Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:49, курсовая работа
Автомобильный транспорт применяется преимущественно на межхозяйственных перевозках. На внутрихозяйственных транспортных работах в растениеводстве, животноводстве, стро¬ительстве широко используются тракторы. Их приходится ак¬тивно использовать в осенний и весенний периоды в районах с труднопроходимыми дорогами.
ВЫВОД: Из таблицы видно, что в хозяйстве в отчётном году среднегодовой удой от 1 коровы по сравнению с прошлым возрос на 226 кг, а по сравнению с базисным на 775 кг; среднесуточный привес КРС в 2008 году по сравнению с 2007 увеличился на 76 г, а 2006 увеличился на 109; зато среднесуточный привес свиней снизился по сравнению с прошлым на 52 г. По сравнению с СПК «Бережное» среднегодовой удой от коровы в КУПП «Маньковичи» составляет 1055 кг, среднесуточный привес КРС также выше и составляет 233 г, также среднесуточный привес свиней выше и составляет 172 г.
Важное значение на предприятии занимает и изучение его специализации. На основании этого рассмотрим состав и структуру товарной продукции таблица 4.
Таблица 4
Объём и структура товарной продукции
Продукция | Выручка, млн.руб | Структура, % | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Зерно | 155 | 437 | 515 | 2.1 | 4.8 | 3.7 |
Картофель | 8 | - | - | 0.1 | - | - |
Сахарная свекла | 141 | - | - | 1.9 | - | - |
Рапс | 27 | 25 | 72 | 0.4 | 0.3 | 0.5 |
Другая продукция растениеводства | 93 | 51 | 51 | 1.3 | 0.6 | 0.4 |
Итого по растениеводству | 424 | 513 | 638 | 5.8 | 5.7 | 4.6 |
Молоко | 440 | 675 | 1044 | 6.1 | 7.4 | 7.5 |
Мясо КРС | 1764 | 2915 | 3795 | 24.3 | 32 | 27.4 |
Свинина | 69 | 62 | 68 | 0.9 | 0.7 | 0.5 |
Лошади | 12 | 19 | 15 | 0.2 | 0.2 | 0.1 |
Другая продукция животноводства | 2 | 9 | 2 | 0.1 | 0.1 | 0.01 |
Итого по животноводству | 2287 | 3680 | 4924 | 31.6 | 40.4 | 35.5 |
Промышленная продукция | 4305 | 4834 | 8231 | 59.1 | 53 | 59.3 |
Прочая продукция, работы и услуги | 254 | 82 | 77 | 3.5 | 0.9 | 0.6 |
Всего по хозяйству | 7270 | 9109 | 13870 | 100 | 100 | 100 |
Для определения уровня специализации следует рассчитывать коэффициент специализации.
2006 год:
КСП=100/(59.1*1+24.3*3+6.1*5+
0.35 - средний уровень специализации
2007 год:
КСП=100/(53*1+32*3+7.4*5+4.8*
0.39 - средний уровень специализации
2008 год:
Ксп=100/(59.3*1+27.4*3+7.5*5+
0.43 – высокий уровень специализации
ВЫВОД: Из данных таблицы видно что КУПП «Маньковичи» является неспециализированным и имеет только производственное направление – мясо-молочное. Подсобной отраслью является промышленная прдукция которая в структуре выручки занимает в 2008 г. 59.3%, в 2007 г. 53%, в 2006 г. 59.1%. В 2006 г. коэффициент специализации средний и составил 0.35, в 2007 г. также средний и составил 0.39, а в 2008 г. стал высоким и составил 0.43. Отсюда видно, что коэффициент специализации с каждым годом увеличивается.
Деятельность предприятия в целом характеризуется экономическими показателями, отражёнными в таблице 5.
