Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:34, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе государство выполняет ряд функций, общее назначение которых сводится к построению и эффективному управлению обществом в целом и человеком в отдельности. При этом степень выполнения функций государства, будь то социальная, экономическая, охранительная или любая другая, во многом обусловлена наличием для этого необходимых финансовых ресурсов.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. Социально-экономическая сущность финансов 5
1.2. Структуры финансовой системы России 8
1.3. Сущность и функции государственных финансов 15
1.4. Органы государственного управления финансами 21
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ. 28
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные финансы.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)
    • контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,
    • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности,
    • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов,
    • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на  формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. 
    • регулярное представление информации о ходе исполнения федерального бюджета, полученной в ходе проводимых контрольных мероприятий, Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации.

Сфера осуществления полномочий Счетной палаты Российской Федерации включает:

    • государственные органы Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды,
    • органы местного самоуправления, предприятия, организации (в том числе финансово-кредитные организации и страховые компании), если они получают, перечисляют или используют средства федерального бюджета либо если они пользуются федеральной собственностью или имеют налоговые, таможенные льготы.

Основной формой контроля со стороны Счетной палаты Российской Федерации является проведение ревизий и тематических проверок, информация о результатах которых поступает в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. При выявлении нарушения законов, которые предусматривают уголовную ответственность, Счетная палата направляет материалы проверок в правоохранительные органы.

Для принятия мер по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой, руководителю проверяемой организации направляется представление, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок.

В ведущих зарубежных странах основными органами государственного управления финансами являются, как и в Российской Федерации, парламент и министерство финансов, кроме того, как правило, работает и независимый орган финансового контроля. 8

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

 

Роль  государства  в  управлении  обществом,  в  проведении финансовой политики  и  организации   финансового  хозяйства  в  стране  изучается  не первое столетие. Еще  профессор И.И. Янжул в своей работе опубликованной в 1899 г.  под  названием  «Основные  начала  финансовой  науки»  писал,  что финансы –  это  мерило  благосостояния  страны,  мерило   цивилизации, могущества государства. 

В  структуре  экономических  взаимосвязей  финансы  предприятий  занимают   определяющее  положение,  так  как  обслуживают  главное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется основная масса финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий – это не только составная, но и специфическая часть финансов.

Они характеризуются  теми же чертами, которые присущи в целом категории финансов,  вместе  с  тем  у  них  есть  черты,  обусловленные  особенностями самого  материального  производства.  Финансовые  отношения, складывающиеся  в  материальном  производстве,  оказывают   огромное влияние  на  всю  систему  финансовых  взаимосвязей  в  народном  хозяйстве, формируют фундамент экономической структуры общества. Государство же, в  процессе  осуществления своей деятельности в  различных  сферах определяет правовые нормы функционирования предприятия. 

Важнейшей  целью  государственной  финансовой  политики  является увеличение  объема  финансовых  ресурсов  необходимых  для  более  полного  удовлетворения  потребностей  общества.  В  любом  государстве   действует  множество  законодательных и нормативных  актов, инструкций, положений. И проводя  свою политику в области  экономики,  государство определенным образом  влияет  на  деятельность  предприятия.  В  качестве  регулирующего механизма  широко  используются  налоговые  системы.  Именно  от  таких экономических, а не административных инструментов, как налоговые ставки и  налоговые  льготы,  рыночная  экономика  развивается  в  желательных направлениях. От  величины  налогов,  от  принципов,  на  основании  которых предприятия  платят налоги,  во  многом  зависит качество  и характер взаимоотношений   предприятий и властных  структур.  Целью налоговой политики  государства является,  прежде  всего,  сбалансировать  бюджет.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации  финансовой  политики  государства.  Такая  политика  создает всевозможные  проблемы  для  предприятий,   и,   прежде  всего,  финансовые.

Предприятия заинтересованы в переходе от примата интересов  государства к  принципу  примата  интересов производителя,  предприятия. Налоговое же законодательство постоянно изменяется и предприятиям необходимо к нему приспосабливаться. 

Исследуя статистические данные  по структуре налоговых  поступлений в  бюджет  можно сделать  вывод  об  ухудшении экономической ситуации в стране, вызванным мировым финансовым кризисом.

Всего в январе-августе 2009 года в бюджетную систему поступило 5448,5 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 22,5% меньше, чем в январе-августе 2008 года.

