Очевидно, что с точки зрения
инвесторов, наиболее предпочтительным
вариантом является полное, безусловное
и своевременное выполнение государством
своих обязательств. Однако в условиях
невозможности для последнего по каким-либо
причинам обеспечить погашение займов
и выплат процентов по ним, могут быть
приняты решения о применении помимо рефинансирования
таких механизмов в области управления
государственными долгом, как конверсия,
консолидация, унификация, обмен облигаций
по регрессивному соотношению, отсрочка
погашения и аннулирование займов, секъюризация,
новация.
Изменение условий займов осуществляется
с помощью методов конверсии и консолидации
2) Под конверсией займов обычно
понимается изменение первоначальных
условий государственных займов, выражающихся
в понижении процента, изменении срока
действия и способа погашения займа, объединения
облигаций разных займов и т.д. В результате
государство получает временную экономию,
поскольку продолжившийся выпуск займов
вел к росту государственного долга и,
следовательно, расходов бюджета по нему.
В целях снижения расходов по управлению
госдолгом государства чаще всего снижет
размер выплачиваемых процентов по займам.
Однако не исключено и повышение доходности
государственных ценных бумаг для кредитов
3) Государство, заинтересованное
в получении займов, на длительные сроки,
достигает этого за счет консолидации
государственного долга. Под консолидацией
понимается изменение условий займов,
связанное с их сроками - увеличение либо
уменьшение срока действия государственных
ценных бумаг, т.е. перенос даты их погашения.
Когда внешний долг превышает
приемлемый уровень, правительство предпринимает
определённые меры, чтобы его уменьшить.
Оно может использовать для погашения
части долга золотовалютные резервы страны,
если они имеются. С согласия кредиторов
правительство может переоформить кратко-
и среднесрочную задолженности в долгосрочную
или отсрочить выплату внешнего долга.
Возможно совмещение консолидации
с конверсией.
Следует отметить, что при применении
рассматриваемых механизмов управления
государственным долгом власти должны
понимать, что изменение первоначальных
условий займов может вызвать социальную
напряженность в обществе, а также оказать
негативное воздействие на дельнейшее
заимствование.
4) Новация – соглашение между
заемщиком и кредиторами по замене обязательства
по данному кредиту другим обязательством.
В принципе, новация является
аналогом конверсии с той лишь разницей,
что конверсия предполагает замену как
одной формы займа на другую, так и на аналогичную
(например, кредит на облигацию или облигацию
на облигацию), а новация обычно предполагает
замену одной формы займа на аналогичную
(т.е. облигацию на облигацию).
5) Унификация – объединение
ранее выпущенных займов, при котором
несколько старых облигаций приравниваются
к одной новой. Это метод предпочтителен
в условиях выхода из экономического кризиса,
сопровождавшегося инфляцией, когда погашение
ранее выпущенных облигаций и уплату процентов
по ним производят в новых полноценных
деньгах.
6) В исключительных случаях
правительство может провести обмен облигаций по
регрессивному соотношению, т.е. когда
несколько ранее выпущенных облигаций
приравниваются к одной новой облигации.
Такой обмен избавляет государство от
необходимости выплачивать проценты и
от погашения в полноценных деньгах по
ее облигациям, продававшимся им за обесценившуюся
валюту.
7) Отсрочка погашения займа или
всех ранее выпущенных займов проводится
в условиях, когда дальнейшее активное
развитие операций по выпуску новых займов
не имеет финансовой эффективности для
государства. Это происходит в тот момент,
когда правительство уже выпустило слишком
много займов и условия их эмиссии не были
достаточно выгодными для государства.
В таких случаях большая часть поступлений
от реализации облигаций новых займов
направляется на выплаты процентов и на
погашение ранее выпущенных займов. Чтобы
разорвать этот порочный круг правительство
объявляет об отсрочке погашения займов,
которая отличается от консолидации тем,
что не только отодвигаются сроки погашения,
но и прекращается выплата доходов (во
время консолидации же займов владельцы
облигаций продолжают получать по ним
свой доход).
Конверсия, консолидация, унификация
государственных займов и обмен облигаций
государства обычно осуществляется только
в отношении внутренних займов. Что касается
отсрочки погашения обязательств, то эта
мера возможна и по отношению к внешней
задолженности. При этом отсрочка погашения
внешних займов как правило, проводится
по согласованию с кредиторами и может
не повлечь приостановку выплаты процентов
по ним
8) В отличии от отсрочки под аннулированием государственного
долга понимается полный отказ государства
от обязательств по выпущенным займам
(внутренним, внешним или по всему госдолгу).
