Государственный внешний долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть – долг бывшего СССР – Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России.
Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга.

Содержание

1. Государственный внешний долг России………………………………2
1.1. Динамика внешнего долга………………………………………2
1.2. Структура внешнего долга………………………………………5
2. Основные кредиторы России…………………………………………..9
3. Пути выхода из долгового кризиса………………………………….13
4. Список используемой литературы…………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Мировой экономике.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

МБРР

Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон- Вудской конференции в 1944 г. В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.3

Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет

займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки.

На начало 2012 г. Россия должна Всемирному банку 2059 млн. долл. США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Пути выхода из долгового кризиса.

Долгосрочная реструктуризация внешнего долга России Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов принципиально не решила проблему внешней задолженности бывшего СССР, правопреемником по которой выступает Россия. Поэтому основная задача управления государственным долгом России в настоящий период - изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга.

И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задолженности как наиболее гибких и адекватных современному состоянию и кредитным возможностям России. Под конверсией принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства-должника.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы - национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы.

Основные принципы программы конверсии внешнего долга России.

1. Приоритетными инвестициями  при осуществлении программы конверсии внешнего долга России являются инвестиции в экспортоориентированные и импортозамещающие производства, на развитие инфраструктуры.

2. Фактическое дотирование  инвестиций в виде преференциального  валютного курса для держателей  российских внешних долговых обязательств имеет смысл только в том случае, если эти инвестиции без конверсии в страну не пришли бы.

3. Критерий приемлемости  внешних долговых обязательств  для участия в различных схемах  конверсии долга должен учитывать  как условия обращения различных видов внешних долговых обязательств (срок обращения, стоимость обслуживания), так и возможности реализации более выгодных вариантов облегчения долгового бремени по данным обязательствам.

4. В ходе конверсии  российского внешнего долга инвесторами могут быть не только иностранные, но и российские предприниматели, выкупившие российские долги на вторичном долговом рынке. Участие российских резидентов в программе конверсии будет препятствовать процессу «денационализации» экономики и способствовать возврату в Россию «сбежавших» капиталов.

5. Конверсионные схемы, предусматривающие  прямой обмен долга на национальную  валюту, потенциально инфляционны.

В качестве основных направлений программы конверсии внешнего долга России рекомендуется использовать следующие варианты конверсионных схем:

а) «Долг в обмен на собственность». В рамках данной схемы необходимо использовать обмен советских долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий. Подобные операции разрешены приватизационным законодательством России. Такая схема дает возможность избежать инфляционного эффекта, привлечь стратегических инвесторов при правильной организации, приватизировать крупные объекты. При этом долг, конвертируемый в процессе приватизации государственного предприятия, может быть внешним долгом этого же предприятия. Можно определить основные параметры схемы «долг в обмен на собственность»:

- курс обмена (официальный  или преференциальный), при котором  долг в иностранной валюте  конвертируется в российские  рубли;

- комиссии, удерживаемые местными властями и/или местными посредниками за право участия в конверсии;

- степень «прозрачности» программы конверсии;

- любые квоты и ограничения  по сумме внешнего долга, который  можно конвертировать;

- процедуры предоставления  права на конверсию долга (публичный аукцион, постепенные переговоры и т. д.);

- скидки к номинальной  стоимости долга, применяемые во  время конверсии, и любая дифференциация  таких скидок в соответствии  с иерархией правительственных  приоритетов. Представляется, что при осуществлении приоритетных инвестиций размер скидок в целях привлечения инвесторов должен быть минимальным;

- формы, в которых средства  конверсии делаются применимыми, т.е. наличность или другая форма долгового инвестирования;

- применяемый налоговый  режим;

- график и ограничения  по репатриации капитала и переводу прибыли;

- любые ограничения на  процентное соотношение долей (акций) компании, которые могут быть предоставлены в собственность при конверсии долга;

- требование осуществления  части инвестиций в форме «новых» денег.

Необходимо также соблюдать ряд условий:

1) использование конверсии  внешнего долга в акции возможно лишь после экономически обоснованной по международным стандартам стоимости отечественных предприятий. Стоимость акций должна правильно отражать цену предприятия на мировом рынке;

2) приобретение пакетов  российских акций должно сопровождаться  обязательствами о новых инвестициях. Без соблюдения этих условий обмен долгов на акции может превратиться в распродажу российского имущества в ущерб национальным интересам страны;

3) «долг в обмен на  налоги». Необходимой предпосылкой  для конверсии долга в налоговые платежи должно стать законодательное установление налоговых льгот для инвесторов - держателей внешнего долга России. Положения закона о налоговых льготах должны быть разработаны таким образом, чтобы уплата налога на прибыль (и / или других налогов) инвесторами была возможной путем зачета российских внешних долговых обязательств в пропорции, при которой бы большая сумма налога погашалась меньшей суммой внешнего долгового обязательства. Например, две денежные единицы из общей суммы налога будут засчитываться при предъявлении одной денежной единицы долгового обязательства. Тем самым у потенциального инвестора возникнет реальный стимул осуществить инвестиции.

