Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование сущности и понятия внутреннего государст-венного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внут-реннего долга и определение методов по его управлению. Основные задачи исследования:
раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;
проведение исследований в области истории заимствований России;
анализ современного состояния внутреннего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику России;
исследование путей совершенствования управления госдолгом.
Введение. Актуальность проблемы государственного долга
Основная часть
§1. Государственный долг – основные понятия
1.1. Понятие государственного долга
1.2. Причины возникновения государственного долга
1.3. Формы государственного долга
1.4. Виды государственного долга
1.5. Государственный долг как инструмент регулирования экономики
§ 2. Внутренний государственный долг
2.1. Понятие внутреннего государственного долга
2.2. Проблемы и противоречия
2.3. Структура и динамика внутреннего государственного долга РФ
§ 3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
3.1. Регулирование государственного долга
3.2. Основные задачи по управлению долгом
3.3. Пути преодоления
3.4. Последствия долговой политики для экономики страны
3.5. Зарубежный опыт управления государственным долгом
3.6. Мировая практика управления государственным долгом
3.7. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ
3.8. Реструктуризация государственного долга
3.9. Способы сокращения долговой зависимости
§ 4. Куда ведут долги России
4.1. Как меняется долг
4.2. Возможные последствия
4.3. Долги опять растут
4.4. Что может быть основными индикаторами
4.5. Долговые пороги
4.6. Что делать?
Заключение
Приложения
Список литературы
Государственный долг подразделяется на:
Когда
речь идет о государственном долге,
применяют следующую
В соответствии с Бюджетным кодексом в объем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, полученным от бюджетов других уровней, по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Если возникает задержка с выплатойпроцентов по основной сумме госдолга, то долг государства не увеличивается на сумму невыплаченныхпроцентов.
1.2. Причины возникновения
Государственный
долг вызван использованием государственных
займов в качестве одной из форм
привлечения денежных ресурсов для
расширения воспроизводства и
В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.
В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.
1.3. Формы государственного долга
Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ.
Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.
Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, роступроцентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящейпроцента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.
Государственный
долг связан с перераспределением ВНП
и части национального
Иногда в состав государственного долга могут также включаться долговые обязательства государства при поручительствах (например, финансовые гарантии для содействия экспортно-импортной деятельности).
Происхождение кредитных средств позволяет рассматривать их как внутренний и внешний долг государства. В качестве кредиторов государства выступают:
Государственный долг выступает в двух основных формах:
1.4. Виды государственного долга
Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
Законодательно закрепленные тавтологические определения «внутренний долг = рублевый долг» и «внешний долг = валютный долг» прочно укоренились в статистике государственных финансов. Бессмысленное само по себе деление обосновано лишь существующими различиями механизмов регулирования и контроля за рублевыми и валютными заимствованиями.
«внутренний долг = рублевый долг»
«внешний долг = валютный долг»
Может показаться, что проблема деления государственного долга на внутренний и внешний схоластична и далека от реальности. Однако в ходе анализа положения в этой области приходится сталкиваться с очень большими трудностями при обработке данных, поскольку отсутствует единая для всех видов заимствований методика. Учет государственных долговых обязательств ведется в зависимости от истории их возникновения, кредитора, формы и еще десятка нередко случайных факторов. Причем ключевым (идеологическим) является валюта обязательства.
Есть и настоящие курьезы, например, обязательства по облигациям внутреннего валютного займа вообще не учитываются в составе государственного долга. Практические сложности возникают также при определении величины реальных бюджетных расходов по обслуживанию государственного долга из-за сальдирования отдельных показателей.
1.5. Государственный
долг как инструмент
Основное назначение государственного долга - быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с помощью решения двух задач:
Стабилизационное воздействие на экономику осуществляется посредством изменения либо:
Если основные государственные обязательства сосредоточены в небанковском секторе, то влияние государства на уровень потребления, сбережений и инвестиций будет более прогнозируемым: в период экономического спада путем займов государство мобилизует накопление денежных средств, с помощью которых государственные мероприятия будут стимулировать конъюнктуру. В период оживления и подъема государство размещает свои займы в частном секторе за счет уменьшения уровня потребления и сбережений.
Если же кредитование государства осуществляется за счет банковской системы, то воздействие государственного долга на экономическую конъюнктуру сложнее, так как изменение потребления, сбережений и инвестиций осуществляется опосредованно, через банковскую систему.
Воздействие государственной задолженности на экономический рост всегда упирается в целевое назначение мероприятий правительства, профинансированных за счет кредитов государства. Так, практика государственного регулирования в 70-80-е гг. свидетельствует, что позитивное влияние дефицитного финансирования на уровень занятости связано с циклической безработицей. В условиях же структурной безработицы, типичной в последнее время для многих развитых стран, стимулирующая бюджетная политика государства приводит к стагфляции.
Таким
образом, государственный долг связан
с государственным
Государственный долг зависит от состояния экономики. Поэтому очень важно нулевое назначение государственных кредитных ресурсов: на какие нужды идут государственные средства - на удовлетворение экономических и социальных нужд общества или на увеличение административных расходов государства, на обеспечение структурных сдвигов в общественном производстве или на обогащение отдельных групп населения.
Во втором случае государственный долг не является средством государственного регулирования экономики, а отражает кризисные процессы в хозяйстве и потому требует активных стабилизационных мер государства.
Главной выгодой для государства, обосновывающей полезность госдолга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - впроцентах от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл).
Размер сальдо бюджета и объем реального валового внутреннего продукта - два важнейших фактора, определяющих динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, профицит бюджета позволяет погашать долг.
Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваютсяпроценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а за счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга. В зависимости от соотношения названных двух факторов условно выделяют два подхода к определению роли госдолга в рыночной экономике.