Государственный бюджет. Его структура и принципы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитие общества на примере Российской Федерации.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы бюджетного устройства РФ.
- рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности.
- проанализировать основные показатели бюджета
- изучить приоритетные направления бюджетной политики

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие и роль государственного бюджета………………………………….4
2. Роль бюджета в перераспределении национального дохода............................. 6
3. Финансовое обеспечение социальной политики................................................11
4. Роль бюджета в обеспечении монопольной прибыли.......................................13
5.Устройство и структура государственного бюджета в странах рыночной экономики……………………………………………………………………...….15
6. Бюджетная классификация..................................................................................18
7. Государственные доходы.....................................................................................22
8. Государственные расходы...................................................................................26
9. Бюджетный процесс и факторы влияния…………………………………….29
12.Заключение..........................................................................................................32
13.Список использованной литературы.................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

экономика курсач.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальные (местные) доходы также являются частью национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные  денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают, соответственно, в муниципальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.

Действующая в Российской Федерации система государственных  и местных доходов базируется на принципе единства. Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений.

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов  государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

  • от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности);
  • от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
  • от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
  • от личных доходов граждан.

В зависимости от территориального уровня доходы подразделяются на:

  • федеральные;
  • доходы субъектов Федерации;
  • местные доходы муниципальных образований.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:

  • налоговые;
  • неналоговые.

 

 

 

Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы:

  • централизованные;
  • децентрализованные.

Децентрализованные государственные (и местные) доходы -это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным  доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов Федерации, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями.

Доходные источники  государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их в соответствующее время на наиболее важные, приоритетные потребности общества для финансирования намеченных программ.

В формировании доходов  государства и муниципальных  образований важная роль принадлежит  неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления — с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

В отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными  платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного  характера в отличие от налогов  свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено  предоставлением плательщику права  на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные сборы), получение юридически значимых услуг (регистрационные сборы), на пользование государственным или муниципальным имуществом (арендная плата) и т.п. Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.

На добровольных началах  государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.

Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Расходы государства

  Государственные расходы — это урегулированная нормами права деятельность государства по расходованию фондов денежных средств на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.

Содержание и структура  государственных расходов зависят от задач, которые решает государство в соответствующем финансовом году.

Государственные расходы  осуществляются из различных фондов — как централизованных (бюджеты разичных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фондов государственных предприятий и организаций), только в соответствии с планово-финансовыми актами, утверждаемыми компетентными органами. При этом используются разные способы: финансирование, предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и др.

Финансирование государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям. Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают его от кредитования, предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности.

В настоящее время  источниками финансирования государственных  и муниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

  • государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе:
  • государственных (муниципальных) внебюджетных фондов; отраслей народного хозяйства — централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий.

В последнее время  в формировании необходимой для  финансирования денежной основы усилилось  значение заемных и привлеченных средств.

Широко распространена многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней  и внебюджетных источников.

При осуществлении государственных  расходов из любых источников, при использовании любых способов должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности, целесообразности.

Можно назвать следующие  общие принципы финансирования государственных  и муниципальных расходов (действующие  независимо от источников финансирования):

  • плановость. Согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отражение потребностей в средствах и источников их удовлетворения; финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды:
  • соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;
  • целевое направление средств, что означает необходимость определения помимо указания общей суммы средств, выделяемых получателям, конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;
  • соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства (Российской Федерации и се субъектов), муниципальных образований;
  • соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;
  • безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством);
  • контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Вместе с тем можно  выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

  • финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;
  • финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование.

.Существуют различные нормы расходов. Они подразделяются на обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты) и расчетные — необязательные (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).

Нормы расходов, учитываемые при составлении смет, могут быть материальными и денежными. Материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов (например, количество продуктов питания на одного осужденного в местах лишения свободы). Денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (натуральных) норм расходов.

Общественные расходы  представляют собой целенаправленное использование государственных  ресурсов для создания общественных благ и осуществления перераспределения в соответствии с принципами справедливости, принятыми в обществе.

Непосредственная организация  производства в государственном  секторе оправдана прежде всего тогда, когда существуют провалы рынка, т.е. частные фирмы не заинтересованы в производстве данной продукции. Например, в ситуации естественной монополии фирма производит социально значимую продукцию, поэтому государство вынуждает ее устанавливать низкие цены. Убытки, которые она из-за этого несет должны быть покрыты. У государства есть два способа действий: компенсировать потери, либо национализировать отрасль и распределить финансирование убыточной естественной монополии на всех налогоплательщиков. Следует отметить, что в большинстве стран предприятия отраслей естественных монополий находятся в государственной собственности.

Участие государства  в финансировании оправдано, если при  создании частных благ проявляются  положительные внешние эффекты. В этом случае стимулируется производство и усиливается положительный внешний эффект.

Другое важное направление  общественных расходов — социальная поддержка — предполагает перераспределение  национального дохода между различными группами населения. Однако принципиально важна разница между ситуацией, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц (социальные трансферты), и той, когда человек, столкнувшись с определенными трудностями, пользуется выплатами из общественного фонда, накопленного при его непосредственном участии (социальное страхование).

Информация о работе Государственный бюджет. Его структура и принципы формирования