Как правило, при управлении государственным
долгом данный метод является крайней
мерой и может использоваться по двум
причинам. Во-первых, аннулирование госдолга
объявляется в случае финансовой несостоятельности
государства, т.е. его банкротства. Во-вторых,
аннулирование задолженности может явиться
следствие прихода к власти новых политических
сил, которые по определенным причинам
отказываются признать финансовые обязательства
предыдущих властей
9) В последние два десятилетия
широкое распространение на мировом финансовом
рынке получила тенденция к превращению
отношений между кредиторами и должниками
в оборотоспособное имущество. Эта тенденция
получила название секъюритизация. Превращая
обычные обязательства должника к кредитору
в ценные бумаги, секъюритизация дает
этим обязательствам повышенную оборотоспособность,
помещает их в готовую инфраструктуру
фондового рынка и в конечном итоге делает
финансовые отношения более мобильными.
Исследование финансовых инструментов
управления государственным долгом позволило
обнаружить возрастающую роль государственных
ценных бумаг, которые являются не только
одним из основных способов управления
государственным долгом, но и эффективным
инструментом регулирования денежно-кредитной
политики. Государственные ценные бумаги
стали не просто инструментом привлечения
заемных ресурсов, но и рычагом стабилизации
финансового сектора.
Государственный долг представляет
собой сложное экономико-финансовое образование,
особый финансовый механизм, требующий
управления. Практика показывает необходимость
выработки и реализации стратегии умеренного
увеличения государственного долга, основанной
на снижении реальной стоимости его обслуживания
и на согласовании динамики долга с темпами
экономического роста.
Можно выделить следующие пути
уменьшения государственного долга:
-Следует отметить, что
в бюджетной политике нашего
государства реализуется пассивная
форма дефицита, которая носит
потребительский характер. Это значит,
что большая часть бюджетных
средств направляется на социальную
поддержку населения, финансирование
образования, культуры, здравоохранения,
управление, оборону, а также на
поддержку нерентабельных предприятий
государственного сектора. Понятно,
что значительная часть этих
расходов носит общегосударственный
характер, в связи с чем сокращать их
следует очень осторожно. Тем не менее,
дальнейшая бюджетная политика государства
должна предусматривать переход от пассивной
к активной форме бюджетного дефицита.
Т.о., можно отметить, что различные заемные
средства должны, в основном, направляться
в реальный сектор экономики, а не на социальные
нужды.
-Необходимо провести
оптимизацию объема и реструктуризацию
расходов государственного бюджета
в целом и прежде всего направляемых
в реальный сектор экономики.
Бюджетные вложения в отрасли
экономики должны решать задачи
структурной перестройки, концентрироваться
в перспективных отраслях, определяющих
НТП. Это потребует изменения
направлений инвестирования бюджетных
средств, направляемых в отрасли
экономики с целью значительного
повышения финансовой отдачи. Этот
процесс должен осуществляться
одновременно с развитием и
укреплением хозяйственного расчета
и самофинансирования предприятий.
Высвободившиеся средства могут
быть направлены на развитие
социальной сферы, решение ряда
задач, связанных с повышением
жизненного уровня населения;
-Одной из мер пополнения
бюджета и возврата различных
внешних займов может служить
процесс разгосударствления и
приватизации государственной собственности,
также это является положительным
моментом в том плане, что таким
образом, возможно будет сократить
бюджетное финансирование.
-Произвести совершенствование
планирования и развития системы
платных услуг в непроизводственной
сфере.
-Развитие рынка государственных
ценных бумаг (в том числе производных),
что позволит финансировать расходы
государства без увеличения денежной
массы в обороте.
-Привлечение долгосрочных
и среднесрочных займов.
-Принятие мер, направленных
на привлечение в страну иностранного
капитала в форме инвестиций (в
виде прямых, портфельных, так и
других инвестиций). С их помощью решаются
сразу несколько задач: сокращаются бюджетные
расходы, предназначенные для финансирования
капитальных вложений, расширяется база
для производства товаров и услуг, появляется
новый налогоплательщик, а значит, увеличиваются
платежи в бюджет и др.
