Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:49, курсовая работа
Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение …………………………………………………………...
4
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования…………………………………...…………………
6
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………….………………………………...
6
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь…………………...................
10
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета….....
2.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг………………………………………………………………….
18
2.1 Понятие и виды государственных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет………………………………………
18
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета……………………………………………………………………….
23
2.3 Проблема государственного долга………………………...……..
27
Заключение………………………………………………………....
Список использованных источников……………………………..
Приложения………………………………………………………...
- доходы от размещения денежных средств республиканского бюджета, а также доходы от размещения в банках-нерезидентах кредитов Международного валютного фонда и других внешних государственных займов, полученных Правительством Республики Беларусь, и внешних
займов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь;
- дивиденды по акциям, за исключением акций, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении унитарных предприятий, и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в республиканской собственности;
- плату за право заключения договоров аренды земельных участков для строительства автозаправочных станций;
- плату за использование радиочастотного спектра;
- плату за право заключения договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в республиканской собственности;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в республиканской собственности;
- административные платежи;
- средства, поступающие в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства в соответствии с законодательством, - 100 процентов;
- доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в республиканской собственности, кроме средств от реализации принадлежащего государству имущества в соответствии с законодательством о приватизации, - 100 процентов, если иное не предусмотрено законодательством;
- доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства;
- доходы от продажи земельных участков в собственность иностранным государствам и международным организациям - 100 процентов;
- удержания из заработной платы осужденных в соответствии с законодательством - 100 процентов;
- штрафы, подлежащие уплате в республиканский бюджет в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства, - 100 процентов;
- возмещение потерь, вреда.
Отчёт об использовании республиканского бюджета представлен в таблице 1 (Приложение А).
Отчёт об использовании местного бюджета представлен в таблице 2 (Приложение Б).
Из данных таблицы 1 « Отчёт об использовании республиканского
бюджета» следует, что по уточнённому плану на 2012г.:
- Налоговые доходы - 83 599 320 068,3 тыс. руб.
- Неналоговые доходы – 12 063 360 172,7 тыс.руб.
- Всего доходы республиканского бюджета – 95 663 358 476,0 тыс.руб.
Исполнено за январь – сентябрь 2012г.:
- Налоговые доходы – 56 801 731 692,7 тыс. руб.
- Неналоговые доходы – 10 045 729 146,0 тыс.руб.
- Всего доходы республиканского бюджета – 66 847 848 431,8 тыс.руб.
Из данных таблицы 2 « Отчёт об использовании местного бюджета» следует, что по уточнённому плану на 2012г.:
- Налоговые доходы – 55 693 374 883,8 тыс. руб.
- Неналоговые доходы – 3 762 589 397,7тыс.руб.
- Всего доходы местного бюджета – 87 966 683 310,4 тыс.руб.
Исполнено за январь – сентябрь 2012г.:
- Налоговые доходы – 42 097 953 101,2 тыс. руб.
- Неналоговые доходы – 3 381 770,549,6 тыс.руб.
- Всего доходы местного бюджета – 66 272 293 917,8 тыс.руб.[13]
Белорусские парламентарии приняли проект бюджета на 2013г. во втором чтении. Законопроект сформирован на бездефицитной основе. По словам министра финансов Белоруссии Андрея Харковца, доходы и расходы консолидированного бюджета составят 197 трлн руб. (порядка 23,4 млрд долл.), или 31,3% ВВП, что в номинальном выражении на 25 % больше по сравнению с ожидаемым исполнением бюджета в 2012г.
"Доходы консолидированного бюджета в 2013г., по расчетам, составят 197 трлн руб. Расходы также сформированы в размере 197 трлн руб., их доля в ВВП сохраняется на уровне текущего года", - сказал министр финансов.
Он отметил, что структура доходов консолидированного бюджета в следующем году существенно не изменится. Так, доля НДС составит 30%, поступлений от внешнеэкономической деятельности - 15%, налога на прибыль - 14,5%, подоходного налога - 12,8%, акцизов - 8,3%, доходов от управления госсобственностью - 8,3%.
В 2013г. основными целями для сектора государственных финансов будут являться "повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами, сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита уязвимых
категорий населения".
