Государственный кредит в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:51, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать состояние государственного кредита на текущий момент в Республике Беларусь.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание государственного кредита и раскрыть его роль в макроэкономическом регулировании;
определить современное состояние и выявить тенденции развития государственного кредита в Республике Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

рефер по дкб.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

 

 

Примечание  – Источник: [6].      

        

Министерство финансов Республики Беларусь в 2013 году заключит договоры с четырьмя банками на компенсацию  за счет средств республиканского бюджета  процентов по льготным кредитам. В  перечень вошли ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС-Сбербанк", ОАО "Белинвестбанк". Договоры будут  заключаться в целях реализации в нынешнем году соответствующих  нормативных правовых актов [6].      

         Функционирование  государственного кредита ведет  к  образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств  государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены. Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства и приводит к возникновению дефицита бюджета. В то же время государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем мира, в том числе и Республики Беларусь.

          Размер  государственного долга находится  в прямой зависимости от ежегодных операций государства по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера погашения ранее полученных средств и уплаты процентов (дохода) по ним.

         Все это приводит к необходимости  управления государственным долгом, что представляет собой совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Первичным аспектом управления государственным  долгом является определение законом  о республиканском бюджете на очередной  финансовый год лимитов  внутреннего и внешнего государственного долга с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.

Лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь на 2013 год  установлен в размере 25 трлн. рублей, а внешнего государственного долга - в размере 16,3 млрд. долларов США [6].

Изначальным аспектом управления государственным  долгом в контексте его наличия  является учет внутреннего и внешнего государственного долга. 

Общая ситуация с  внешней задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных международными организациями критериев. Однако за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре валового внешнего долга (ВВД) страны. Колоссальный его рост (почти в семь раз за последние десять лет), увеличение доли корпоративного долга, краткосрочной составляющей, конвертация внутреннего государственного долга во внешний (рисунок 1) обусловливают необходимость более тщательного исследования тенденций и динамики внешнего долга Беларуси. 

 

 

                    

Рисунок  1 - Динамика соотношения государственного внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь за 2008-2013 года, млрд. руб. 
                      Примечание – Источник: собственная разработка на основе [7].      

 

Анализируя динамику государственного долга Республики Беларусь, следует  отметить его существенный рост за последние 6 лет, причем с начала 2009 года наблюдается значительное ускорение  темпов роста, что объясняется негативными  последствиями мирового финансового  кризиса. Наиболее характерными чертами  динамики государственного долга  в  период с 2008 года  по 2012 год являются:

- рост удельного  веса внешнего долга (с 25 % до 77,6 %);

- сохранение  значительной доли долгосрочного  долга (89-99%);

- резкое увеличение по  отношению к ВВП (с 11,4 % до 62,3 %).

В структуре валового внешнего долга  Республики Беларусь наблюдается тенденция увеличения доли долгосрочного внешнего долга.

 

Таблица 2 - О данных валового внешнего долга (млн. долл.)

Показатель

01.01.

2008

01.01.

2009

01.01.

2010

01.01.

2011

01.01.

2012

01.01. 2013

Валовой внешний долг РБ

 

12 496.5

 

15 154.1

 

22 060.3

 

28 402.7

 

34023.1

 

34 116.2

Кратко-срочный

7 867.0

8 275.6

9 871.9

12 686.5

14 433.5

13 240.9

Долго-срочный

4 629.5

6 878.5

12 188.4

15 716.2

19 589.6

20 875.3


Примечание – Источник:[7].

 

Основной причиной роста госдолга является экономический кризис 2011 года в Республике Беларусь. Также повлияли привлеченные кредиты для финансирования дефицитов бюджета прошлых лет, реализация различных госпрограмм, попытки с помощью займов стабилизировать  экономическую ситуацию в стране, стабилизировать курс национальной валюты и сдержать темпы роса инфляции. Тенденции  изменения государственного долга являются негативными, а наблюдаемая в 2011 году девальвация национальной валюты позволяет утверждать, что в ближайшей перспективе продолжится увеличение долговой нагрузки, которая связана с обслуживанием внешнего долга.

Государственный долг Беларуси на 1 февраля 2013 года составил 131,8 трлн. BYR и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 3,0 трлн. BYR, то есть на 2,4%. Увеличение государственного долга в январе 2013 года было обусловлено ростом как внутреннего, так и внешнего государственного долга. Внутренний государственный долг по состоянию на 1 февраля 2013 года составил 26,0 трлн. BYR, увеличившись с начала 2013 года на 0,2 трлн. BYR. Увеличение внутреннего государственного долга в январе было обусловлено размещением государственных облигаций для физических лиц и ростом курса доллара США, что привело к увеличению рублёвого эквивалента долларовой задолженности. Внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 февраля 2013 года составил 12,3 млрд. USD, увеличившись с начала года на 246,7 млн. USD (с учетом курсовых разниц). В январе 2013 года правительством было привлечено 449,0 млн. USD (в том числе четвёртый транш кредита АКФ ЕврАзЭС в размере 440 млн. USD) и осуществлено плановое погашение внешнего государственного долга на сумму 198,9 млн. USD (в том числе выполнение обязательств перед МВФ по кредиту«stand-by» в размере 183,6 млн. USD).Кроме прямого долга правительства, в январе продолжилось и увеличение объёма гарантий, предоставленных им по долгам субъектов хозяйствования. Внутренний объем гарантий вырос за месяц на 0,8 трлн. BYR, то есть на 3,4%, и достиг 24,04 трлн. BYR. А объем внешних гарантий практически не изменился и составил 14,05 трлн. BYR. Таким образом, в сфере гарантий сохранилась тенденция к увеличению, главным образом, внутреннего долга [8].

