Государственный кредит в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:51, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать состояние государственного кредита на текущий момент в Республике Беларусь.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание государственного кредита и раскрыть его роль в макроэкономическом регулировании;
определить современное состояние и выявить тенденции развития государственного кредита в Республике Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

рефер по дкб.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Кафедра денежного обращения, кредита и  фондового рынка

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

по дисциплине: Деньги. Кредит. Банки.

на тему:  Государственный кредит в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время экономика Республики Беларусь нуждается в эффективном преобразовании, однако собственных средств для  реализации всех целей не всегда достаточно. В этих условиях одной из наиболее активных и перспективных форм обновления экономики является государственный  кредит. Государственный кредит —  форма кредитных отношений, предполагающая возможность использовать государственно-кредитные  операции внутри страны и в международных  экономических отношениях.

Проблема кредитных отношений  является очень актуальной в сложившейся  экономической ситуации в Республике Беларусь, так как белорусская  экономика постоянно нуждается  в ресурсах. Государственный кредит является одним из основных инструментов привлечения средств, поэтому большинство  стран мира в той или иной мере сталкивается с проблемой роста  государственной задолженности. Сегодня  значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. Выбор государственного кредита  как источника финансирования государственных  расходов обусловлен многим факторами. К ним можно отнести смягчение  дисбаланса между расходами и  доходами государства, ускорение социально-экономического развития страны за счет привлеченных средств, отсутствие необходимости  в эмиссионном кредитовании экономики  и т. д.

Цель  данной работы – проанализировать состояние государственного кредита  на текущий момент в Республике Беларусь.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть экономическое содержание государственного кредита и раскрыть его роль в макроэкономическом регулировании;
  • определить современное состояние и выявить тенденции развития государственного кредита в Республике Беларусь;

Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных  и зарубежных экономистов, а также  нормативно-правовые акты Республики Беларусь.

 Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе Н. Е. Заяц, Т. И. Василевская, Т. Б. Бердникова. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: О. В. Бородко, Н. В. Лузгин, А. К. Назаров, С. В. Новик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ состояния государственного кредита в Республике Беларусь

 

Республика Беларусь является членом трех крупнейших международных  финансово-кредитных организаций  – Мирового банка (точнее, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства  по гарантированию инвестиций), Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 1992 г. Помимо престижа на международной  арене (только наиболее отсталые и бедные страны не могут позволить себе членства в этих организациях) со вступлением  в эти организации Республика Беларусь получила возможность привлечения  кредитов.

  Все внешние государственные  займы, входящие в долговой  портфель Республики Беларусь, являются  долгосрочными, т.е. предоставлены  на срок более 1 года. При этом  отсутствуют займы сроком менее  3 лет, на займы сроком от 3 до 5 лет приходится 1,1 % от общей суммы  внешнего государственного долга,  сроком более 5 лет – 98,9 % [1].

      Рассмотрим  условия и цели предоставления  кредитов Беларуси ее основными  кредиторами.

      1. Кредитные  линии Германии.

      Банки-кредиторы  – AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaftm.b.H./ FrankfurtamMain,  KreditanstaltfurWiederaufbau/FrankfurtamMain. Минимальный  размер кредита составляет 1 млн.  немецких марок. Размер кредита  равен 85% контрактной стоимости.  Одним из основных условий  предоставления кредита является  то, что от 50 до 70% приобретаемого  оборудования должно быть произведено  в восточных землях Германии. Кредит выдается путем открытия  аккредитива в пользу поставщика  на сумму кредита и его раскрытия  по мере поставки оборудования. Обеспечением служит гарантия  Совета Министров Республики  Беларусь. Кредит выдается на  период до 11 лет и гасится равными  полугодовыми долями. Также возможен  мораторий по погашению основного  долга – от 6 месяцев после  средневзвешенной даты поставок, последней значительной поставки  либо готовности оборудования  к эксплуатации. Проценты уплачиваются 30 июня и 30 декабря до момента  начала выплат по кредиту, а  затем вместе с погасительным  платежом. 9 января 2013 г. состоялось  подписание кредитного соглашения  между ОАО "АСБ Беларусбанк"  и консорциумом немецких банков AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft mbH, целью которого  является финансирование проектов  РУП «Минскэнерго» [2].

      2. Финансирование  по линии Международного валютного  фонда (МВФ).

