Государство в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:27, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что все реально функционирующие сегодня экономические системы это системы "смешанные", т.е. они включают в себя два звена: рынок и государство. Каждое из этих звеньев выполняет свои, присущие только ему функции. Необходимость этих двух звеньев хозяйственного механизма сегодня никто не оспаривает. Спор в экономической науке идет лишь вокруг вопроса о границах и направлениях государственного вмешательство в экономику
Практика показала, что рынок не способен решить всех проблем общества, особенно в периоды резких циклических колебаний в экономике, когда банкротству подвергается огромное количество предприятий.
От того, какие условия создаются государством для участников рыночных отношений, напрямую зависит результат этих отношений. Направление и методы государственного воздействия на рыночную экономику самым непосредственным образом определяют направление развития и приоритетные цели государства.

Содержание

Введение
1. Государство и его функции в рыночной экономике
2. Методы государственного регулирования экономики и их характеристика
3. Инструменты государственного регулирования экономики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

государство в рыночной экономике.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 
1. Государство и его функции в рыночной экономике

2. Методы государственного регулирования экономики и их характеристика

3. Инструменты государственного регулирования экономики

Заключение

Список литературы

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  
Известно, что все реально функционирующие сегодня экономические системы это системы "смешанные", т.е. они включают в себя два звена: рынок и государство. Каждое из этих звеньев выполняет свои, присущие только ему функции. Необходимость этих двух звеньев хозяйственного механизма сегодня никто не оспаривает. Спор в экономической науке идет лишь вокруг вопроса о границах и направлениях государственного вмешательство в экономику 
Практика показала, что рынок не способен решить всех проблем общества, особенно в периоды резких циклических колебаний в экономике, когда банкротству подвергается огромное количество предприятий.  
От того, какие условия создаются государством для участников рыночных отношений, напрямую зависит результат этих отношений. Направление и методы государственного воздействия на рыночную экономику самым непосредственным образом определяют направление развития и приоритетные цели государства. Кроме того, немалую роль играет и поведение самого государства на рынке как участника рыночных отношений.  
Такая значительная роль государства в экономике привлекает особое внимание и требует тщательного изучения возможных способов влияния государства на экономику, а также последствий данных воздействий. Указанные факты обусловливают актуальность темы работы.

 

1. Государство и его функции в рыночной экономике

 

Роль государства в экономике проявляется через его функции:

-создание парламентской  основы принятия экономических  решений;

-определение приоритетов  макроэкономического развития;

-социально-ориентированное распределение ресурсов;

-обеспечение достижения  реальных социальных ценностей - процветания нации;

-регулирование рынка (совокупного  спроса и предложения) для достижения  экономических и социальных целей;

-стабилизация экономики  через осуществление денежной  и бюджетной политики для преодоления  трансформационного кризиса.

С момента своего возникновения государство выполняло хозяйственные функции. Для обеспечения общественных интересов - обороны, защиты от преступников люди передают часть своих прав государству, которое только и может эффективно осуществить указанные функции. Отдельный человек на экономическую политику государства может влиять только через прямую или представительную демократию. Участвуя в процессе прямого голосования за того или иного кандидата в Президенты страны, гражданин демократического государства соответственно голосует за ту или иную экономическую программу. Избирая из множества кандидатов в Государственную думу, законодательное собрание области, мэрию и т.д., каждый человек тем самым оказывает влияние, выбирая ту или иную государственную и региональную экономическую политику.

Основная функция государства в экономике состоит в защите экономических субъектов - защите их прав собственности, экономического выбора, свободы и т.д. Но это может быть осуществлено, когда все экономические субъекты будут действовать по установленным правилам игры - правилам поведения на рынке. Эти правила и определяются и поддерживаются (регулируются) государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы государственного регулирования экономики и их характеристика

 

Государственное регулирование экономики - система социально-экономических и политических мер, осуществляемых органами государственной власти для реализации главной цели экономической политики. Система методов государственного регулирования разнообразна. Виды выделяемых методов у разных авторов существенно отличаются. Одна из популярных классификаций - выделение административных и экономических методов.

Административные методы представляют собой способы воздействия государства, связанные с формированием правовой инфраструктуры. Их функция - обеспечение стабильности юридической обстановки экономической жизни, защита конкурентной среды, соблюдение прав собственника. Административные меры подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы, представляют собой действия государства, влияющие на определенные аспекты функционирования рынка. К ним относят финансово-бюджетную, денежно-кредитную политику, прогнозирование, планирование и т.д.

Некоторые авторы дополнительно выделяют институциональные методы, связанные с формированием исполнительных структур государственной власти, объектов государственной собственности, государственного сектора, с подготовкой экономических программ и экономических прогнозов, поддержкой исследовательских центров по экономике, различных экономических советов и союзов и т.д. .

Наиболее часто используемая классификация - деление методов на прямые и косвенные. Косвенные методы одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъектов, не создавая никому преимуществ в конкурентной борьбе. Косвенные методы связаны с опосредованным воздействием государства. К ним, в частности, относят:

-кредитную политику (регулирование учетной ставки банковского процента, установление и изменение минимальных резервов кредитных организаций);

-таможенную политику (установление экспортно-импортных таможенных пошлин).

Прямые методы призваны воздействовать на отрасли производства или хозяйствующих субъектов. Они связаны с прямым вмешательством государства в экономическую жизнь. Сюда относятся государственные инвестиции, льготы, дотации.

К прямым методам также относят фискальную и амортизационную политику (установление нормы амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация). При этом косвенные методы преобладают над прямыми и воспринимаются хозяйствующими субъектами как неизбежные.

Кроме прямых и косвенных методов, некоторые авторы выделяют методы регулирования производственной деятельности (заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование, лицензирование) и государственное предпринимательство (участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долями акций, принадлежащих государству). Для эффективной реализации экономической политики нужно обеспечить комплексность и взаимосвязь всех методов государственного воздействия на экономику.

О каких бы методах государственного регулирования экономики мы ни говорили, всегда следует иметь в виду, что форма реализации государственного вмешательства не изменилась со времен А. Смита. По-прежнему наиболее эффективным способом реализации государственной экономической политики является закрепление используемых методов государственного регулирования в нормативно-правовых актах.

 

 

 

 

 

 

 

3. Инструменты государственного регулирования экономики

 

Государственное экономическое прогнозирование

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов на учете тенденций развития науки техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях.

Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов:

поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого, прогноза, разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности; корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;

составления сценария и вариантов прогноза;

сведение разного рода прогнозов в систему.

Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций; развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса; развития территорий; экологических прогнозов; прогнозов внешнеэкономической деятельности.

Государственное экономическое программирование

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяю материальные, финансовые средств реализации этих целей.

Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год.

Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решении ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Программирование позволяет использовать все средства Государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индекативный характер, но имеют строгую целевую направленность.

Объектами целевых экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и её элементы, направления научных исследований. Примером среднесрочной целевой программы служит программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 2005 - 2010 годах».

 

 

Бюджетно-налоговая система

Бюджетно-налоговая система - одна из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы.

Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально - экономические процессы.

Основным источником доходовой части бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходной части бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы, приведение её в соответствие с задачами социально - экономического развития страны.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства - увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

Информация о работе Государство в рыночной экономике