Таблица 1. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за январь-август 2008-2009 гг. 9

     

млрд. рублей

 

январь-август 
2008 года

январь-август 
2009 года

в процентах к 2008 году

Всего поступило в бюджетную систему РФ

7 031,4

5 448,5

77,5

в том числе:

     

Налоги и сборы в  консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)

5 987,7

4 390,3

73,3

Государственные внебюджетные фонды

1 043,7

1 058,2

101,4

       
     

млрд. рублей

 

январь-август 
2008 года

январь-август 
2009 года

в процентах к 2008 году

Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН)

5 987,7

4 390,3

73,3

в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

2 976,1

1 910,2

64,2

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

3 011,6

2 480,1

82,4

из них:

     

Налог на прибыль организаций

1 827,0

833,6

45,6

в федеральный бюджет

544,5

134,2

24,6

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

1 282,5

699,4

54,5

Налог на доходы физических лиц

     

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

1 059,1

1 052,7

99,4

Единый социальный налог  в федеральный бюджет

329,5

337,6

102,5

Налог на добавленную  стоимость

     

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

819,9

773,4

94,3

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь

27,3

18,9

69,4

Акцизы

205,4

212,5

103,4

в федеральный бюджет

80,7

52,0

64,4

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

124,7

160,5

128,7

Налоги и сборы и  регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 

1 241,2

630,1

50,8

в федеральный бюджет

1 168,6

586,3

50,2

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

72,6

43,8

60,3

в том числе:

     

налог на добычу полезных ископаемых

1 217,9

613,6

50,4

в федеральный бюджет

1 146,4

571,2

49,8

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

71,5

42,4

59,4

из него нефть:

1 125,9

538,3

47,8

в федеральный бюджет

1 069,6

511,3

47,8

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

56,3

26,9

47,8

       
     

млрд. рублей

 

январь-август 
2008 года

январь-август 
2009 года

в процентах к 2008 году

Государственные внебюджетные фонды - всего

1 043,7

1 058,2

101,4

в том числе:

     

Страховые взносы, зачисляемые  в Пенсионный фонд (ПФР)

823,4

840,0

102,0

Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)

52,1

46,3

88,8

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС)

58,9

60,5

102,8

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования (ТФОМС)

109,3

111,3

101,8


 

Основная масса администрируемых ФНС России доходов бюджета обеспечена поступлениями НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (30%), ЕСН (18%) и налога на прибыль (7%).

Поступления налога на прибыль организаций в бюджетную систему Российской Федерации в январе-августе 2009 года составили 833,6 млрд. рублей. По сравнению с январем-августом 2008 года поступления снизились на 993,4 млрд. рублей, или более чем в 2 раза. 
Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.

Поступления единого социального налога в январе-августе 2009 года составили 337,6 млрд. рублей и  по сравнению с январем-августом 2008 года выросли на 8,2 млрд. рублей, или на 2,5%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-августе  2009 года составили 773,4 млрд. рублей и по сравнению с январем-августом 2008 года снизились на 5,7%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-августе 2009 года 18,9 млрд. рублей, что в 1,4 раза меньше, чем в январе-августе 2008 года.

Поступления по сводной группе акцизов составили в январе-августе 2009 года 212,5 млрд. рублей и снизились относительно января-августа 2008 года на 3,4%.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-августе 2009 года поступило в бюджет 613,6 млрд. рублей. 
По сравнению с январем-августом 2008 года поступления НДПИ снизились в 2 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 106,3$ в декабре 2007 года – июле 2008 года до 50,7$ в декабре 2008 года – июле 2009 года, или в 2,1 раза).

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-августе 2009 года поступило 840,0 млрд. рублей, что на 2,0% больше, чем в январе-августе 2008 года.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-августе 2009 года  поступило 46,3 млрд. рублей, что на 11,2% меньше, чем в январе-августе 2008 года.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-августе 2009 года поступило 60,5 млрд. рублей, что на 2,8% больше, чем в январе-августе 2008 года.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-августе 2009 года поступило 111,3 млрд. рублей, что на 1,8% больше, чем в январе-августе 2008 года.

Такова  ситуация   с поступлениями   финансовых  ресурсов   в  государственный  бюджет  по основным  видам  налогов,  которые  одновременно  характеризуют   и финансовое  состояние  внутри   самих  предприятий -  налогоплательщиков. Очевидно, что  государственные финансовые ресурсы и финансовые ресурсы предприятий  неразрывно  взаимосвязаны.  И  проведение  взвешенной финансовой  государственной  политики  позволит   нашей  стране  выйти  на орбиту устойчивого развития.

 

Заключение

 

Государственные финансы - это совокупность экономических  отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные финансы  выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного сектора экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные финансы  охватывают ту часть денежных отношений, которая связана с распределением и перераспределением стоимости  созданного в обществе национального  продукта. Эти средства аккумулируются органами государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций. Фактически государственные финансы являются инструментом вмешательства государства в экономику в целом, т.е. оказывают непосредственное влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Государственные  финансы  объединяют  денежные  отношения,  посредством  которых формируются  и используются фонды денежных средств, предназначенных для выполнения функций и задач  государства.  Решение  социально-экономических  задач  осуществляется  с  помощью государственных  финансов.  В  ходе  выполнения  конкретизированных  задач  перераспределяются финансовые  ресурсы  между  различными  регионами  и  муниципальными  образованиями,  отраслями национальной  экономики,  входящими  в  состав  материального  производства  и  социальной  сферы, социальными слоями граждан.

Информация о работе Государственные финансы