Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа
Цель данной работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитие общества на примере Российской Федерации.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы бюджетного устройства РФ.
- рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности.
- проанализировать основные показатели бюджета
- изучить приоритетные направления бюджетной политики
Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие и роль государственного бюджета………………………………….4
2. Роль бюджета в перераспределении национального дохода............................. 6
3. Финансовое обеспечение социальной политики................................................11
4. Роль бюджета в обеспечении монопольной прибыли.......................................13
5.Устройство и структура государственного бюджета в странах рыночной экономики……………………………………………………………………...….15
6. Бюджетная классификация..................................................................................18
7. Государственные доходы.....................................................................................22
8. Государственные расходы...................................................................................26
9. Бюджетный процесс и факторы влияния…………………………………….29
12.Заключение..........................................................................................................32
13.Список использованной литературы.................................................................33
Значительная часть
национального дохода поступает
в бюджет путем прямого распределения
налогообложения
Распределение части национального дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности обществ. Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями и фирмами через государственный бюджет обусловлено главным образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального развития страны, с программами радикальных экономических преобразований общества, для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.
Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем технического оснащения, энерго- и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением перераспределения национального дохода является выделение части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. В условиях рыночных отношений это, прежде всего, относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата управления, правоохранительных органов и т.д.
Пропорции национального дохода, распределяемого через государственный бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем развития производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах общественного развития.При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль бюджета в регулировании общественного производства и распределении национального дохода. Основные направления этих преобразований сосредоточение главных ресурсов государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общественного производства и необходимых темпов развития экономики в целом. Основная логика таких трансформаций состоит в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в условиях рыночных отношениях перенос центра тяжести с централизованных на децентрализованные финансы страны.
На основании этого
возможно более обоснованное решение
вопросов рационального распределения
и перераспределения
Производство, распределение
и перераспределение
Изучая первую фазу этого воспроизводства производство личностного элемента производства (эта фаза включает бюджетные расходы на здравоохранение, культуру, общеобразовательную подготовку, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, повышение деловой квалификации и мастерства работников), необходимо отметить, что эта фаза воспроизводства рабочей силы органически связана с расходной частью бюджета. Сюда же относятся так называемые трансфертные платежи такие виды платежей, которые затем ни в какой форме не возвращаются в бюджет. Это платежи из бюджета в виде пенсий, пособий, стипендий и т.д.
Вторая фаза воспроизводства личностного элемента производства распределение работников по отраслям производства и сферам деятельности, в значительной степени связана с расходной частью бюджетных средств. Речь идет о содержании за счет бюджетных средств бирж труда и центров занятости, содержание временно не работающих лиц, находящихся в статусе безработных, о расходах по трудоустройству незанятой рабочей силы и т.д.
Третья фаза, фаза потребления (использования) рабочей силы непосредственно связана с фазой производства общественного производства. Здесь происходит процесс создания материальных благ, совокупного общественного продукта и национального дохода с одной стороны, и процесс потребления рабочей силы с другой. Таким образом, фаза использования рабочей силы непосредственно связана с доходной частью бюджета. Это выражается в том, что часть вновь созданной работниками материального производства стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде налогов, части необходимого продукта подоходных налогов с населения) поступает в доходную часть бюджета для дальнейшего перераспределения между отраслями, сферами общественного производства, различными группами и слоями населения и т.д.
Рассмотрение проблем
3. Финансовое обеспечение социальной политики
Социальная политика - сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства.
Расходы бюджета на социальную политику - это затраты бюджетных средств на реализацию социальной политики, т.е. на оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания, а также затраты на социальную помощь малообеспеченным гражданам, выплату пенсий военнослужащим, пенсий и пособий работникам правоохранительных органов.
На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов.
В зависимости от того, кто главный инициатор (субъект) этих мер, различают виды социальной политики : государственная, региональная, корпоративная.
Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных..
В функциональной структуре региональной политики лидирующее положение занимает социальная политика, нацеленная на повышение благосостояния и благополучия людей. Социальные приоритеты, провозглашаемые правительством и закреплённые нормативно-правовыми актами, требуют активной реализации их в повседневную жизнь
Внутренняя корпоративная социальная политика - социальная политика, проводимая для работников своей компании. Она основывается на необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках
Внешняя корпоративная социальная политика - социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий.
В зависимости от источника выплаты денежных средств (источника финансирования) на социальное обеспечение граждан выделяют следующие его виды:
- государственное социальное
обеспечение (которое
- негосударственное социальное
обеспечение (которое
Реализация социальной политики государства связана с понятием «публичные нормативные обязательства», под которыми понимаются публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме.
Виды социального обеспечения: пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.
Пенсии - это наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения.
Пособия - это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.
Трудовые пособия
Социальные пособия
не связаны с трудовой деятельностью.
Социальное пособия - это ежемесячные
денежные выплаты из специальных
государственных фондов в установленные
законом случаях нетрудоспособн
Семейные пособия. Субъектами их получения является семьи. Основное социальное назначение семейных пособий - оказание государственной материальной помощи семьям, несущим дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в некоторых других случаях.
Натуральное обеспечение
- передача некоторым категориям граждан
в собственность или в
Расходы на социальную помощь гражданам представляют собой затраты на реализацию целевых социальных программ, в целях комплексного решения проблемы.
4. Роль бюджета
в обеспечении монопольной
Высокие сверхприбыли через государственный бюджет обеспечиваются монополиями различными путями. Главным является система государственных закупок и заказов, т. е. система государственного потребления. Цены на приобретаемые государственные товары, значительную часть которых составляет военная продукция, включают высокую монопольную прибыль,
Чистая прибыль корпораций – лидеров военного бизнеса – в десятки раз превышает прибыль монополий гражданских отраслей промышленности. Использование бюджета как источника высоких сверхприбылей приводит к острой борьбе между военно-промышленными монополиями, стремящимися включить в бюджет наиболее выгодные для них стратегические программы, ведущие к производству новых типов и систем оружия, а вместе с тем и получению новых огромных прибылей.
Бюджет обеспечивает финансовой олигархии значительную прибыль и по линии государственного кредита.
Контрольная функция
заключается в том, что бюджет объективно отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может “сигнализировать” насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются и т.д.
Основу контрольной
функции составляет движение бюджетных
ресурсов, которое отражается в соответствующих
показателях бюджетных
Буржуазия, борясь за власть и стремясь подчинить своим целям правительство, выдвинула специальные принципы построения бюджета
, которые используются
и в настоящее время.
Единство бюджета
. Этот принцип означает
сосредоточение в нем всех
собираемых доходов и
Принцип полноты дополняет принцип единства и означает более детальную расшифровку по каждой статье затрат и поступлений. Выполнение этого принципа позволяет вести контроль за отчетностью по исполненным расходам.
Принцип реальности или правдивости бюджета предполагает правдивое отражение в бюджете финансовых операций, соответствие учрежденных бюджетных сумм их исполнению. Он направлен против фальсификации бюджетных средств.
Принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет
Появление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля находит своё отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.
Бюджетный механизм
- это совокупность
способов организации
Использование бюджетного
механизма для регулирования
экономики осуществляется посредством
маневрирования поступающими в распоряжение
государства денежными
возможно потому, что
в государственном бюджете отсу
Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Существенное влияние на него сказывают задачи, решаемые обществом на том или ином этапе развития. Меняются задачи – должен изменяться и бюджетный механизм.
5. Устройство и структура государственного бюджета в странах рыночной экономики
Информация о работе Государственный бюджет. Его структура и принципы формирования