Государственный внешний долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть – долг бывшего СССР – Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России.
Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга.

Содержание

1. Государственный внешний долг России………………………………2
1.1. Динамика внешнего долга………………………………………2
1.2. Структура внешнего долга………………………………………5
2. Основные кредиторы России…………………………………………..9
3. Пути выхода из долгового кризиса………………………………….13
4. Список используемой литературы…………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Мировой экономике.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

План

  1. Государственный внешний долг России………………………………2
    1. Динамика внешнего долга………………………………………2
    2. Структура внешнего долга………………………………………5
  2. Основные кредиторы России…………………………………………..9
  3. Пути выхода из долгового кризиса………………………………….13
  4. Список используемой литературы…………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственный внешний долг России.

1.1 Динамика внешнего долга.

 Исторически внешний  долг Российской Федерации сформировался  из двух частей. Первую часть  – долг бывшего СССР – Россия  целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России.

  Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга.

Первый этап (1992–1998 гг.) отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общая сумма долга превысила 188 млрд. дол. США, т. е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд. в подавляющей массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд. дол.), да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993 г. Внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины внутреннего валового продукта этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, тогда как в рублевом исчислении он почти в полтора раза (на 48%) превосходил размеры ВВП

Второй этап (1999–2001 гг.) – период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть – с 90 до 68 млрд. долл. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20 млрд. дол. (до 78 млрд.), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд. долл. (против прежнего максимума – на 42 млрд. долл., или на 22%). Заметим, что это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. Внешний долг превосходил последние всего в 4 раза. Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн. деноминированных руб., т. е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.

Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002–2011 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился до 2511 млн. долл. что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 542639 млн. долл., что довело величину общего внешнего долга до 545150 млн. долл.

Таблица 1. Внешний долг РФ 1991-1998 гг. (на конец периода).

 

1991

1993

1994

1995

1996

1997

1998

В млрд. долл.

Долг бывшего СССР

Долг РФ

Весь внешний долг

 

96,6

 

96,6

 

104,5

13,4

117,9

 

110

16,7

126,7

 

105,7

27

132,7

 

103,7

49,3

153

 

95,1

87,7

182,8

 

98,2

90,2

188,4

В % к итогу

Долг бывшего СССР

Долг РФ

Весь внешний долг

 

100

 

100

 

88,6

11,4

100

 

86,8

13,2

100

 

79,6

20,4

100

 

67,7

32,3

100

 

52

48

100

 

52,1

47,9

100


 

Таблица 2. Внешний долг 1998-2012 гг. (на конец периода)

 

2000

2001

2004

2006

2008

2009

2010

2011

В млрд. долл.

Долг бывшего СССР

Долг РФ

Весь внешний долг

 

65,8

94,2

160

 

61

85,3

146,3

 

55,9

157,6

213,5

 

9,3

301,3

310,6

 

4,5

476

480,5

 

3,1

464,1

467,2

 

2,9

486

488,9

 

2,5

542,6

545,1

В % к итогу

Долг бывшего СССР

Долг РФ

Весь внешний долг

 

41,1

58,9

100

 

41,7

58,3

100

 

26,1

73,9

100

 

2,9

97,1

100

 

1

99

100

 

0,7

99,3

100

 

0,5

99,5

100

 

0,4

99,6

100


 

Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период 1994– 2012 гг. показывают следующее:

- общая сумма долга  при колебаниях вверх и вниз  выросла, в конечном счете, почти  на 427,2 млрд. долл., или без малого  в 4 раза. За это время долги  бывшего СССР перестали играть  главенствующую роль в проблеме  внешней задолженности страны. Они уменьшились на 102 млрд. долл., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 0,4%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 529,2 млрд. долл., т. е. почти в 40 раз, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 99%.

Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 30 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз).

1.2 Структура внешнего долга.

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы. Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное – это новый российский долг, государственный или частный.

Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.1      

 Таблица 3. Структура внешнего  долга.

Государственный внешний долг России в преобладающей части состоит из задолженности федеральных властей, включающей долги бывшего СССР и некоторые новые заимствования. И то и другое погашается за счет средств федерального бюджета. В составе нынешнего государственного долга на долю задолженности федеральных органов управления приходится свыше 85%, в том числе более 60% – на долги бывшего СССР. Всю внешнюю задолженность за пределами компетенции федеральных органов управления, субъектов Федерации и органов денежно-кредитного регулирования официальная статистика Банка России учитывает как долги частного сектора, выделяя долги банков и прочих секторов экономики. За период 2002-й – I квартал 2008 г. эта группа долгов (в средствах массовой информации их еще именуют корпоративным долгом) увеличилась более чем в 12 раз, превысив задолженность государственного сектора почти в 11 раз. Преобладающая доля частных долгов (примерно 60%) приходится на прочие секторы, однако по темпам роста лидируют долги банков: за указанный период они выросли в 15 раз (прочие частные долги – в 11 раз).

Следует подчеркнуть, что в приведенном распределении внешнего долга по названным категориям заемщиков присутствует определенная условность. Среди должников – банков и нефинансовых предприятий есть и такие, которые частично или полностью принадлежат государству. Тем не менее, в официальной структуре внешнего долга их относят к негосударственному сектору, ибо в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, которыми руководствуются частные заемщики. Такие банки и предприятия самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами отвечают по возникающим обязательствам без участия государства и без использования государственных средств.

В новых материалах Банка России предпринята попытка скорректировать эту условность путем введения в структуру особой категории «Внешний долг государственного сектора в расширенном определении», включающей задолженность банков и предприятий с государственным участием, с исключением соответствующих сумм из состава частного долга.

Таблица 4. Новая структура внешнего долга.

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора.

В свете данных обстоятельств динамика государственного внешнего долга России выглядит не столь однозначно, как об этом писалось ранее, т.к. некоторую часть долга банков стоит отнести все же к государственному.2 С одной стороны, задолженность органов управления и денежно-кредитного регулирования, сокращается и будет сокращаться, поскольку власти к новым заимствованиям практически больше не прибегают. Но, с другой стороны, интенсивно увеличивается задолженность банков и предприятий с государственным участием (государственный корпоративный долг), что предопределяет общую тенденцию роста ответственности российских властей перед зарубежными кредиторами, причем в значительных масштабах.

 

 

 

 

 

 

    1. Основные кредиторы России.

Парижский клуб. 
  Парижский клуб кредиторов - это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

       Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ.

В конце августа 2006 г. Россия перевела платежи странам- кредиторам на общую сумму в 21,3 млрд. долларов и перестала быть клиентом Парижского клуба, сэкономив на досрочном погашении 7,7 млрд. долларов. Премия за досрочное погашение, которую уплатила Россия, составила около 1 млрд евро.

Лондонский клуб

Лондонский клуб кредиторов - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заемщиков перед членами этого клуба. В отличие от Парижского клуба занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования.

Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление новых кредитов.

В конце 2009 г. Россия перевела в пользу кредиторов Лондонского клуба средства на общую сумму около 1 млн. долл., тем самым выполнив свои долговые обязательства по внешнему долгу перед клубом.

МВФ

Международный Валютный Фонд - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон - Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

В начале 2005 года Россия досрочно погасила весь долг перед МВФ, заплатив 3.3 млрд. долларов. Благодаря досрочным погашениям, государство снизило расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга, тем самым, позволив себе более эффективное использование финансовых ресурсов. Россия 8 раз обращалась к МВФ за помощью, получив в общей сложности финансовую поддержку в размере $22 млрд.

Информация о работе Государственный внешний долг России