В следующем году сохранится социальная направленность расходов бюджета. Значительную часть в нем составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
Глава правительства Михаил Мясникович назвал принятый белорусскими парламентариями во втором чтении проект бюджета на 2013г. "бюджетом развития". "Бюджет, который сегодня принят, - это действительно бюджет развития", - сказал премьер-министр журналистам. По его словам, документ позволит поддержать реальный сектор экономики, в том числе через снижение процентных ставок по кредитам в бюджете закладывается необходимая поддержка экспортного кредитования. "Мы не забыли и о наших традиционных приоритетах - жилье, сельском хозяйстве", - сказал он, сообщив, что в 2013г. планируется ввести рекордное количество жилья - 6,5 млн кв м.
Формирование расходов бюджетов основывается на государственных
минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию
закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.
Расходы республиканского
бюджета и местных бюджетов определяются
с учетом программ социально-экономического
развития Республики Беларусь и соответствующей
административно-
В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на обслуживание долговых обязательств.
В составе республиканского бюджета и местных бюджетов создаются соответственно резервные фонды Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.
Текущие расходы бюджетов.
Текущие расходы бюджетов являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджетов, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
Капитальные расходы бюджетов.
Капитальные расходы бюджетов являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.
Капитальные расходы бюджетов также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной
собственности.
Расходование государственного бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей. Правительственные закупки включают, например, закупку оружия, разнообразное строительство, оплату услуг судей, учителей, пожарных, и т. д. Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам.... Чаще всего правительственные закупки называют истощающими расходами, так как они непосредственно поглощают или используют ресурсы. Трансферты же являются неистощаемыми, так как они не поглощают ресурсы, не связаны с производством. В то же время и трансферты и закупки оказывают влияние на распределение ресурсов. Если через правительственные закупки общество перераспределяет ресурсы от частного потребления к общественному, то через трансферты правительство лишь изменяет структуру потребления товаров частного сектора и не оказывает влияния на увеличение общественного потребления за счет личного; нужно отметить, что в результате этого государственное вмешательство в экономику будет эффективнее при помощи изменения объема правительственных закупок, нежели трансфертов [11, c383].
Бюджетные расходы можно классифицировать по различным принципам: по их роли в воспроизводстве (расходы, направляющиеся в сферу материального производства и на развитие сферы услуг); по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образование, здравоохранение); целевому назначению (капитальные вложения, дотации, расходы на заработную плату); общественному назначению. С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на оборону, управление. В общей сумме расходов на хозяйство большую часть составляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных экономических программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются приоритетные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики, на решение настоятельных социально-бытовой инфраструктуры. Изобразим схематически структуру бюджета по
расходам.
Значительные бюджетные средства, расходуемые на осуществление социально-культурных мероприятий, направлены на то, чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются.
В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки вооружения и военной техники, затраты на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ и на военное строительство.[2, с.52]
Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.
В условиях создания рыночной экономики проявилась насущная необходимость отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления средствами, ассигнованными из бюджета. В этой связи приняты меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низкорентабельных предприятий, последовательному отказу от применявшихся ранее методов финансирования отдельных предприятий. Теперь бюджетные ассигнования в основном направляются на осуществление целевых комплексных программ. Увеличены ассигнования средств на затраты по структурной перестройке и совершенствованию территориальной структуры производства.
Наряду с экономической классификацией расходов бюджета существует и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение средств по целевым программам и уровням управления, (государственные расходы и местные расходы).
Таким образом, большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны и др.
Правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Из данных таблицы 1 « Отчёт об использовании республиканского бюджета» следует, что по уточнённому плану на 2012г.:
- Всего расходы
Исполнено за январь – сентябрь 2012г. – 66 690 749 275,7 тыс.руб. (Приложение А).
Из данных таблицы 2 « Отчёт об использовании местного бюджета» следует, что по уточнённому плану на 2012г.:
- Всего расходы местного бюджета – 87 169 754 170,4 тыс.руб.
Исполнено за январь – сентябрь 2012г.- 66 359 766 363,3 тыс.руб. (Приложение Б).
2 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета.
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.
Различают следующие виды бюджетных дефицитов:
Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.
Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Информация о работе Государственный бюджет: понятие, принципы, структура и проблемы его формирования