      В 2009 –  начале 2010 года кредит Международного  валютного фонда (МВФ) сыграл  одну из ключевых ролей в  реабилитации белорусской экономики.  Стабильность валютного рынка,  устойчивость финансовой системы,  поддержка инвесторов и домашних  хозяйств – все это стало  возможным благодаря кредиту  Международного валютного фонда  (МВФ).

          Первый  транш кредита Международного  валютного фонда (МВФ) в размере  800 млн. долларов Беларусь получила  в январе 2009 года. Второй транш  поступил в июле 2009 г. – около  680 млн. долларов. В октябре 2009 года Беларусь получила очередной  транш кредита фонда в объеме 699,5 млн. долларов. Четвертый транш  кредита в размере более 688 млн. долларов поступил в декабре  2009 года. После многочисленных конфликтов  и скандалов с Европой Беларусь  в марте 2010 года все-таки получила  пятый транш кредита МВФ в  рамках программы stand-by, который  составил около 670 млн. долларов.

Эксперты Международного валютного  фонда, миссия которого работала в Минске с 14 по 25 марта, заявили, что достижение целевого показателя ВВП на уровне 8,5% по итогам 2013 года может привести к росту инфляции и давлению на курс белорусского рубля. Помимо традиционного упора на структурные реформы, эксперты фонда советуют правительству Беларуси в нынешнем году "стремиться к дальнейшему резкому сокращению целевого и субсидируемого кредитования", а также "ограничить рост зарплат в 12%, что соответствует целевому показателю инфляции"[3].

В марте 2013 года Минфин, Минэкономики и Нацбанк Беларуси приступили к разработке концепции программы макроэкономических реформ, одобрение которых Международным валютным фондом позволит стране привлечь новый кредит МВФ. Глава миссии МВФ Дэвид Хофман заявил, что условием возобновления переговоров между фондом и Республикой Беларусь по новой кредитной программе является подготовка двух документов – программы мер макроэкономической политики, обеспечивающих стабильность экономики, и программы углубления структурных реформ экономики.

      3. Помощь, полученная от Всемирного банка  (ВБ).

Основное место в группе Всемирного банка (ВБ) в целом и  в отношениях ВБ и Беларуси занимает Международный банк реконструкции  и развития (МБРР). Он предоставляет  помощь на государственном уровне, финансируя проекты, имеющие только общенациональное значение. Условия, на которых Банк обычно предоставляет  кредиты, следующие: срок кредитов – 10 – 15 лет; мораторий на выплату основного  долга – до 5 лет; процентная ставка – около 8% годовых. Предоплаты и  платежных гарантий не требуется. В  целом Всемирный банк может финансировать  до 60% от общей стоимости проекта, а вклад Правительства, как правило, должен составлять, по крайней мере, 10% от стоимости каждого проекта.

Необходимо отметить, что  на данный момент Беларусь особо не использует основных преимуществ, которые  могут быть извлечены из сотрудничества с Всемирным банков (ВБ) с учетом его статуса и достаточно льготных условий предоставления финансовых средств.  28 февраля 2013 года предложение  Госстандарта и Минэнерго, согласованное  с заинтересованными ведомствами, о привлечении дополнительного  займа Международного банка реконструкции  и развития в размере $90 млн. для  инвестиционного проекта "Повышение  энергоэффективности в Республике Беларусь" одобрено Валютно-кредитной  комиссией Совета Министров. Дополнительный внешний государственный заем привлекается в объеме  $90 млн. сроком на 16 лет (выборка  и погашение основного долга) с льготным периодом (отсрочкой платежей суммы займа) 6 лет. Стоимость привлекаемых заемных средств МБРР является весьма выгодной для Республики Беларусь. Так, например, фактическая годовая  процентная ставка по проекту при  выполнении последнего платежа составила  менее 1%. При этом процентная ставка за пользование кредитом, предоставляемым  в валюте коммерческими банками  Беларуси, составляет около 8% годовых, как правило, на срок не более 5 лет.

Развитие сотрудничества Всемирного банка (ВБ) с Республикой  Беларусь можно в целом охарактеризовать как незначительное, особенно принимая во внимание опыт работы Всемирного банка (ВБ) в постсоциалистических странах. Вместе с тем можно говорить о  хороших перспективах развития отношений, учитывая готовность Банка оказывать  всестороннее содействие рыночным преобразованиям  в нашей стране.

4. Займы Европейского  банка реконструкции и развития (ЕБРР).