Таблица 5
Экономические показатели работы предприятия
Показатели | Ед. изм | Предприятие | Бережное | Отклонения (+,-) 2008г. к | ||||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2008 | 2007 | Бережное | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
ВП с/х в сопоставимых ценах, всего | млн руб.
| 3279 | 4038 | 4964 | 6068 | 926 | -1104 | |||||
в т.ч. растениеводство | 1421 | 1671 | 2077 | 3718 | 406 | -1641 | ||||||
животноводство | 1858 | 2367 | 2887 | 2350 | 520 | 537 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
Товарная продукция | - | 9477 | 10984 | 17024 | 9306 | 6040 | 7718 | |||||
Балансовая прибыль | - | 1086 | 771 | 3326 | 672 | 2555 | 2654 | |||||
Прибыль(убыток) от реализации | - | 567 | 284 | 2396 | -321 | 2112 | 2717 | |||||
Среднегодовая стоимость ОПФ | - | 10026 | 35823 | 39377 | 46306 | 3554 | -6929 | |||||
Среднегодовая стоимость оборотных средств | - | 6766 | 10056 | 12720 | 6286 | 2664 | 6434 | |||||
Затраты труда всего | Челчас.
| 748000 | 618000 | 620000 | 764000 | 2000 | -144000 | |||||
В т.ч.растениеводства | 266000 | 181000 | 271000 | 253000 | 90000 | 18000 | ||||||
животноводства | 482000 | 437000 | 349000 | 511000 | -88000 | -162000 | ||||||
Площадь с/х угодий | га | 4425 | 4425 | 4425 | 17245 | - | 12820 | |||||
Площадь пашни | га | 1974 | 1974 | 1974 | 5189 | - | 3215 | |||||
Показатели роста производства: Получено на 100га с/х угодий | млнруб. |
|
|
|
|
|
| |||||
А) валовой продукции предприятия | 74.1 | 91.3 | 112.2 | 35.19 | 20.9 | 77.01 | ||||||
б)валовой продукции животноводства | 42 | 53.5 | 65.2 | 13.63 | 11.7 | 51.57 | ||||||
Получено на 100га пашни валовой пр-ии растен-ва | 72 | 84.7 | 105.2 | 71.65 | 20.5 | 33.55 | ||||||
Показатели использования ресурсов: |
|
|
|
|
|
|
| |||||
Фондоотдача | руб. | 0.33 | 0.11 | 0.13 | 13.1 | 0.02 | -12.97 | |||||
Коэффициент оборачиваемости | - | 0.08 | 0.03 | 0.19 | -0.051 | 0.16 | 0.241 | |||||
Производительности труда всего | тысруб.
| 4.38 | 6.53 | 8.01 | 7.94 | 1.48 | 0.07 | |||||
В т.ч. в растениеводстве | 5.34 | 9.23 | 7.66 | 14.7 | -1.57 | -7.04 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
в животноводстве |
| 3.86 | 5.42 | 8.27 | 4.6 | 2.85 | 3.67 | |||||
Обобщающие показатели: |
|
|
|
|
|
|
| |||||
Уровень рентабельности | % | 6.92 | 2.99 | 16.6 | 1.45 | 13.61 | 15.15 | |||||
Норма прибыли | % | 6.47 | 1.68 | 6.38 | 11.7 | 4.7 | -5.32 |
ВЫВОД: Из таблицы видно, что в КУПП «Маньковичи» в целом наблюдается рост производства, т.к. увеличился выход валовой продукции на 100 га сельхозугодий на 20.9 млн. руб. Среднегодовая стоимость ОПФ увеличилась в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 3554 млн. руб. Увеличилась товарная продукция на 6040 млн. руб., балансовая прибыль на 2555 млн. руб., прибыль от реализации на 2112 млн.руб., среднегодовая стоимость оборотных средств на 2664 млн. руб. Коэффициент оборачиваемость увеличился на 0.16 руб., увеличилась производительность труда на 1.48 тыс. руб. Уровень рентабельности увеличился в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 13.61%, норма прибыли увеличилась на 4.7%. КУПП «Маньковичи» по сравнению с передовым хозяйством СПК «Бережное» работает эффективнее т.к. все основные экономические показатели выше.
Раздел 2
2.1 Анализ использования грузового автопарка на предприятии
Сельскохозяйственные предприятия имеют большой парк грузовых автомобилей для перевозки основной части грузов. От степени эффективности его использования зависят себестоимость перевозок, а следовательно, и финансовые результаты деятельности. Поэтому поиск резервов более эффективного использования грузовых машин в каждом хозяйстве имеет большое значение.
Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей. Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить отдельные стороны работы машин: использование времени их работы, скорость движения, использование пробега, грузоподъемность и др., что является частью обобщающих показателей: производительности работы машин и себестоимости перевозок, с помощью которых оцениваются окончательные результаты работы автотранспорта.
Для оценки степени использования машин на протяжении года рассчитывается коэффициент использования машин в работе (Км):
Чем больше отработано дней каждой машиной на протяжении года, тем выше уровень данного показателя, и напротив, чем больше целодневные простои машин, тем ниже его величина. Основная причина его снижения - сверхплановые простои машин из-за технической неисправности, длительного нахождения в ремонте. Для характеристики этого явления исчисляется коэффициент технической готовности машин (Кт.г):
Кт.г =
Однако рассмотренные показатели не раскрывают результатов использования машин в процессе рабочего дня: не весь рабочий день они находятся в пробеге - часть дня машины простаивают под погрузкой, разгрузкой и в силу других причин. Сокращение таких простоев - важное средство повышения уровня использования автотранспорта. Поэтому для характеристики степени использования автомашин на протяжении рабочего дня рассчитывается коэффициент использования их рабочего времени (Кр):
Иногда грузовики совершают порожние рейсы в одну и даже две стороны, не выполняя никакой полезной работы. Коэффициент использования пробега (Кп) рассчитывается следующим образом:
Уменьшение этого коэффициента свидетельствует об увеличении доли порожних рейсов, а следовательно, об ухудшении работы автопарка.
Немаловажное значение для повышения эффективности работы грузовых машин имеет полнота их загруженности: нередко машины большой грузоподъемности используются для перевозки маловесных грузов, в результате чего ухудшается использование автопарка. Для характеристики такого явления рассчитывается коэффициент использования грузоподъемности машин (Кгр):
Чтобы подсчитать величину средней загруженности автомашин, необходимо общий объем грузооборота, выраженный в тонно-километрах, разделить на пробег машин с грузом.
Эффективность использования машин во многом зависит от скорости их движения и средней дальности перевозки. Различают техническую скорость движения (отношение общего пробега к количеству часов нахождения машин в пробеге) и эксплуатационную (отношение общего пробега к количеству часов нахождения машин в наряде). Среднее расстояние перевозки определяется делением объема грузооборота на массу перевезенных грузов.
Для обобщающей характеристики работы грузового автотранспорта используют показатели среднегодовой, среднедневной и среднечасовой выработки машин. Однако они не учитывают среднюю грузоподъемность машин и поэтому несопоставимы. Более точно уровень производительности работы машин характеризует выработка на один автомобиле-тонно-день (В):
Важным обобщающим показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость грузоперевозок. Чем лучше используются машины, тем ниже себестоимость одного тонно-километра.
В процессе анализа необходимо изучить динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, установить причины и резервы увеличения объема грузооборота и снижения себестоимости тонно-километра.
Из таблицы 6 следует, что многие показатели работы грузового автотранспорта ниже уровня прошлого года, в результате чего объем грузооборота уменьшился.
Таблица 6
Показатели использования грузового автотранспорта
Показатель | Прошлый год
| Отчетный год
| Отклонение,-
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Среднегодовое количество машин | 35
| 33
| -2
|
Общий тоннаж, т | 140
| 138,6
| -1.4
|
Средняя грузоподъемность машин, т | 4
| 4,2
| 0.2
|
Автомобиле-дни нахождения машин в хозяйстве | 12775
| 12045
| -730
|
В том числе: |
|
|
|
• в ремонте | 1050
| 1428
| +378
|
• в работе | 9450
| 8514
| -936
|
Отработано одной машиной за год, дней | 270
| 258
| -12
|
Коэффициент технической готовности машин | 0.92
| 0,88
| -0,04
|
Коэффициент использования машин в работе | 0,74
| 0,706
| -0,034
|
Время нахождения машин, ч: |
|
|
|
• в наряде | 75600
| 68112
| -7488
|
• в пробеге | 52920
| 44273
| -8647
|
Коэффициент использования рабочего времени | 0.7
| 0,65
| -0,05
|
Общий пробег машин, тыс. км | 2266,7
| 2001
| -267
|
В том числе с грузом | 1360
| 1120,6
| -239,4
|
Коэффициент использования пробега | 0,6
| 0,56
| -0,04
|
Объем грузооборота, тыс. ткм | 4760
| 4146
| -614
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Средняя загруженность машины, т | 3.5
| 3,7
| +0,2
|
Коэффициент использования грузоподъемности машин | 0.875
| 0,881
| +0,006
|
Средняя техническая скорость движения | 42,83
| 45,23
| +2,4
|
Объем перевозимых грузов, тыс. т | 190
| 188
| -2,0
|
Среднее расстояние перевозки грузов, км | 25
| 22
| -3
|
Выработка на один автомобиле-тонно-день нахождения в хозяйстве, ткм | 93,1
| 82
| -11.1
|
Чтобы определить резервы увеличения объема грузооборота, необходимо провести факторный анализ этого показателя. Известно, что объём грузооборота (V) зависит от среднегодового количества машин (М), количества отработанных дней в среднем одной машиной за год (Д), средней продолжительности рабочего дня (П), коэффициента использования рабочего времени (Кр), среднетехнической скорости движения (Ск), коэффициента использования пробега (Кп), средней грузоподъемности машины (Т) и коэффициента использования грузоподъемности машин (Кгр).
