Государственный долг и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я рассмотрю проблему государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.
Высокий государственный долг характерен на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1 .Причины возникновения государственного долга и его виды ….................4
2. Последствия государственного долга и методы управления им. ...............10
3. Влияние государственного долга на развитие экономики России. ............16
ПРАКТИКУМ ....................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .........................

Вложенные файлы: 1 файл

т.эконом.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства государства-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

                            4) Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение к
международным банкам: региональным, Мировому банку. Такие банки, как
правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обуславливают свои кредиты жесткими требованиями к государственной экономической политике, в частности к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х гг. часто обращались бывшие социалистические страны.

                            Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения, в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции – 96%, в Италии – 90%, в Японии – 87 %[5].

              По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

1.                     задолженности владельцам ГКО-ОФЗ (около 160 млрд. рублей);

2.                  задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета (около 60 млрд. рублей);

3.                    задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан (государственный внутренний долг СССР в части, приходящейся на Российскую Федерацию, составляет сумму 191,4 млн. рублей[6]);

4.                     внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ (около 100 млрд. долларов США);

5.                     вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами (более 50 млрд. долл.).

                            На 01.01.2005 внешний долг составлял 130,9 млрд. долл. ( по данным МинФина РФ) и 150,9 млрд. долл. по данным Банка России, а его структура выглядела следующим образом:

Таблица 1

Структура внешнего долга Банка России[7].

Наименование

01.01.04

01.07.04

01.10.04

01.01.05

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерации)

143,4

137,8

138,9

130,9

Задолженность странам-участницам Парижского клуба

47,5

42,9

43,9

42,3

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

19,5

19,6

19,8

14,8

Коммерческая задолженность

6,7

6,5

6,5

6,1

Задолженность перед международными финансовыми организациями

16,1

15,4

15,1

15,2

МВФ

8,8

8,1

7,9

7,7

Мировой банк

7,1

7,1

7

7,2

ЕБРР

0,2

0,2

0,2

0,2

Еврооблигационные займы

36,4

36,2

36,4

35,3

ОВГВЗ и ОГВЗ

10,8

10,8

10,8

10,8

Задолженность по кредитам Банка России

6,4

6,4

6,4

6,4


 

                                                       

              Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

              Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает верхний предел государственного внутреннего долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.

             

 

 

 

 

 

 

2. ПОСЛЕДСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМ.

              Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное – увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.

              Выполнение Банков России и другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции агента.

              При недостатке налоговых и не налоговых средств для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга.

Чем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем заимствований, увеличивается объем государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга в расходах бюджета.

Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше денег остается у государства на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. Сегодня внутренний и внешний государственный долг России колеблется у цифр в 150 млрд. долларов. Правительство в 90-х годах заимствовало деньги без учета долгов и возможности их возврата.

В 90-х годах государственный долг России увеличивался, достигнув в 2000г. более 70 млрд. долларов (внутренний долг). Внешний государственный долг к 2000 году превысил 150 млрд. долларов. Наступившие по срокам платежи по внешнему долгу в 2001 году составляют 14,2 млрд. долларов.

Во время обсуждения федерального бюджета на 2002 год в Государственной Думе, Минфин назвал такие цифры платежей нашей страны по внешним долгам[8]:

в 2001 году - 14,2 млрд. долларов;

в 2002 году - 14,2 млрд. долларов;

в 2003 году - 19,6 млрд. долларов;

в 2004 году - 16,0 млрд. долларов;

в 2005 году - 18,0 млрд. долларов;

Итого за 5 лет - 82,0 млрд. долларов.

Это огромная сумма накопления долгов. Напомним, что весь бюджет России по доходам составляет лишь 60 млрд. долларов, т.е. за пятилетку страна 1,5 года вынуждена работать только на возврат займов прошлых лет. Долг России уменьшается слишком медленно. Если Россия каждый год будет выплачивать долги без отсрочек, то процесс уплаты долгов затеняется до 3030 года и причем возвращать надо будет 250 млрд. долларов.

Чтобы успешнее решить проблему долгов, необходимо эффективнее управлять этим процессом, использовать резервы сокращения внешнего долга.

