Государственный бюджет и его роль в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть государственный бюджет и особенности бюджетной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью курсовой работы выдвигаются следующие задачи:
- изучение государственного бюджета, его роли и функций в национальной экономике;
- исследование понятия бюджетного регулирования, его форм и методов;
- анализ основных направлений бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение 4
ГЛАВА 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.
1.1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике. 5
1.2 Функции государственного бюджета. 9
1.3 Формы и методы бюджетного регулирования. 13
ГЛАВА 2 Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_33_33_33.docx

— 158.61 Кб (Скачать файл)

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему, на условиях долевого финансирования целевых расходов. Следовательно, субсидию объединяет с субвенцией то, что оба вида предоставления денежных средств носит целевой характер, а также то, что они осуществляются на безвозвратной и безвозмездной основе. Однако субсидия выражает долевое участие вышестоящего бюджета в финансировании того или иного мероприятия или бюджетной программы нижестоящего звена бюджетной системы, т. е. в данном случае часть расходов будет покрываться вышестоящим бюджетом, а часть – нижестоящим.

В указанных случаях денежные средства предоставляются из вышестоящего бюджета  нижестоящему на безвозвратной и  безвозмездной основе. Кроме того, предоставление денежных средств из вышестоящего бюджета нижестоящему в процессе бюджетного регулирования  может быть осуществлено на возвратной основе, т. е. посредством кредитования.

В мировой практике чаще всего идет речь в данном случае о двух формах кредитования: бюджетном кредите и бюджетной ссуде.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставленные одним бюджетом другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Как мы видим, отличие бюджетной ссуды  от бюджетного кредита заключается  лишь в сроке предоставления денежных средств на заемной основе: в определении  бюджетного кредита этот срок не упомянут, в определении бюджетной ссуды  он оговаривается (не более шести  месяцев).

Следует отметить, что данного признака явно недостаточно для установления каких-либо существенных различий между бюджетным  кредитом и бюджетной ссудой. И  в целом представляется, что введение а законодательство столь тонких и недостаточно определенных различий между методами бюджетного регулирования, основанных на кредитной основе, лишь запутывает систему этих методов  и затрудняет практику бюджетного регулирования. К тому же, если быть точным, то кредит представляет собой экономическую  категорию, выражающую возвратное движение денежных средств. Понятие «ссуда»  более относится к правовой категории, опосредующей «кредит» как экономическую  категорию. Иными словами, соотношение  понятий «бюджетная ссуда» и «бюджетный кредит» это соотношение правовой формы и экономического содержания бюджетного отношения, опосредующего  возвратное движение денежных средств.

Отличительными  чертами бюджетной ссуды и  бюджетного кредита от других форм финансовой помощи (дотаций, субсидий и субвенций) выступает следующие. Во-первых, бюджетная ссуда и бюджетный кредит предоставляются на договорной основе, т. е. на основе встречного волеизъявления сторон: при предоставлении ссуды или кредита из государственного бюджета местному бюджету – соответственно органов государственной власти, с одной стороны, и местных органов управления, с другой стороны, где названные органы представляют государственный бюджет и местный бюджет. Следует иметь в виду, что данный договор будет не гражданско-правовым, а финансово-правовым (конкретнее, бюджетно-правовым), а само кредитование как метод бюджетной деятельности будет выражать диспозитивный метод правового регулирования бюджетного отношения. Во-вторых, бюджетная ссуда и бюджетный кредит предоставляются на условиях возвратности, срочности и (возможно) возмездности. Дотация, субвенция и субсидия предоставляются на условиях безвозвратности и безвозмездности. В-третьих, – и это отличие в финансово-правовой науке считается принципиальным – использование бюджетной ссуды как метода бюджетного регулирования производится на стадии исполнения бюджета, в то время как дотация (субвенция, субсидия) применяются на стадии его составления.

Если в процессе исполнения бюджета выясняется, что имеющихся доходов недостаточно для покрытия расходов бюджетов, то сокращаются эти расходы. Данный процесс получил название «секвестирование бюджетных расходов».

Секвестр [от лат. sequestrum – ограничение] – специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств в определенных пределах, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита, либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных бюджетом расходов.

Таким образом, процесс бюджетного регулирования  осуществляется сверху вниз: каждый вышестоящий  бюджет регулирует нижестоящие бюджеты.

При этом основное правовое отличие собственных (закрепленных) доходов и регулирующих доходов бюджетов заключается в  том, что право на собственный  доход возникает у бюджета  в силу нормативного правового акта (например, Налогового кодекса или  Бюджетного кодекса) и это право  действует столько, сколько будет  действовать тот нормативный  правовой акт, которым данное право  установлено. Право же на регулирующие доходы возникает при утверждении  того бюджета, который регулирует нижестоящие  бюджеты. И это право действует  в течение текущего финансового  года (то есть столько, сколько действует  правовой акт, утвердивший вышестоящий  бюджет). Впрочем, бюджетное законодательство большинства стран отошло от этой достаточно традиционной схемы.

Таким образом, государственный бюджет представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ, в которой определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Государственный бюджет играет важную роль в финансовой системе страны. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Государственный бюджет исполняет следующие функции: контрольную, информационную, регулирующую, способствует институционализации общественных предпочтений. Бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охватывает следующие явления: а) структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев; б) принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами; в) порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета. Бюджетное регулирование реализуется через: а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему; б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы; в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних и др.

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

В Республике Беларусь бюджетная  политика, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления.

С 1992 г. система налогообложения в Республике Беларусь находилась в состоянии постоянного реформирования. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетном устройстве» республика перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах»  применяется способ долевого участия  в использовании налоговых поступлений. Он закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней  практики централизованного регулирования  вышестоящими органами доходов местных  бюджетов.