Детерминированная модель факторной системы объема грузооборота имеет следующий вид:
У= М *Д * П * Кр * Ск * Кп * Т * Кгр
Расчет влияния этих факторов на объём грузооборота можно выполнить с помощью одного из приемов детерминированного факторного анализа. По данным табл.6 расчёт сделаем способом абсолютных разниц:
VM = (M1 - М0)*Д0*П0* Кр0* Ск0*Кп0*Т0 =
= (33 - 35) *270*8*0,7*42,83*0,6 *4*0,875 = -272;
VД = М1*(Д1 - Д0)*Я0*Кр0*Ск0 *Кп0*Т0*Кгр0 =
= 33*(258 - 270)*8*0,7*42,83*0,6*4*0,875 = -200;
VП = М1*Д1*(П1 - П0)*Кр0*Ск0*Кп0*Т0 *Кгр0 =
= 33*258*(8 - 8)*0,7*42,83*0,6*4*0,875 = 0;
VКр = М1*Д1*П1*(Кр1 - Кр0)*Ск0*Кп0*Т0*Кгр0 =
= 33*258*8*(0,65 - 0,7) *42,83*0,6*4*0,875 = -306;
VСк = М1*Д1*П1*Кр1*(Ск1 - Ск0)*Кп0*Т0*Кгр0 =
= 33*258*8*0,65*(45,2 - 42,83)*0,6*4*0,875 = +220;
VКп = М1*Д1*П1*Кр1*Ск1*(Кп1 - Кп0)*Т0*Кгр0 =
= 33*258*8*0,65*45,2*(0,56 - 0,60)*4*0,875 = -280;
VТ = М1*Д1*П1*Кр1*Ск1*Кп1*(Т1 – Т0)*Кгр0 =
= 33*258*8*0,65*45,2*0,56*(4,2 - 4)*0,875 =+196;
VКгр = М1*Д1*П1*Кр1*Ск1*Кп1*Т1*(Кгр1 - Кгр0) =
= 33*258*8*0,65*45,2*0,56*4,2*(
Таким образом, причиной уменьшения объема грузооборота на анализируемом предприятии является рост целодневных и внутрисменных простоев автомашин, а также холостых пробегов. За счет этих факторов объема грузооборота снизился на 786 тыс. ткм, или 19% к его величине в прошлом году. Это свидетельствует о том, что наличные машины используются недостаточно полно.
Установив факторы изменения объема грузооборота, необходимо проанализировать себестоимость автоперевозок, которая является обобщающим показателем, характеризующим эффективность работы автопарка. Ее уровень непосредственно зависит от полноты использования автомашин. Если машины много времени в году простаивают, совершают холостые пробеги, недостаточно полно загружаются, то себестоимость одного тонно-километра будет высокая, соответственно хуже будут и финансовые результаты деятельности предприятия.
Себестоимость одного тонно-километра рассчитывается делением суммы затрат на содержание и эксплуатацию грузовых машин за минусом затрат по перевозке людей и стоимости отработанных материалов (масла, автопокрышек), оприходованных на склад, на объем грузооборота.