Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа
Цель данной работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитие общества на примере Российской Федерации.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы бюджетного устройства РФ.
- рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности.
- проанализировать основные показатели бюджета
- изучить приоритетные направления бюджетной политики
Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие и роль государственного бюджета………………………………….4
2. Роль бюджета в перераспределении национального дохода............................. 6
3. Финансовое обеспечение социальной политики................................................11
4. Роль бюджета в обеспечении монопольной прибыли.......................................13
5.Устройство и структура государственного бюджета в странах рыночной экономики……………………………………………………………………...….15
6. Бюджетная классификация..................................................................................18
7. Государственные доходы.....................................................................................22
8. Государственные расходы...................................................................................26
9. Бюджетный процесс и факторы влияния…………………………………….29
12.Заключение..........................................................................................................32
13.Список использованной литературы.................................................................33
Муниципальные (местные) доходы
Государственные доходы
зачисляются в различные
Действующая в Российской
Федерации система
Составляя единую систему,
государственные и местные
Так, классификация доходов
государства по социально-
В зависимости от территориальног
В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:
Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы:
Децентрализованные государственные (и местные) доходы -это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.
К централизованным доходам от
Доходные источники
государственных и местных
В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.
Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.
В отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.
Неналоговым платежам обязательного
характера в отличие от налогов
свойственна определенная возмездность,
поскольку их взимание обусловлено
предоставлением плательщику
На добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.
Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.
8. Расходы государства
Государственные расходы — это урегулированная нормами права деятельность государства по расходованию фондов денежных средств на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.
Содержание и структура государственных расходов зависят от задач, которые решает государство в соответствующем финансовом году.
Государственные расходы осуществляются из различных фондов — как централизованных (бюджеты разичных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фондов государственных предприятий и организаций), только в соответствии с планово-финансовыми актами, утверждаемыми компетентными органами. При этом используются разные способы: финансирование, предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и др.
Финансирование государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям. Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают его от кредитования, предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности.
В настоящее время источниками финансирования государственных и муниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:
В последнее время в формировании необходимой для финансирования денежной основы усилилось значение заемных и привлеченных средств.
Широко распространена многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.
При осуществлении государственных расходов из любых источников, при использовании любых способов должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности, целесообразности.
Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов (действующие независимо от источников финансирования):
Вместе с тем можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:
.Существуют различные нормы расходов. Они подразделяются на обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты) и расчетные — необязательные (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).
Нормы расходов, учитываемые при составлении смет, могут быть материальными и денежными. Материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов (например, количество продуктов питания на одного осужденного в местах лишения свободы). Денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (натуральных) норм расходов.
Общественные расходы представляют собой целенаправленное использование государственных ресурсов для создания общественных благ и осуществления перераспределения в соответствии с принципами справедливости, принятыми в обществе.
Непосредственная организация производства в государственном секторе оправдана прежде всего тогда, когда существуют провалы рынка, т.е. частные фирмы не заинтересованы в производстве данной продукции. Например, в ситуации естественной монополии фирма производит социально значимую продукцию, поэтому государство вынуждает ее устанавливать низкие цены. Убытки, которые она из-за этого несет должны быть покрыты. У государства есть два способа действий: компенсировать потери, либо национализировать отрасль и распределить финансирование убыточной естественной монополии на всех налогоплательщиков. Следует отметить, что в большинстве стран предприятия отраслей естественных монополий находятся в государственной собственности.
Участие государства в финансировании оправдано, если при создании частных благ проявляются положительные внешние эффекты. В этом случае стимулируется производство и усиливается положительный внешний эффект.
Другое важное направление общественных расходов — социальная поддержка — предполагает перераспределение национального дохода между различными группами населения. Однако принципиально важна разница между ситуацией, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц (социальные трансферты), и той, когда человек, столкнувшись с определенными трудностями, пользуется выплатами из общественного фонда, накопленного при его непосредственном участии (социальное страхование).
Информация о работе Государственный бюджет. Его структура и принципы формирования