Бюджетная политика Республики Беларусь имеет следующие направления:

- обеспечение экономического роста, укрепление финансово-кредитной системы;

- поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;

- повышение уровня жизни посредством увеличения зарплаты, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;

- государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики [1, с. 329].

Необходимо отметить, что  в структуре налоговых инструментов бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе важнейшую роль играет НДС. В соответствии с общим направлением на упрощение, повышение прозрачности налоговой политики и снижения налоговой нагрузки на экономические субъекты Республики Беларусь с 01.01.2010 был отменен ряд налогов и сборов, включая сбор в Фонд поддержки сельхозпроизводителей. Для компенсации убытков бюджета от данных изменений размер НДС был повышен до 20%, что еще более повысило значимость данного инструмента фискальной политики.

Из табл. 2.1 следует, что в структуре доходных источников консолидированного бюджета Республики Беларусь значительную часть наряду с НДС занимают налоговые доходы от ВЭД.

Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета занимают налог на добавленную стоимость(34,5),налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности(28,0),акцизы(10,3),налог на прибыль(5,2) (см. табл. 2.1).

 

Таблица 2.1 Основные доходные источники консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) Республики Беларусь, % от дохода бюджета

Вид налога

2009

2010

2011

Налог на добавленную стоимость

25,6

33,3

34,5

Налоги на доходы и прибыль

20,6

24,2

5,2

Акцизы

7,8

8,9

10,3

Налоговые доходы на ВЭД

17,1

11,8

28,0



По    итогам    2011    года     доходы  консолидированного   бюджета   составили 85,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с   2010   годом     на   75,6%   (в   реальном выражении    –    на    14,6%).    Отношение доходов   консолидированного   бюджета  к ВВП составило 31,2% (в 2010 году – 29,7 % ВВП) [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важным инструментом бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе являются государственные расходы. Расходы по бюджету за 2011 г. представлены по новой функциональной классификации, особенностями которой являются: сокращение количества разделов (до 10) и подразделов функциональной классификации расходов с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства, отражение целевых бюджетных фондов в составе разделов и подразделов функциональной классификации по соответствующим отраслям (см. табл. 2.2).Объём средств, направленных на финансирование социальной сферы составил 34,3 трлн.руб. или 43,2% от всех расходов консолидированного бюджета.

 

Диаграмма 2.1 Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, в % 2011

 

На основе этой диаграммы  можно сделать вывод, что за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в проведении бюджетной политики в Республике Беларусь, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы.

Отличительными чертами  бюджетной политики Республики Беларусь является использование следующих  инструментов:

- использование бюджетных расходов, как основного механизма, обеспечивающего функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики;

- прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества);

- система государственных  закупок на конкурсной основе  является важным инструментом  бюджетно-налогового регулирования.

Введена общепринятая классификация  доходов и расходов бюджета (включая  экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.

Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и  результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие  пороговые значения: дефицит бюджета  — не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик —  не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объема доходов бюджета.

По    итогам    2011    года     доходы  консолидированного   бюджета   составили 85,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с   2010   годом     на   75,6%   (в   реальном выражении    –    на    14,6%).    Отношение доходов   консолидированного   бюджета  к ВВП составило 31,2% (в 2010 году – 29,7 % ВВП) [2].

         Можно заметить, что отличительной особенностью бюджетной политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП.

Выплаты по внешнему долгу  до сих пор не являлись обременительными для государства.

Валовой внешний долг Беларуси за 2011 год увеличился на 5,627 млрд долларов, или на 19,8%, и на 1 января 2012 года составил 34,028 млрд долларов. Об этом БелаПАН  сообщили в Национальном банке. (см. табл. 2.2).

 

       Таблица 2.2 Внешний долг Республики Беларусь, млрд. долл.

 

Проект республиканского бюджета Беларуси на 2013 год предусматривает  увеличение лимита внешнего госдолга (без учета гарантий по обязательствам компаний) в следующем году на 2 миллиарда  долларов или на 14%, до 16,3 миллиардов (23,1% ВВП). По прогнозу правительства, в 2013 году лимит внутреннего госдолга будет снижен по сравнению с лимитом в этом году на Br9 трлн, или на 26,5%, до Br25 трлн (4% ВВП). По оценке Минэкономики, в этом году внутренний госдолг не превысит 1,9% ВВП (1,8% ВВП в 2011 году). Пороговое значение безопасности внешнего госдолга в Беларуси на 2013 год, как и в 2012 году, определено на уровне 25% ВВП, внутреннего - 20% ВВП.

Основным внешним кредитором для Беларуси остается Российская Федерация, доля которой в общем объеме внешних  долговых обязательств нашей страны составила 30,9%. Такая информация содержится в опубликованном Нацбанком платежном  балансе Беларуси за 2011 год.

  На 1 января 2012 г. объём накопленного внешнего долга перед российскими инвесторами сложился в размере 10 млрд 524,3 млн долларов. В том числе сектор нефинансовых организаций и домашних хозяйств, по данным Нацбанка, привлек 4 млрд 137 млн долларов российских инвестиций, сектор органов госуправления – 3 млрд 322,3 млн долларов.

 Кроме Российской Федерации,  значительный объём инвестиций  получен от международных финансовых  организаций, доля которых составила  17,1%.

Также крупными кредиторами  Беларуси являются Китай – 8,3% и Германия – 6,2%[16].

В основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь непосредственно указано, что бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. В дальнейшем предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7—8 основным. Политику государственных расходов планируется направить на обеспечение гарантий социальной защиты населения, сокращение доли государственных расходов в ВВП, стабилизацию экономики, избирательную поддержку АПК, повышение эффективности финансирования жилищного строительства.

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в национальной экономике