              Управление государственным долгом в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем вследствие быстрого роста абсолютных и относительных размеров государственного долга в течение последних двадцати лет. Основными причинами этого роста были: ошибочная экономическая политика внешних заимствований, проводимая последними советскими и первыми российскими правительствами; принятие Россией на себя финансовых обязательств СССР; значительное снижение реального курса рубля в 1991 - 1992 гг. и в 1998 г.

Государственный долг в последние годы оказывал серьезное негативное воздействие на российскую экономику. В развитых странах среднегодовые масштабы операций по обслуживанию государственного долга не превышают, как правило, 8 - 10 % денежного запаса. В России этот показатель к концу 1996 г. превысил 71% [9]. Наличие громадного и постоянно возрастающего государственного долга привело к концу 90-х годов к финансовому кризису.

              В систему управления государственным долгом включаются такие элементы, как разработка общей стратегии государственных внутренних и внешних заимствований, в том числе снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств. Особую остроту проблема управления государственным долгом приобретает в условиях долгового кризиса, когда имеющихся в распоряжении государстве ресурсов недостаточно для исполнения принятых на себя обязательств.

              Программа государственных заимствований может строиться на длительный долговой цикл с растянутыми сроками погашения на несколько десятилетий. Чаще такая программа строится на короткий период исходя из потребностей и ресурсов очередного финансового года. И, наконец, может использоваться схема резервного кредита.

              Масштабные программы долговых заимствований, растянутые на многие годы, применяются странами в случае необходимости финансирования военных расходов во время войны, а также послевоенного восстановления хозяйства. Аналогичные крупные программы заимствований, рассчитанные на длительный срок, могут приниматься в условиях реформирования экономики. В этом случае погашение долга переносится на период функционирования окрепшей, устойчиво развивающейся экономики.

              Одним из элементов управления государственным долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде, либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту. Уровень задолженности в пределах 50-70% ВВП обычно не вызывает опасений. Однако у многих стран с достаточно устойчивым финансовым положением уровень государственного долга значительно выше. Например, в Бельгии и Италии он превышает 120% ВВП.

Таблица 2[10]

Динамика отношения государственного долга к ВВП в 2003 – 2005 годах

Год

Гос.Долг (млрд. долл.)

ВВП (млрд. руб.)

Долг/ВВП

2003

140

9040,8

45%

2004

128,5

10950

35%

2005

124

13050

28%

                            Сейчас очень трудно отказаться или в одностороннем порядке отсрочить погашение долгов. Это означало бы показать перед всем миром неплатежеспособность России, что негативно сказалось бы на импортных операциях.

                            Сложившаяся ситуация диктует необходимость обратить серьезное внимание на усиление работы по возрасту кредитов России, тех кредитов которые она предоставила зарубежным странам. По некоторым оценкам, зарубежные страны были должны России в 1996г. около 100 млрд. долларов[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.

Выяснив экономическую природу дефицита государственного бюджета, мы вплотную подошли к анализу государственного долга, который представляет собой задолженность, накопившуюся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки.

Анализ влияния бюджетного дефицита на экономику в коротком периоде позволяет перейти к рассмотрению долга. Для этого следует выделить последствия, вытекающие из внутреннего и внешнего долгов. Внутренний долг представляет собой задолженность страны перед своими гражданами. Внешний долг - это задолженность перед иностранцами.

              Большая внешняя задолженность может привести национальную экономику к серьезному экономическому кризису. Страна, имеющая большой внешний долг, вынуждена больше экспортировать, чем импонировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.

              Большой государственный долг ведет к «вымыванию капитала» из частного сектора, что ведет к замедлению экономического роста, следовательно, к снижению благосостояния в будущем. Дело в том, что облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации с другой, являются для экономических субъектов, осуществляющих сбережения, взаимозаменяемыми. Более того, вторые могут быть привлекательнее, поскольку обладают, как правило, более высокой надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора. По мере роста государственного долга экономические субъекты накапливают все больше долговых обязательств государства. Средства, затраченные на их приобретение, могли быть вложены в частный сектор, что способствовало бы расширению их деятельности.

Информация о работе Государственный долг и его последствия