Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 23:47, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть сущность государственного долга, его причины и последствия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание и основные формы государственного долга;
2. показать роль государственного долга в рыночной экономике;
3. рассмотреть современное состояние государственного долга России.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3-4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА .....
.......................................................................................................................5-13
1.1. Понятие государственного долга...........................................................5-8
1.2. Проблема государственного долга в трудах известных экономистов...
.....................................................................................................................9-13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ.........
...................................................................................................................14-21
2.1. Анализ внешнего долга в 2009-2013 гг................................................14-19
2.2. Анализ внутреннего долга в 2009-2013 гг..........................................20-21
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СНИЖЕНИЯ В РФ.............................................22-41
3.1. Последствия государственного долга...............................................22-24
3.2. Пути сокращения государственного долга.......................................25-31
3.3. Влияние государственного долга на перспективы экономического роста в РФ....................................................................................................32-41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................42-44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................
Категория долга |
Состояние долга на 1.01.2013 г. |
Состояние долга на 1.01.2012 г. |
Состояние долга на 1.01.2011 г | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
1. Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) |
34,9 |
37,6 |
40,6 | |||
2. Задолженность перед
официальными кредиторами – |
0,4 |
0,9 |
1,4 | |||
3. Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба |
1,3 |
1,8 |
1,9 | |||
4. Задолженность перед
официальными кредиторами – |
1,1 |
1,3 |
1,4 | |||
5. Коммерческая задолженность бывшего СССР |
0,5 |
0,8 |
1,2 | |||
6. Задолженность перед
международными финансовыми |
2,3 |
3,7 |
4,6 | |||
7. Задолженность по |
28,5 |
26,2 |
27,7 | |||
8. Задолженность по ОВГВЗ |
0,2 |
1,7 |
1,8 | |||
9. Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте |
1,1 |
0,8 |
0,6 |
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. | |
всего |
в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации | |
01.01.2011 |
1499,82 |
72,49 |
01.01.2012 |
2094,731 |
251,364 |
01.01.2013 |
2940,39 |
472,25 |
Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Рассмотрим основные последствия накопления государственного долга.
Во-первых, госдолг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности.
Во-вторых, поиски источников погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на хозяйственной активности.
В-третьих, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если государственные займы были истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем.
В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам.
В-пятых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств, что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.
Продажа акций двух компаний с преимущественным участием государственного капитала не решает долговую проблему, однако резко ослабляет рыночную позицию государства как собственника в будущих периодах.
Использование золотовалютных резервов Банка России для погашения внешнего долга государства противоречит правовым императивам их назначения, свидетельствует о финансовой и экономической несостоятельности государства.
Недопустимым в продолжающемся трансформационном периоде является сокращение непроцентных расходов, а по существу, социальных обязательств государства. Задача сокращения непроцентных расходов, действительно должна решаться, но лишь при условии обеспечения равновесия социальных обязательств государства и производительных возможностей экономики.
Введение жестких ограничений на рост непроцентных расходов приводит к сокращению внутреннего спроса и, как следствие, к замедлению темпов экономического роста.
Таким образом, из всего этого следует вывод о необходимости использования в значительно большей мере возможностей сокращения процентной части государственных обязательств за счет улучшения структуры долга, рационализации выплат по его обслуживанию и погашению и в целом повышения эффективности формирования политики управления государственным долгом.
Вместе с тем нужно иметь в виду, что стратегия управления государственным долгом должна заключаться не в стремлении к глобальному сокращению долгов любой ценой, а в использовании тех возможностей, которые получает государство при проведении политики внешних заимствований, нацеленной на инвестиции в реальный сектор экономики, на поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, стимулирование экономического роста, создание новых рабочих мест, снижение фискальной нагрузки на малый и средний бизнес.
Информация о работе Государственный долг: причины, структура, последствия