Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:27, контрольная работа
Известно, что все реально функционирующие сегодня экономические системы это системы "смешанные", т.е. они включают в себя два звена: рынок и государство. Каждое из этих звеньев выполняет свои, присущие только ему функции. Необходимость этих двух звеньев хозяйственного механизма сегодня никто не оспаривает. Спор в экономической науке идет лишь вокруг вопроса о границах и направлениях государственного вмешательство в экономику
Практика показала, что рынок не способен решить всех проблем общества, особенно в периоды резких циклических колебаний в экономике, когда банкротству подвергается огромное количество предприятий.
От того, какие условия создаются государством для участников рыночных отношений, напрямую зависит результат этих отношений. Направление и методы государственного воздействия на рыночную экономику самым непосредственным образом определяют направление развития и приоритетные цели государства.
Введение
1. Государство и его функции в рыночной экономике
2. Методы государственного регулирования экономики и их характеристика
3. Инструменты государственного регулирования экономики
Заключение
Список литературы
Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.
В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения.
Денежно - кредитная политика
Денежно-кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком.
Денежно - кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.
В процессе реализации денежно - кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические, и косвенные методы.
К инструментам прямого экономического воздействия относятся:
целевое кредитование;
установление кредитных «потолков»;
прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.
Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.
Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
Центральным банком ставки рефинансирования (нормы процента - платы за кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческим банкам), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном банке.
Более широко используется косвенные методы денежно - кредитного регулирования:
регулирование минимальных резервных требований;
осуществление дисконтной политики (регулирование учётных ставок по кредитам);
купля - продажа иностранной валюты;
регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;
изменение курса национальной валюты;
эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;
продажа - скупка государственных ценных бумаг.
Денежно-кредитные средства - это наиболее известные инструменты в истории регулирования рыночных отношений. Некоторые из них возникли на заре капитализма, другие, например сознательный выпуск излишних средств обращения, практиковался еще в докапиталистических формациях.
Суть государственного регулирования с помощью денежных инструментов заключается в количественном изменении предложения свободных денег и изменении «цены кредита» - процента, определяющего спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов, т. е. в формировании предложения кредитных средств.
Все перечисленные средства оказывают прямое и косвенное воздействие на экономику. Временной разрыв между использованием того или иного денежно-кредитного инструмента государственного регулирования экономики и его эффектом довольно велик. Количественный результат применения этих средств обычно трудно поддается предварительной оценке.
Следует сказать, что государственная экономическая политика, ориентированная в первую очередь на использование денежно-кредитных средств, называется монетаристской. Такая политика, предполагает развитую рыночную экономику, эффективные институциональную и юридическую инфраструктуры, укоренившуюся предпринимательскую психологию, т. е. массовое логичное с хозяйственной и юридической точки зрения поведение экономических субъектов, высокую степень зависимости юридических и физических лиц от кредита, низкие показатели инфляции или ее отсутствие.
Денежно-кредитные средства можно подразделить на следующие виды: эмиссия денег; изменения банковской учетной ставки;
количественное ограничение кредита; изменения обязательных минимальных резервов в банках; операции государств на открытом рынке.
Эмиссия денег предназначена:
для обеспечения экономики средствами обращения, платежа, накопления, мировыми деньгами для нормального ее функционирования - это главная функция;
для покрытия дефицита государственного бюджета в критической ситуации, когда других источников его покрытия нет;
для оживления экономики путем вливания денежных средств, торможения «перегрева» конъюнктуры, борьбы с ростом цен, сокращения этих вливаний - это регулирующая функция.
В настоящее время в большинстве стран с рыночной экономикой существует субъект государственной экономической политики, в большей или меньшей степени реально независимый от правительства, а по конституции полностью независимый: это - центральный банк. Он имеет монопольное право осуществлять эмиссию денег. Центральный банк является главной инстанцией, применяющей кредитные инструменты государственного регулирования экономики. Кроме него в сфере кредита действуют и другие государственные институты: государственные банки и фонды со специальными функциями, министерство финансов и финансовые органы.
Суть обязательных минимальных резервов состоит в том, что государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть депонированных у них средств на счетах центрального банка. Центральный банк периодически изменяет нормы обязательных резервов. Это средство государственного регулирования экономики призвано обеспечить минимальную стабильность частных банков, гарантировать в определенной степени безопасности частных вкладов, поддерживать резервы центрального банка.
Операции на открытом рынке направлены на изменение предложения ссудного капитала в стране путем скупки ценных бумаг центральным банком (вливание финансовых средств в экономику) или массовой продажи их (изъятие ликвидных средств). Покупка и продажа ценных бумаг производится субъектами рынка исключительно на добровольной основе в соответствии с материальными стимулами центрального банка, преследующего цели государственного регулирования экономики.
Действенность денежно-кредитных инструментов относительно благоприятна при «перегретой» конъюнктуре. Особенно чувствительны к ним мелкие и средние компании, в сильной степени зависящие от внешнего финансирования. Указанные инструменты применяются в сочетании с бюджетными средствами государственного регулирования экономики. Упор на ту или иную группу регулирующих средств, правительство делает в зависимости от общехозяйственной ситуации и доктрины государственной экономической политики, которой оно следует.
Заключение:
Вопросы, рассмотренные в данной работе, посвящены роли государства в рыночных отношениях.
Активное вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка ограниченных ресурсов. Но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат, в конечном счете, потребностям людей.
И государство, и рынок - две параллельно развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики.
Список литературы
1.Баликоев В.З. Общая экономическая
теория: Учебное пособие. Новосибирск:
Лада, 2008.
2.Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Под ред. А.И. Добрынина. М.: ИНФРА-М, 2009.
3.Лазарева Н.В. Методы государственного регулирования экономики в условиях рынка // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006.
4.О Среднесрочной программе Правительства Российской Федерации на 2005-2006 годы // Аргументы и время, № 65.
5.Рахматуллин Э. Понятие и методы государственного регулирования экономики // Право и жизнь, № 3, 2006.
6.Синюков В.Н. Российская правовая система. - Саратов, 2006.
7.Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2009.
8.Экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. И.П. Николаевой, проф. В.М. Кадыкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
9.Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Экзамен, 2008
10.Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С, Тарасевича. СПб: Изд. СПбГУЭФ, Издательство Питер Паблишинг, 2005.