Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование сущности и понятия внутреннего государст-венного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внут-реннего долга и определение методов по его управлению. Основные задачи исследования:
раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;
проведение исследований в области истории заимствований России;
анализ современного состояния внутреннего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику России;
исследование путей совершенствования управления госдолгом.

Содержание

Введение. Актуальность проблемы государственного долга
Основная часть
§1. Государственный долг – основные понятия
1.1. Понятие государственного долга
1.2. Причины возникновения государственного долга
1.3. Формы государственного долга
1.4. Виды государственного долга
1.5. Государственный долг как инструмент регулирования экономики
§ 2. Внутренний государственный долг
2.1. Понятие внутреннего государственного долга
2.2. Проблемы и противоречия
2.3. Структура и динамика внутреннего государственного долга РФ
§ 3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
3.1. Регулирование государственного долга
3.2. Основные задачи по управлению долгом
3.3. Пути преодоления
3.4. Последствия долговой политики для экономики страны
3.5. Зарубежный опыт управления государственным долгом
3.6. Мировая практика управления государственным долгом
3.7. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ
3.8. Реструктуризация государственного долга
3.9. Способы сокращения долговой зависимости
§ 4. Куда ведут долги России
4.1. Как меняется долг
4.2. Возможные последствия
4.3. Долги опять растут
4.4. Что может быть основными индикаторами
4.5. Долговые пороги
4.6. Что делать?
Заключение
Приложения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

gosudarstvennyy_dolg_rf.docx

— 309.44 Кб (Скачать файл)

Для предотвращения угроз экономической  безопасности страны в области совокупного национального долга при разработке проектов бюджета на 2008 и последующие годы важное значение имеет установление пороговых значений в области внешнего и внутреннего долгов. При этом необходимо ориентироваться не на отдельные пороговые значения, а на систему индикаторов экономической безопасности в сфере государственного и корпоративного долгов.

 

4.4. Что может быть основными  индикаторами

 

Основой такой системы являются существующие на основе Маастрихтских соглашений пороговые значения экономической безопасности в области государственного внешнего и внутреннего долгов. К ним относятся объем государственного внутреннего долга впроцентах к ВВП – 30%, объем государственного внешнего долга впроцентах к ВВП – 30%.

Вместе  с тем, выдвигая данные индикаторы в  качестве основных в системе пороговых значений в области внешнего и внутреннего долгов, следует иметь в виду, что за последние годы в этой области произошли качественные изменения. Так, объем внутреннего государственного долга в 1998г. составлял 28% от ВВП. Объем внешнего государственного долга в 2002г. составлял 35,9% от ВВП.

На  конец 2006г. эти показатели в совокупности составят 9%. В то же время внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами в настоящее время превышают в совокупности 50% ВВП. В связи с этим систему индикаторов экономической безопасности необходимо дополнить пороговыми значениями по корпоративному внутреннему долгу, корпоративному долгу перед нерезидентами и по совокупному национальному долгу, включающему государственный и корпоративный долг. При расчете величины пороговых значений по корпоративному и совокупному национальному долгу необходимо учитывать следующие обстоятельства:

 

4.5. Долговые пороги

 

Очевидно, что в этих условиях при определении  пороговых значений по корпоративному и совокупному национальному долгам нельзя пользоваться опытом стран с развитой рыночной экономикой. Учитывая сказанное, индикаторы экономической безопасности по корпоративному долгу могут быть определены следующим образом.

Пороговое значение по внутреннему корпоративному долгу. Учитывая, что отношение совокупных активов банковской системы к ВВП должно составлять 80%, а доля кредитного портфеля в активах - не менее 45%, объем банковских кредитов частному сектору должен находиться в пределах 40% к ВВП.

Пороговое значение по корпоративному долгу нерезидентам. Важность этого показателя определяется тем, что он вводит ограничение на трансформацию внешнего госдолга в гораздо менее надежный корпоративный долг нерезидентам. При определении величины данного порогового значения надо иметь в виду, что в современных условиях далеко не все российские предприятия могут брать кредиты за рубежом, а тем более размещать там свои облигации.

Следовательно, ресурсная база для погашения  корпоративного долга нерезидентам гораздо ниже ресурсной базы для  погашения внутреннего корпоративного долга. Кроме того, возможность внешних  корпоративных заимствований зависит  от конъюнктуры мирового рынка (величиныпроцентных ставок, спроса и предложения на кредиты и облигации). Учитывая это, пороговое значение корпоративного долга нерезидентам должно составлять 50% от порогового значения по внутреннему корпоративному долгу, то есть находиться в пределах 20-25% к ВВП. Пороговое значение по совокупному национальному долгу. Данное пороговое значение равно сумме пороговых значений по внутреннему государственному долгу, внешнему государственному долгу, корпоративному внутреннему долгу и корпоративному долгу нерезидентам. В настоящее время оно составляет 120% ВВП.