При внедрении схемы «долг в обмен на налоги» необходимо конкретизировать наиболее существенные параметры данной схемы:

1) виды налогов, погашаемых путем зачета внешнего долга;

2) виды инвестиций, по  которым будут представляться  подобные льготы. Разрешение на  конверсию должно предоставляться  только при осуществлении новых  приоритетных инвестиций;

3) курс пересчета суммы налога в валюту долгового обязательства;

4) любые квоты и ограничения  по сумме внешнего долга, который  можно конвертировать;

5) процедуры предоставления права на конверсию долга;

6) скидки к номинальной  стоимости долга;

7) график и ограничения по репатриации капитала и переводу прибыли.

в) «Долг в обмен на экспорт». В данной схеме принципиально важной является качественная характеристика экспорта. Долг необходимо обменивать не на экспорт сырья и материалов, а машинотехнической и иной готовой продукции. Это позволит поддержать конкурентоспособные внутренние производства, сохраняя при этом рабочие места, обеспечивая поступление налогов и финансируя инвестиционные затраты производителям, содействует увеличению их экспорта на уже традиционные рынки и освоению новых рынков сбыта, одновременно помогая бюджету расплатиться по внешним долгам.

г) «Долг в обмен на облигации». Этот вариант особенно важен, поскольку по договору с Лондонским клубом и другими организациями кредиторов процентные ставки за кредиты являются «плавающими». Кроме того, с 1999 г. почти в два раза вырос объем погашений и процентных выплат по внешним кредитам. Возможность обмена плавающих ставок на фиксированные фактически позволяют неявно конвертировать долги России в форму еврооблигаций. Помимо экономии стоимости обслуживания выпуск еврооблигаций даст возможность смягчить эффект вытеснения частных инвестиций. Кроме экономии внутренних сбережений, большая часть которых освобождается для внутреннего инвестирования, успешное размещение внешних займов дает положительный сигнал для прямых и портфельных иностранных инвестиций. Наряду с этим увеличение внешних государственных займов обусловливает положительный внешний эффект, так как отечественные банки и фирмы начинают привлекать иностранный капитал, причем, не имея формальных ограничений на ежегодные объемы заимствований, с которыми сталкивается правительство.

д) «Долг в обмен на долг». Здесь подразумевается обмен советских долгов Парижскому клубу на долги России третьих стран. Речь идет о своего рода политическом взаимозачете. Наши долги Парижскому клубу погашаются путем уступки ему Россией своих требований на долги третьих стран, а далее Парижский клуб их либо реструктурирует, либо списывает. Для нас подобный вариант беспроигрышен.

В целом использование конверсионных операций как способ снижения задолженности и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, заслуживает внимания и требует дальнейшего развития. В то же время не следует преувеличивать значимость такого рода соглашений. Выплаты странам - членам Парижского клуба составляют не более 30% от ежегодных российских платежей по обслуживанию долга. По правилам же Парижского клуба, конверсионные схемы могут охватывать не более 20% от долга клубу. Таким образом, речь идет о сравнительно небольших суммах. Кроме того, каждая операция требует индивидуального подхода и создания особых условий для инвестора, а соответствующая законодательная база в России отсутствует.

Достаточно перспективной, как показывает мировая практика, является схема «долги на природу», подразумевающая зачет части внешнего долга страны в обмен на бюджетное финансирование природоохранных мероприятий на ее территории. Подобная практика широко использовалась в странах Латинской Америки, Азии, Африки, а также Восточной Европы. Долги Польши, например, перед Парижским клубом на 10% были списаны по той же схеме. Предварительная договоренность о списании, таким образом, 500 млн. долл. российского долга была достигнута с Финляндией. Подобные схемы предполагается предложить Норвегии, Японии и другим странам Парижского клуба.

Источником накопления резервов для выплаты внешних долгов могут быть финансовые активы бывшего СССР. До недавнего времени основная их часть не была выверена и оформлена должным образом документально, что затрудняло собираемость и продажу данных обязательств на вторичном рынке. Как правопреемник СССР Россия располагала активами на сумму около 120 млрд. долл., включая 75 млрд. долл. просроченной задолженности.

После вступления в Парижский клуб были списаны в пользу развивающихся стран активы на 60 млрд. долл., а также существенно ограничены возможности России по взиманию долгов с большинства заемщиков СССР. Наиболее исправным плательщиком является Индия, взял на себя обязательства по выплатам и Вьетнам. Возможны варианты продажи долгов таких стран, как Пакистан. Бангладеш, Монголия, Лаос. Пока что Россия в рамках Парижского клуба списала с развивающихся стран долгов больше, чем взыскала с его содействием. А процент этих списаний относительно российского ВВП оказался большим, чем у любой другой страны-кредитора.

В качестве одного из источников погашения долга могут рассматриваться золотовалютные резервы Центробанка. Согласно закону о ЦБ. Банк России не имеет права выступать ответчиком по долговым обязательствам правительства, но может выдавать ему кредиты для выплат по внешнему долгу. В этом случае указанные займы должны быть обозначены в законе о бюджете.

Отказ от новых кредитов международных финансовых организаций не означает отказ от сотрудничества с ними. Потенциал членства России в МВФ, Парижском и Лондонским клубах далеко не исчерпан, и его эффективное использование в значительной мере зависит от продуманной, умело выстроенной российской дипломатии.

Решение долговой проблемы имеет важнейшее значение для России в плане как поддержания макроэкономической стабильности и обеспечения экономического роста в стране, так и определение ее места в мировой экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Государственный внешний долг России