Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:53, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
Изучить нормативную базу государственного долга страны;
Рассмотреть основные направления государственной долговой политики РФ на 2013-2015 г.г.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга страны …………5
Нормативная база государственного долга страны ……….……5
Формы и состав государственного внутреннего долга РФ…….…6
Управление государственным долгом страны…………………….7
Глава 2. Анализ управления государственным внутренним долгом РФ…11
2.1. Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ за 2009-2013 г.г……………………………………………..11
2.2. Основные способы погашения внутреннего долга………………14
Глава 3. Основные направления государственной долговой политики РФ на 2013-2015 г.г. …………..………………………………………………..….…18
Заключение…………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………………………………………27
В случае развития кризисных тенденций в мировой экономике условия заимствований на долговых рынках для Российской Федерации, как и для многих суверенных заемщиков, значительно ухудшатся. При самом негативном сценарии долговой рынок может быть фактически «закрыт», что не позволит привлечь средства в нужных объемах на приемлемых условиях. В такой ситуации накопленные в Резервном фонде средства позволят гарантировать исполнение расходных обязательств бюджета.
В этой связи в 2013-2015 годах планируется продолжить пополнение Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Предполагается, что на конец 2013 г. объем Резервного фонда составит 4,8% ВВП, на конец 2014 г. и 2015 г. – 5,2% ВВП и 5,7% ВВП соответственно. Такие темпы пополнения Резервного фонда не позволят, однако, восстановить его объем на докризисном уровне.
Фактор 2. Введение бюджетного правила.
Одной из основных задач бюджетной политики, обозначенной Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании на 2013-2015 гг., является обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости федерального бюджета.
За последнее десятилетие зависимость федерального бюджета от цен на нефть существенно возросла. Доля нефтегазовых доходов в общих доходах федерального бюджета увеличилась более чем в два раза (с 20% в 2002 г. до 50% в 2012 г.), а ненефтегазовый дефицит возрос более чем в пять раз (с 2% ВВП в 2002 г. до 10,5% в 2012 г.). В условиях возросшей нестабильности цен на рынке энергоресурсов данное обстоятельство формирует существенные риски для устойчивости бюджетной системы.
Фактор 3. Низкий уровень государственного долга.
По состоянию на 1 октября 2012 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 5,8 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 4,5 трлн. руб., государственный внешний долг – 40,5 млрд. долл. США (эквивалентно 1,3 трлн. руб.). Структура государственного долга Российской Федерации приведена в Приложении 1. В предстоящий период. объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2015 года уровня 11,1 трлн. руб. или 13,4% ВВП. При этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга существенно не изменится и составит 75% (рисунок 3).
Рисунок 3. Динамика объема государственного долга Российской Федерации
Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. На фоне пересмотра в сторону понижения рейтингов многих развитых и развивающихся стран в последние годы, в основном по причине существенного ухудшения показателей долговой устойчивости, российские рейтинги характеризуются стабильностью принадлежности к инвестиционной категории.
Реализация долговой политики Российской Федерации в 2013-2015 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
Долговая политика на внутреннем рынке капитала.
Решение задачи поддержания
высокой ликвидности
Данные мониторинга
состояния долга субъектов
Из 36 субъектов, имеющих в структуре долга долю задолженности по бюджетным кредитам, превышающую 50%, только четыре субъекта осуществляют публичные заимствования.
Рисунок 4. Структура государственного долга субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2012 г.
В настоящее время только два субъекта (г. Москва и Республика Башкортостан) имеют долговые обязательства в иностранной валюте (перед иностранными банками-кредиторами).
В целях минимизации валютных рисков на бюджеты субъектов планируется ввести норму, устанавливающую необходимость наличия для осуществления субъектом государственных внешних заимствований кредитных рейтингов от не менее чем двух ведущих международных рейтинговых агентств на уровне не ниже уровня соответствующих рейтингов, присвоенных по международной шкале Российской Федерации. Это позволит открыть доступ на внешние рынки капитала только наиболее финансово устойчивым заемщикам.
Из шести субъектов, соответствующих на текущем этапе предусмотренным Бюджетным кодексом условиям для осуществления государственных внешних заимствований (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Башкортостан), четверо субъектов имеют кредитные рейтинги не менее чем двух ведущих международных рейтинговых агентств [16, стр.85].
В соответствии с основными характеристиками региональных бюджетов в предстоящий период большинство субъектов Российской Федерации планируют иметь дефициты бюджетов. Как следствие, потребности субъектов Российской Федерации в заемных ресурсах будут возрастать. Данное обстоятельство, с одной стороны, налагает на субъекты повышенные требования к соблюдению показателей платежеспособности, а с другой – создает условия для конкуренции на внутреннем долговом рынке за заемные ресурсы.
В целом, предстоящий период потребует повышенного внимания к ситуации в сфере заимствований и государственного долга субъектов Российской Федерации.
Заключение
Итак, подведем итоги проделанной работы.
В первой главе были рассмотрены
теоретические аспекты
Внутренний долг государственный
— финансовые обязательства государства,
возникающие в связи с
Государственный внутренний
долг Российской Федерации состоит
из задолженности прошлых лет
и вновь возникающей
Процесс управления госдолгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.
Во второй главе проведен анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ за 2009-2013 г.г.
Объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 40,2 %, к концу 2012 года - более чем в 2 раза и составит 15,4 % ВВП. Объем государственного внутреннего долга увеличится в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 31,2 %, к концу 2012 года в 1,7 раза и составит 8,1 % ВВП. Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличится в 1,6 раза, к концу 2012 года - в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно.
В третьей главе рассмотрены основные направления государственной долговой политики РФ на 2013-2015 г.г.
Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. На фоне пересмотра в сторону понижения рейтингов многих развитых и развивающихся стран в последние годы, в основном по причине существенного ухудшения показателей долговой устойчивости, российские рейтинги характеризуются стабильностью принадлежности к инвестиционной категории.
Реализация долговой политики Российской Федерации в 2013-2015 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
Список используемой литературы