Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:29, курсовая работа
В своей работе я рассмотрю проблему государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.
Высокий государственный долг характерен на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1 .Причины возникновения государственного долга и его виды ….................4
2. Последствия государственного долга и методы управления им. ...............10
3. Влияние государственного долга на развитие экономики России. ............16
ПРАКТИКУМ ....................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .........................
Следует учитывать, что рост государственного долга может также порождать тенденции, косвенно противодействующие вымыванию капитала. Так, увеличение государственного долга может способствовать росту процентной ставки, а следовательно стимулировать сбережения. Поэтому можно говорить лишь о частичном вымывании частного капитала государственным долгом.
Итак, воздействие большого государственного долга на состояние экономики в долговом периоде характеризуют следующие результаты.
а) Происходит вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска.
б) Усиление налогового пресса для обслуживания государственного долга подавляет стимулы к труду.
в) Возникающая необходимость обслуживания внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из стран, что сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике.
Каждое из указанных последствий затрудняет реализацию основной макроэкономической цели – обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста. Вместе с тем, учитывая все указанные отрицательные последствия, при оценке масштабов государственного долга и степени его воздействия на национальную экономику следует основываться не на абсолютной величине долга, а на соотношении последней с величиной ВВП. Удобен в этом отношении коэффициент «государственный долг - ВВП». Так, когда к 1990 г. США превратилась из страны-кредитора в страну-должника, их внешний долг составил 500 млрд. долл. В абсолютном выражении эта сумма огромна, но в сравнении с годовым выпуском страны, составляющим 6500 млрд долл., она не столь уж значительна[12].
Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.
Величина государственного долга не должна превышать размеры ВВП более чем в два раза, в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то значит эти средства используются эффективно. Минимальным критерием эффективности использования заемных средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечения других источников для выплат процентов по долгу во избежании штрафных санкций за задержку выплат.
Если доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может:
> отказаться от долга полностью или частично;
> использовать новые заимствования для выплаты прежних долгов;
> пролонгировать долг;
> прибегнуть к конверсии долга;
> продать безнадежные долги.
Каждая из указанных мер имеет определенные последствия. В случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине не выплаченного процента. При реструктуризации долг переводится в ранг долгосрочных, процентные выплаты при этом не возрастают, ввиду чего данная мера считается предпочтительнее предыдущей. Конверсия государственного дога предполагает его перевод в долгосрочные иностранные инвестиции при покупке в счет долга странами-кредиторами отечественной недвижимости, акций отечественных предприятий и т.д.
Безнадежные долги возникают вследствие того, что ранее стана предоставила кредиты другим странам, которые в настоящее время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.
Динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.
Большой государственный долг, порожденный крупным бюджетными дефицитами, может негативно повлиять на состояние национальной экономики, поэтому в настоящее время в большинстве развитых стран правительства отказались от рекомендованного кейнсианской теорией дефицитного финансирования экономики и проводят бюджетную политику, основанную на рекомендациях неоклассической теории. Согласно данному подходу сокращаются темпы роста доходов и расходов бюджета, масштабы перераспределения национального дохода через бюджет уменьшаются. В отличие от кейнсианской концепции, делающей упор на стимулирование инвестиций посредством увеличения государственных расходов. Теория предложения предполагает повышение инвестиционной активности прежде всего благодаря увеличению сбережений, которое необходимо стимулировать, в частности, путем снижения степени прогрессивности налогообложения либо посредством замены прогрессивного налогообложения пропорциональным.
ПРАКТИКУМ
Правительство для реализации инвестиционного проекта получило от транснационального банка заем в размере 300 млн. долл. по годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн. долл.
1) Возрастет ли при этих условиях сумма долга правительства?
2) Увеличатся ли налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обязательствами правительства? Почему?
3) Через сколько лет возможно будет полностью погасить долг?
РЕШЕНИЕ:
Р=300
n=5
г=0,5
S = Р (1+гп) = 300 (1+0,05-5)= 375
P(l+rn)=n-30
300+15n=3On
300=15п
n=20
Через 20 лет возможно будет погасить долг.
ЗАКЛЮЧЕНЕ
В своей работе я показала основные теоретические моменты теории государственного долга и постаралась отразить основные черты этих проблем применительно к российским условиям. Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных оживлением промышленного производства, расширением экспортоориентированных производств, в основном, связанных с нефтедобычей.
