Государственный бюджет: понятие, принципы, структура и проблемы его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение …………………………………………………………...
4
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования…………………………………...…………………
6
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………….………………………………...
6
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь…………………...................

10
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета….....

2.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг………………………………………………………………….
18
2.1 Понятие и виды государственных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет………………………………………

18
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета……………………………………………………………………….

23
2.3 Проблема государственного долга………………………...……..
27
Заключение………………………………………………………....

Список использованных источников……………………………..

Приложения………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ.docx

— 82.99 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

 

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»

 

 

Кафедра логистики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: макроэканомика

на тему: Государственный бюджет: понятие, принципы, структура и    проблемы его формирования.

 

 

 

 

Студент факультета МЭО и М, 2   курс, группа 1115з

 

_______________

 

Ю.Н. Буйвидович

 

(подпись, дата)

 
     
     
     

Руководитель

канд.экон.наук, доцент

 

_______________

 

В.К. Матюшевская

 

(подпись, дата)

 

 

 

 

МИНСК   2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………...

4

1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования…………………………………...…………………

6

       1.1     Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………….………………………………...

6

 1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь…………………...................

 

10

1.3 Формирование расходной части государственного бюджета….....

 

2.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг………………………………………………………………….

18

2.1 Понятие и виды государственных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет………………………………………

 

18

2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета……………………………………………………………………….

 

23

2.3 Проблема государственного долга………………………...……..

27

Заключение………………………………………………………....

 

Список использованных источников……………………………..

 

Приложения………………………………………………………...

 
 

37

 

38

 

40


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами.

Она выражается социально-экономическим результатом перераспределения национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях. Эффективность бюджетной деятельности может быть измерена отношением показателей ее социально-экономического результата к затратам на ее осуществление.

Тема курсовой работы: Государственный бюджет: понятие, принципы, структура и    проблемы его формирования.

Объектом исследования является бюджетная система Республики

Беларусь.

Цель исследования: изучить государственный бюджет

Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:

- дать понятие государственному бюджету;

- изучить бюджетное устройство  в Республике Беларусь;

- дать понятие доходов;

- дать качественную характеристику  формирование доходной части  и расходной части государственного  бюджета Республики Беларусь;

- разработать основные  виды бюджетных дефицитов.

Курсовая работа базируется на законодательных актах Правительства Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет нашего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

 

    1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь

 

Прежде чем говорить о бюджетном устройстве Республики Беларусь, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой е6диный бюджетный процесс. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами [3, с.21].

В соответствии с законом Президент должен заблаговременно, задолго до начала финансового года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется прогноз социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий бюджетный год. В Республике Беларусь бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Когда проект бюджета составлен, он рассматривается Президентом, который направляет его в парламент для обсуждения и утверждения. В ходе процесса составления и рассмотрения бюджета в него обычно вносятся множество изменений и дополнений.

В утвержденном бюджете должны быть указана суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами ткущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определятся переделы несбалансированной части бюджета, излишек или дефицит, причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

Закон о государственном бюджете после утверждения парламентом подписывается Президентом. В то же время, в случае несогласия Президента с версией бюджета, представленной парламентом, он может отклонить ее, то есть наложить вето. Пока окончательно бюджет не принят и вето не отменено, правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорным статьям в размере 1/ 12 части их величины в предшествующем году. Контроль за состоянием и ходом выполнения республиканского бюджета осуществляется Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который в своей деятельности не зависит ни от парламента [1].

Финансовые органы контролируют исполнение бюджета. В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на 5, 10, 15 % и т.д. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Правда, секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи - это расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание и т.д.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав.

Вообще, в разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и

других специфических черт конкретного государства.

Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

В бывшем Советском Союзе бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно государственный бюджет состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик и бюджета государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами.

Информация о работе Государственный бюджет: понятие, принципы, структура и проблемы его формирования