Использование данного порогового значения особенно актуально для современной России. В ближайшие годы возможна ситуация, когда объемы государственного внешнего и внутреннего долгов будут в  пределах соответствующих пороговых  значений. В то же время пороговые  значения по корпоративному долгу будут  резко превышены. Если при этом будет  превышено и пороговое значение по совокупному национальному долгу, то возникнут трудности не только в сфере корпоративного долга, но и для бюджетной системы.

Федеральный бюджет вынужден будет расплачиваться по государственным гарантиям по корпоративному долгу. Одновременно в результате возможного кризиса в корпоративном секторе резко уменьшатся налоговые и прочие поступления в бюджет. Это приведет к сбоям в обслуживании и погашении государственного внешнего и внутреннего долгов.

Контроль  за индикаторами пороговых значений экономической безопасности в сфере национального долга должны осуществлять Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и Федеральная служба по финансовым рынкам. При достижении пороговых значений по внешнему и внутреннему государственному долгам заимствования на внешнем и внутреннем рынках должны быть прекращены.

При достижении пороговых значений по корпоративному долгу необходимо: прекратить регистрацию проспектов эмиссии корпоративных облигаций, предназначенных для выпуска на внешнем и внутреннем рынках; повысить норму обязательных резервов коммерческих банков; повысить ставку рефинансирования; ввести ограничения по короткой позиции коммерческих банков по валюте.

Важное  значение в снижении растущей напряженности в области совокупного национального долга играет изменение структуры источников финансирования государственного долга.

За  счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в 2007г. планируется привлечь 293,63 млрд. рублей, в том числе за счет выпуска  ОФЗ - 213,68 млрд. рублей и за счет выпуска  ГСО - 79,95 млрд. рублей. На погашение  внутреннего госдолга предусматривается израсходовать 80,11 млрд. рублей. Объем чистых заимствований составит 213,52 млрд. рублей. Все чистые заимствования предусматривается использовать в качестве внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета (то есть на выплату внешнего долга).

Объем государственных заимствований на внутреннем рынке начиная с 2002 года постоянно растет. В 2007г. предусматривается увеличить выпуск госбумаг более чем на 55 млрд. рублей по сравнению с 2006г. Массовый выпуск ГКО-ОФЗ подрывает финансовые ресурсы для развития реального сектора. С начала 2002г. и по начало 2003г. доходность корпоративных облигаций снизилась более чем в 2,5 раза.

Однако  с весны 2003г. в связи с массовым выпуском ГКО-ОФЗ доходность корпоративных облигаций перестала снижаться. В отдельные периоды в 2004-2006гг. доходность корпоративных облигаций увеличивалась до 11,5-13% годовых. Предусматриваемая на 2007г. эмиссия государственных ценных бумаг на сумму около 11 млрд. $ еще больше ограничит ресурсы основных покупателей корпоративных и государственных ценных бумаг - коммерческих банков. Предприятия будут испытывать затруднения в привлечении инвестиций за счет выпуска ценных бумаг. Не удастся и снизить доходность корпоративных облигаций.

 

4.6. Что делать?

 

Учитывая  сказанное, целесообразно внести следующие  изменения в Закон «О федеральном бюджете на 2007 год»:

  • Ограничить эмиссию госбумаг величиной 150,06 млрд. рублей.
  • Размещение ОФЗ на свободном рынке ограничить объемом погашения этих бумаг в 2007г. - 70,11 млрд. рублей, то есть эмиссию ОФЗ сократить на 143,57 млрд. рублей.
  • Провести эмиссию государственных сберегательных облигаций на сумму 79,95 млрд. рублей (из них 10,0 млрд. рублей пойдут на погашение прежних выпусков ГСО).
  • Образовавшуюся в результате выполнения мероприятий, перечисленных в п. 1-3, разницу в покрытии дефицита государственного бюджета в 213,52 - 69,55 = 143,57 млрд. рублей профинансировать за счет средств Стабилизационного фонда Российской Федерации.

За  счет средств Стабилизационного фонда РФ необходимо также финансировать обслуживание внешнего государственного долга (в 2007г. в размере 79,99 млрд. рублей), а также выплату внешних государственных долгов, у которых наступил срок погашения (в 2007г. в размере 3,8 млрд. $).

Высвободившиеся бюджетные средства надо расходовать  на государственные инвестиционные программы, а также на возможное увеличение расходов бюджета в связи с ростом цен на бензин, повышение социальных выплат и т.п. (как это имело место в 2005-2006гг.).