          Условия  предоставления кредитов Европейского  банка реконструкции и развития (ЕБРР) для белорусских предприятий  несколько отличны от тех, которые  обычно используются банком, что  связано со спецификой экономической  и политической ситуации в  стране.

 Кредитное соглашение  между Республикой Беларусь и  Европейским банком реконструкции  и развития (ЕБРР) было подписано  22 ноября 1994г. С учетом высокого  кредитного риска в Беларуси  Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) поставил условие: обеспечить все выданные на территории страны кредиты правительственными гарантиями, на основе чего было заключено соглашение между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Национальным банком Республики Беларусь. Согласно этому соглашению, Правительство Республики Беларусь в лице Национального Банка выступает гарантом возврата кредита.

Понятие государственный  кредит тесно связано с дефицитом  бюджета и государственным долгом.

          Государственный  кредит является важнейшим  источником для покрытия бюджетного дефицита. В таблице 1 представлены источники  финансирования дефицита республиканского бюджета. 

Для финансирования дефицита республиканского бюджета в 2013 году в Беларуси будут приниматься  решения о выпуске, условиях размещения, обращения и погашения государственных ценных бумаг [4].

По  состоянию на 01.01.2013 к участию  в первичных торгах облигациями  были допущены 28 банков и 37 небанковских профучастников.

В результате проведения указанных операций в 2012 году было осуществлено размещение облигаций на общую сумму 1 838,21 млрд. рублей или 5 142 503облигации, общее количество сделок составило 659. Средневзвешенная доходность в 2012 году составила 36,26 % годовых (в 2011 году сумма сделок по первичному размещению облигаций юридических лиц составила 1 627,48 млрд. рублей или 5 893 953 облигаций, количество сделок по первичному размещению облигаций юридических лиц в 2011 году составило 221) [5].

По состоянию на 01.01.2013 в обращении  находилось 684 выпуска облигаций 255 эмитентов на сумму эмиссии 66 217,6 млрд. рублей, из них небанковских организаций – 205 эмитентов, объем облигаций в обращении которых составил на конец 2012 года 27 311,3 млрд. рублей, что превышает данный показатель по состоянию на 01.01.2012 в 1,4 раза. Доля находящихся в обращении облигаций организаций, не являющихся банками, в общем объеме находящихся в обращении на 01.01.2013 выросла до 41,2 % (по состоянию на 01.01.2012 доля составляла 29,8 %). Объем эмиссии облигаций местных исполнительных и распорядительных органов в обращении на 01.01.2013 составил 7 332,1 млрд. рублей (уменьшение по сравнению с показателем на 01.01.2012 на 9,2 %).

 

Таблица 1 - Финансирование дефицита республиканского бюджета  в 2013 году, тыс. руб.

Наименование  источника финансирования дефицита бюджета

Тыс. руб.

Общее финансирование

0,0

Внутреннее  финансирование

12 587 575 708,0

Источники, получаемые от банков, иных юридических  и физических лиц

7 607 800,0

привлечение средств

5 220 000 000,0

погашение основного долга

- 5 212 392 200,0

Прочие  источники внутреннего  финансирования

872 061,3

получение средств

872 061,3

Источники от операций с принадлежащим  государству имуществом

-1 034 426 000,0

поступления от реализации принадлежащего государству  имущества (в том числе акций)

455 375 000,0

 

«Продолжение Таблицы 1»

 

увеличение  доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций)

 

- 1 489 801 000,0

Изменение остатков средств  бюджета

14 813 521 846,7

из  них средства государственного целевого бюджетного фонда национального  развития

- 2 593 306 435,0

формирование  государственного целевого бюджетного фонда

4 128 437 051,0

 

использование государственного целевого бюджетного фонда

1 535 130 616,0

 

Внешнее финансирование

-12 587 575 708,0

 

Кредиты международных финансовых организаций

-8 632 704 600,0

 

использование кредитов

7 876 000 000,0

 

погашение основного долга

-16 508 704 600,0

 

Кредиты иностранных государств и иных иностранных  кредиторов

- 3 774 573 000,0

 

погашение основного долга

- 3 774 573 000,0

 

Операции по гарантиям Правительства  Республики Беларусь по внешним займам

-180 298 108,0

 

платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению  и обслуживанию внешних займов

- 182 445 750,0

 
     

возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет выполнения гарантий по внешним займам

2 147 642,0

 

Информация о работе Государственный кредит в Республике Беларусь