Таким образом, разработка и
последовательная реализация мер, направленных
на увеличение доходов и сокращение расходов,
регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное
управление его размером в совокупности
с другими экономическими антикризисными
мерами будут способствовать стабилизации
финансового положения республики.
3.3. Влияние государственного
долга на перспективы экономического
роста в РФ
Экономика каждой отдельно взятой страны
представляет собой достаточно сложную
структуру, богатую своими ярко выраженными
индивидуальными чертами. Наличие отличительных
признаков в государственных бюджетах
стран обусловлено различными причинами,
среди которых численность населения
страны, географическое положение или
размеры территории государства. Однако,
несмотря на все разнообразие индивидуальных,
а также локальных признаков, каждой стране
присуще наличие общих, одинаковых характеристик.
Одной из самых важных типических характеристик
любой страны является наличие государственного
долга. В любой стране приходится сталкиваться
с необходимостью прибегать к государственным
заимствованиям с целью мобилизации или
стерилизации денежных средств.
В настоящее время в государственный
долг Российской Федерации входят долговые
обязательства Российской Федерации перед
физическими и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного права,
включая обязательства по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией.
По своей сущности государственный внутренний
долг представляет собой совокупность
кредитно-финансовых отношений, возникающих
с перемещением капиталов из национального
частного сектора в государственный бюджет
на основе их заимствования. Для детального
изучения общего объема государственной
задолженности Российской Федерации рассмотрим
данные, приведенные в таблице 3.
Объем государственного долга Российской
Федерации на 1 января 2014 года составил
7 543,78 млрд. рублей и увеличился по сравнению
с объемом на 1 января 2013 года на 1 024,01 млрд.
рублей. Однако если рассматривать с 1
января 2009 года, то увеличение составляет
4 883,05 млрд. рублей. Иными словами, государственный
долг возрос чуть менее чем в 3 раза. Нужно
брать во внимание, что в экономическом
плане, для Российской Федерации 2009 год
оказался большим испытанием, в связи с длительной
продолжительностью мирового финансового
кризиса.
Анализ данных показывает, что объем
государственного внутреннего долга на
1 января 2014 года составил 5 722,24 млрд.рублей,
то есть внутренний государственный долг
увеличился с 2009 года на 4 222,42 млрд. рублей.
Основной причиной столь быстрого роста
внутреннего является покрытие дефицита
федерального бюджета. При этом основным
источником является внутренний, а не внешний
долг. Как свидетельствуют данные таблицы
3, в структуре государственного долга
в настоящее время отмечается превалирование
его внутренней составляющей. Это обстоятельство
связано с тем, что в последние годы в стране
проводится политика замещения внешнего
долга внутренним. В свою очередь, внешний
долг с 2009 года по 2014 год увеличился на
660,63 млрд. рублей, и тенденция была разнонаправленной.
Так, если с 2009 по 2012 год внешний долг находился
приблизительно на одном уровне, и снижался
по отношению к ВВП, то с 2012 по 2014 года данный
показатель составил прирост на 0,46 процентных
пункта (п.п.) в 2013 и 0,61 п.п. в 2014 году соответственно.
Увеличение внешнего долга, в последние
годы обусловлено заимствованиями на
внешних финансовых рынках путем размещения
государственных ценных бумаг, а также
увеличении объемов предоставляемых гарантий
в иностранной валюте.
Таблица 3.
Динамика и структура государственного
долга Российской Федерации за 2009–2014
год
Показатели |
на 01.01.09 |
на 01.01.10 |
на 01.01.11 |
на 01.01.12 |
на 01.01.13 |
на 01.01.14 |
Всего государственный долг
Российской Федерации, млрд.руб., в том
числе: |
2 660,73 |
3 230,7 |
4 152,87 |
5 342,95 |
6 519,77 |
7 543,78 |
к ВВП % |
6,65 |
6,42 |
6,58 |
7,5 |
8,29 |
8,45 |
Государственный внутренний
долг РФ, млрд.руб. |
1 499,82 |
2 094,73 |
2 940,39 |
4 190,55 |
4 977,89 |
5 722,24 |
к ВВП % |
3,7 |
3,97 |
4,4 |
5,65 |
5,98 |
5,99 |
Государственный внешний долг
РФ, млрд.руб. |
1 160,91 |
1 135,97 |
1 212,48 |
1 152,4 |
1 541,88 |
1821,54 |
к ВВП % |
2,95 |
2,45 |
2,28 |
1,85 |
2,31 |
2,46 |