Это позволит сократить темпы роста  госдолга, а также диверсифицировать  внутренний госдолг в сторону увеличения доли наиболее стабильных госбумаг (сбероблигаций). При этом эмиссия госбумаг будет в гораздо меньшей степени рассчитана на инвестиционные ресурсы реального сектора. Это произойдет как за счет уменьшения эмиссии госбумаг, так и за счет привлечения главного источника свободных финансовых ресурсов - наличной СКВ на руках населения.

Одних только процентов по кредитам, которые  российские банки и компании назанимали на Западе, уже набежало на 40-45 млрд.$. Эту цифру озвучил на состоявшейся встрече представителей коммерческих банков с руководством ЦБ первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. Он также сообщил, что по последним данным общий объем внешних заимствований за 9 месяцев 2007г. превысил 300 млрд.$ и обслуживание этих кредитов ведет к долгосрочному снижению ликвидности. Единственное, что в данном аспекте может немного смягчить ситуацию - это инфляционные риски, связанные с долларом. Пока заокеанской экономике выгоден слабый доллар, который уменьшает дефицит торгового баланса, и поэтому в ближайшее время, как прогнозируют аналитики, минимум до конца 2007г., евро будет расти.

В перспективе до конца текущего года стоимость единицы европейской  валюты может подняться до уровня в 1,45 $. Этому вполне может способствовать понижение темпов роста ВВП США, который спрогнозирован МВФ на уровне в 1,9процента вместо ранее звучавшей цифры в 2,8 %. Не за горами и очередное снижение учетной ставки Федеральной резервной системой США. По крайней мере, большинство аналитиков финансового рынка считает, что если ФРС не опустит ее на своем ближайшем заседании, то уж до наступления 2008г. этот шаг точно будет предпринят.

В результате удельный вес нашего долга  Западу снижается. Однако всегда существует опасность того, что, как гласит поговорка, «берешь взаймы и чужие, а отдаешь свои», поэтому надо считаться с тем, что внешний долг России - 384,8 млрд. $ - сегодня приблизился к объему золотовалютных резервов страны - 424 млрд. $. И не просто приблизился, но продолжает расти. Причем в секторе заимствований негосударственного бизнеса, который составляет 220,4 миллиарда долларов. Темпы роста очень высоки - если в далеком 2000г. негосударственные компании были должны западным кредиторам всего около 570 млн.$, то, например, в 2005г. - уже 20 млрд.$.

Низкая  инфляция стран еврозоны и заокеанской  экономики позволяла там брать  кредиты в валюте под низкиепроценты. Зачастую они не превышали планку пятипроцентов, и при этом большинство этих кредитов - длинные, то есть со сроками погашения минимум от трех лет.

В российских же условиях достаточно высокой  инфляционной нагрузки на экономику взять в долг деньги меньше чем под 12-14 %% годовых без серьезного обеспечения практически нереально. Поэтому, пока будет сохраняться такого рода разрыв в индексе потребительских цен, объемы кредитов, взятых за границей, будут только расти. По крайней мере, как только закончится кризис ликвидности.

В результате из всего комплекса мер, призванных бороться с увеличением  заимствований за рубежом, на данный момент выбрана подготовка к мониторингу ситуации. Об этом заявил замминистра финансов Сергей Сторчак, который подчеркнул, что «мы уже готовим административную базу для мониторинга». По большому счету, проблем с введением такого мониторинга быть не должно, так как сведения о подобных операциях отечественных банков и компаний находятся в ЦБ РФ.

По  логике вещей, вслед за мониторингом ситуации в этой сфере может быть введен целый ряд механизмов, которые  могут ограничить этот процесс. В  частности, в этом качестве может выступать и законодательный запрет на такого рода займы, но в качестве совсем уж непопулярной и недемократичной меры. Кроме этого возможно и введение субсидирования кредитования, однако сегодня неясен срок, на который может быть введено такое субсидирование. И пока не существует оценки ситуации - откуда и в каком количестве предусматривать для этого финансовые ресурсы.

С другой стороны, необходимость или, лучше сказать, стремление брать  займы за рубежом является одной  из характеристик современного мира и динамично развивающихся государств в этом мире. И в данном случае у нас еще есть куда расти, так как по одному из оценочных показателей - соотношению объема внешнего долга к ВВП страны - мы еще плетемся в хвосте развитых стран Европы. В России внешний долг составляет 10% от валового внутреннего продукта, в то время как, например, в Италии он приближается к 70%.

Хотя, конечно, при бесконтрольном росте  внешних заимствований для нашей  страны существует опасность, при которой в скором времени средств для обслуживания долга самому бизнесу может и не хватить. И если для частного бизнеса проблемы с отдачей долгов могут обернуться так называемым личным банкротством, то в случае проблем с госкорпорацией или государственным банком его обязательства должно взять на себя государство. А потянет ли бюджет такую нагрузку в случае снижения цены на нефть?

Информация о работе Государственный долг РФ