточных организаций и суммы полученного
убытка с одновременным снижением количества
прибыльных организаций и суммы полученной
ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки
налога, зачисляемого в федеральный бюджет,
с 6,5% до 2 процентов.
Поступления единого социального налога в январе-августе 2009 года составили 337,6 млрд. рублей и по сравнению с январем-августом 2008 года выросли на 8,2 млрд. рублей, или на 2,5%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-августе 2009 года составили 773,4 млрд. рублей и по сравнению с январем-августом 2008 года снизились на 5,7%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-августе 2009 года 18,9 млрд. рублей, что в 1,4 раза меньше, чем в январе-августе 2008 года.
Поступления по сводной группе акцизов составили в январе-августе 2009 года 212,5 млрд. рублей и снизились относительно января-августа 2008 года на 3,4%.
Налога на добычу полезных
ископаемых (далее – НДПИ) в январе-августе 2009 года
поступило в бюджет 613,6 млрд. рублей.
По сравнению с январем-августом 2008 года
поступления НДПИ снизились в 2 раза, что
обусловлено снижением цены на нефть (с
106,3$ в декабре 2007 года – июле 2008 года до
50,7$ в декабре 2008 года – июле 2009 года, или
в 2,1 раза).
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-августе 2009 года поступило 840,0 млрд. рублей, что на 2,0% больше, чем в январе-августе 2008 года.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-августе 2009 года поступило 46,3 млрд. рублей, что на 11,2% меньше, чем в январе-августе 2008 года.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-августе 2009 года поступило 60,5 млрд. рублей, что на 2,8% больше, чем в январе-августе 2008 года.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-августе 2009 года поступило 111,3 млрд. рублей, что на 1,8% больше, чем в январе-августе 2008 года.
Такова ситуация с поступлениями финансовых ресурсов в государственный бюджет по основным видам налогов, которые одновременно характеризуют и финансовое состояние внутри самих предприятий - налогоплательщиков. Очевидно, что государственные финансовые ресурсы и финансовые ресурсы предприятий неразрывно взаимосвязаны. И проведение взвешенной финансовой государственной политики позволит нашей стране выйти на орбиту устойчивого развития.
Государственные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.
Государственные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного сектора экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.
Государственные финансы
охватывают ту часть денежных отношений,
которая связана с
Государственные финансы объединяют денежные отношения, посредством которых формируются и используются фонды денежных средств, предназначенных для выполнения функций и задач государства. Решение социально-экономических задач осуществляется с помощью государственных финансов. В ходе выполнения конкретизированных задач перераспределяются финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, отраслями национальной экономики, входящими в состав материального производства и социальной сферы, социальными слоями граждан.