В  2013-2014 году Республике Беларусь предстоят выплаты по внешним долгам в размере более 6 млрд. долл. США. Часть этих долгов Беларусь закроет с помощью оставшихся траншей Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Сумма оставшейся кредитной линии составляет 1,32 млрд. долл. США [9].

В Республике Беларусь осуществляется учет внешнего государственного долга  и действует единая система регистрации  внешних государственных займов. Учет внешнего государственного долга и регистрация внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов.

Учет внутреннего государственного долга осуществляется Министерством  финансов посредством ведения реестра  внутреннего государственного долга, в том числе реестра долга  органов местного управления и самоуправления. Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга органов  местного управления и самоуправления и представляют в Министерство финансов необходимые сведения для ведения  реестра долга органов местного управления и самоуправления в порядке, установленном Министерством финансов. Местные исполнительные и распорядительные органы не несут ответственности  по долгам других местных исполнительных и распорядительных органов.

          Таким  образом, дефицит бюджета приводит  к ускоренному росту государственного  долга, что отрицательно сказывается  на экономическом развитии страны. При этом, чем выше дефицит  бюджета, тем больше заимствований  следует привлекать на его  покрытие, что в свою очередь  увеличивает       размер  государственного долга. Все это приводит к увеличению расходов на его обслуживание и  от правительства страны требуются меры по предотвращению роста бюджетных расходов, а также государственных заимствований. Следует отметить, что Республика Беларусь своевременно и в полном объеме исполняет свои обязательства как по прямым, так и по гарантированным займам. Положительная платежная история республики свидетельствует не только о взвешенной политике внешних заимствований, но и о той ответственности, с которой правительство Республики Беларусь относится к выполнению своих долговых обязательств и недопущению просроченной задолженности.

 

 Основные направления  развития государственного кредита  в Республике Беларусь

 

 

      Республика Беларусь в современных условиях выступает, как в прочем и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран.

      Накопление долгов сопряжено с риском, поскольку по мере увеличения уровня задолженности, кредитоспособность государства становится все более чувствительной к колебаниям финансовых потоков и процентных ставок. Признание государства некредитоспособным и последующее удорожание или приостановление кредитования вызывает падение потребления и внутренних инвестиций, а затем и национального дохода и занятости.

Оптимальным на данный момент методом  управления внешним долгом является реструктуризация. Она, безусловно, должна проходить при особых условиях. Для  возможности оплаты внешнего долга  наша страна должна добиваться тех  условий, при которых возможен экономический  рост.

      “Взвешенная” бюджетная политика  последних лет создала финансовую  основу для снижения государственного  долга. Однако, несмотря на достигнутые  положительные результаты, сохраняется  ряд отрицательных факторов. В  частности, речь идет об отсутствии  законодательного разграничения  функций органов государственной  власти в области управления  долгом, о нерыночном характере  основной доли государственного  внешнего долга, об ограниченных  возможностях доступа на международные  рынки капитала на благоприятных  для Республики Беларусь условиях.

Также увеличение удельного веса государственного долга  в структуре валового внешнего долга  является негативной тенденцией, а  наблюдаемые в 2011 году замедление темпов экономического роста и девальвация  национальной валюты позволяют утверждать, что в ближайшей перспективе  продолжится увеличение долговой нагрузки, увеличения рисков, связанных с обслуживанием  внешнего долга, что приведет к снижению суверенных  рейтингов и возникновению  сложностей с осуществлением дополнительных заимствований. В данной ситуации вероятное  рефинансирование внешней государственной  задолженности будет осложнено  высокой стоимостью заемных ресурсов, что усилит риск дефолта по государственным  внешним обязательствам.

Чтобы не допускать негативного  воздействия государственного долга, в частности внешнего, на экономику, необходимо грамотно управлять государственным  кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга [10, с.289].      Основными резервами для повышения эффективности государственного кредита являются:

      – обеспечение  реальной защиты прав интересов  заимодателей и вкладчиков от  инфляционных потерь путем переоценки  номинальной стоимости облигаций,  займов и вкладов в коммерческих  банках;

      – повысить доходность  отдельных государственных ценных  бумаг и вкладных операций  с тем, чтобы кредиторы государства  были уверены в получении дохода  на уровне не ниже сложившегося  уровня инфляции в стране;

      – активизация  реального интереса физических  и юридических лиц к кредитным  операциям государства путем  защиты интересов не только  кредиторов, но и максимально  разнообразить условия выпускаемых  займов (по срокам, по способам  выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);

      – расширение  круга заимодателей за счет  допуска к кредитным операциям  государства всех без исключения  предприятий, организаций, учреждений;

      – переход при  реализации государственных ценных  бумаг с официального курса  к рыночному, определяемому на  основе реального спроса на  фондовые ценности;

      – замена финансирования  предприятий и организаций на  предоставление им помощи преимущественно  в форме казначейских ссуд;

      – отказ от  прямого безвозмездного и безвозвратного  использования общегосударственного  ссудного фонда в бюджетных  целях и осуществление привлечения  ресурсов кредитных учреждений  на нужды государства исключительно  на началах: срочности, платности,  возвратности.

Информация о работе Государственный кредит в Республике Беларусь