Стихийно формирующаяся открытая экономика России в первой половине 90-х годов была близка к распахнутости и анархичности. Ее «открытость», будучи проявлением «детской болезни» всеобщей демократизации и «шоковой» либерализации внешней торговли, не только не способствует повышению эффективности экономики, ее конкурентоспособности, но, наоборот, наносит ей заметный ущерб, подрывает экономическую безопасность страны. Внешняя открытость экономики, как, впрочем, и рыночная экономика, не являются целью преобразований в России, а служат важной предпосылкой повышения эффективности российской экономики, ее оптимальной интеграции в мировые хозяйстве связи для повышения, в конечном счете, благосостояния народа. Наличие оптимальной степени открытости российской экономики как основы для интеграции в мировые экономические процессы является необходимым условием получения эффекта от процессов глобализации мировой экономики.
При реализации системы мероприятий по интеграции российской экономики в мировое хозяйство необходимо сочетание прагматичной открытости с разумным протекционизмом.
Непродуманная система мероприятий по интеграции российской экономики внешнему миру объективно играет на руку более развитым странам Запада, имеющим прочные позиции на мировых рынках, создавая им односторонние преимущества. Можно предположить, что с ростом торгово-
экономической мощи России и увеличением притока ее товаров на западные рынки промышленно развитые страны не постесняются ввести жесткие протекционистские ограничения.
Несмотря на многие противоречия нынешней эпохи, ее основной чертой все больше становится не противоборство, а тенденция к сотрудничеству и взаимопониманию. Общее движение к единому, взаимосвязанному, взаимозависимому и в каждой своей части более развитому и социально-справедливому миру - вот основная тенденция мирового хозяйства. На основании этого можно говорить о процессах конвергенции моделей национальных экономик, экономических и социальных ценностей и отношений. Происходит нивелирование, сближение экономических уровней развития различных стран.
Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять избирательную и поэтапную политику. Избирательность заключается в четком определении собственных приоритетов. В частности, в преобладании усилий по построению свободной социальной рыночной экономики внутри страны над усилиями по внешней открытости. Необходима планомерная последовательность в раскрытии своего народно-хозяйственного комплекса внешнему миру. При этом внешняя открытость не должна быть самоцелью, а призвана служить созданию эффективного рыночного механизма внутри страны.
Вхождение в мировое рыночное хозяйство не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться, одновременно отбивая тайные и явные попытки «прибрать Россию к рукам» со стороны ведущих мировых держав.
Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Экономическая теория: учеб./ под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
2. Тоцкий. А. Возможности конверсии долгов.// "Внешняя торговля", 1994.
3. Хейфец Б. "О формировании единой системы управления государственным долгом и зарубежными активами". // Экономист 2001.
4. Абалкин Л.И. Еще раз о бегстве капитала из России // Деньги и кредит. 2000.
5. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. - М.БИНОМ,1997
6. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004.
7. Вавилов А.П., Внутренние проблемы внешнего долга\Газета "КоммерсантЪ"№59 6 апреля 2005 года.
8. Российская газета. 2002. 9 января.
9. Маковская Е. "Искусство вылезать из петли".//"Эксперт" 1997 №39.
10. Илларионов А. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в Российской экономике //Вопросы экономики. — 1996.
11. Галкин М. Долги России // Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 5.
12. Экономика и жизнь. 1997. №39.
13. Са.муэльсон П.Л., Нордхаус В.Д. Экономика. - М.: БИНОМ, 1997.
14. Вавилов А. В неоправданном долгу // Деньги. №17 (270) , 3 мая 2005 года
15.Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. - М.БИНОМ,1997
[1] Экономическая теория: учеб./ под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 378
[2] Экономическая теория: учеб./ под ред. И.П. Николаевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 378
[3] Тоцкий. А. Возможности конверсии долгов.// "Внешняя торговля", 1994. - С. 285
[4] Хейфец Б. "О формировании единой системы управления государственным долгом и зарубежными активами". // Экономист 2001. - С.105
[8] Российская газета. 2002. 9 января. - С.7
[9] Илларионов А. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в Российской экономике //Вопросы экономики. — 1996. - №12. — С.55.
[10] Галкин М. Долги России // Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 5. - С. 112
[11] Экономика и жизнь. 1997. №39. С.З.
[12] Са.муэльсон П.Л., Нордхаус В.Д. Экономика. - М.: БИНОМ, 1997. -С.674.