Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 17:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование теоретических знаний в области функционирования международных финансовых институтов.
Для реализации намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
-знакомство с историей возникновения, становления и развития международных финансовых институтов;
-раскрытие структуры международных финансовых институтов;
-выявление особенностей функционирования мировых банков.
7. Всемирный банк
играет ведущую роль в борьбе
против коррупции в
Коррупция является одной из проблем, препятствующих развитию: она еще больше ухудшает положение бедного населения, лишая государственных ресурсов те группы населения, которым они более всего необходимы. Начиная с 1996 года, Банк реализует 600 программ борьбы с коррупцией и инициатив по повышению эффективности управления почти в 100 странах-клиентах. Эти инициативы предусматривают принятие самых различных мер – от заполнения государственными служащими деклараций с указанием доходов, имущества и их происхождения до повышения квалификации судей и обучения журналистов методам проведения журналистских расследований. В настоящее время почти одна четверть всех новых проектов включает компоненты, имеющие отношение к государственным расходам и финансовой реформе. Еще важнее то, что приверженность Банка делу искоренения коррупции послужила стимулом к активизации поистине глобальной борьбы с этой проблемой. Всемирный банк старается полностью интегрировать меры, направленные на повышение эффективности государственного управления и борьбу с коррупцией, в процесс планирования и операционную деятельность. Кроме того, Банк твердо намерен приложить усилия к тому, чтобы исключить какие-либо возможности для коррупции в рамках финансируемых им проектов. За последние четыре года Банк установил строгие правила и процедуры закупок, принципы борьбы с коррупцией и открыл анонимную “горячую линию”, по которой можно сообщить о фактах коррупции. По состоянию12 на июль 2002 года, 77 фирм и физических лиц были объявлены Банком не имеющими права заключать контракты в рамках финансируемых Банком проектов.
8. Гражданское общество играет все более важную роль в деятельности Всемирного банка13.
Более двух третей проектов развития, утвержденных банком в прошлом финансовом году, реализуются при активном участии неправительственных организаций (НПО), а большинство стратегий содействия странам были разработаны Банком на основе консультаций с гражданским обществом. В настоящее время сотрудники Банка работают в 70 представительствах этой организации по всему миру, взаимодействуя с населением и НПО в различных областях деятельности – от образования и борьбы с ВИЧ/СПИДом до охраны окружающей среды. В Южной Азии Банк консультируется с гражданским обществом, разрабатывая стратегии гендерного развития, в странах Восточной Европы консультации с общественными организациями проводятся по вопросам оказания помощи с целью ликвидации последствий вооруженных конфликтов и повышения эффективности государственного управления, а в странах Латинской Америки обсуждаются возможности, создаваемые благодаря реформе, и социальные последствия реформы. Одним из показательных примеров участия гражданского общества в проектах Банка является Восточный Тимор, где в рамках Проекта расширения возможностей местных общин и повышения эффективности управления на местном уровне, поддерживаются избранные демократическим путем местные сельские советы, включающие молодых людей, женщин, представителей религиозных и фермерских групп и занимающиеся ремонтом дорог, обеспечением населения питьевой водой и возобновлением экономической деятельности в рамках проектов, реализуемых силами общин на местном уровне.
9. Всемирный банк помогает странам, пережившим вооруженные конфликты
В настоящее время Банк работает в 40 странах, пострадавших от вооруженных конфликтов, поддерживая международные усилия по оказанию помощи пострадавшему населению, возобновлению мирного развития и предотвращению новых вспышек насилия. При этом Банк прилагает усилия к решению целого ряда задач, таких как возобновление экономической деятельности, инвестирование средств в регионы, пострадавшие от войн, восстановление инфраструктуры, пострадавшей в результате военных действий, и придание программам адресного характера, с тем чтобы они ориентировались прежде всего на наиболее уязвимые группы населения, такие как вдовы и дети. Кроме того, Банк поддерживает усилия по разоружению, демобилизации и реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в гражданскую жизнь, а также инициативы по обнаружению мин и предупреждению населения об их наличии. Среди широкомасштабных и качественно новых проектов, финансируемых Банком, следует отметить реконструкцию инфраструктуры и расширение возможностей местного населения в Афганистане, перевоспитание беспризорных детей в Демократической Республике Конго, проекты развития на местном уровне на юге Сербии, обучение новых государственных служащих в Восточном Тиморе и программы в Гаити, целью которых является достижение общественного согласия и которые реализуются с участием граждан страны.
2.4. Подразделения Всемирного банка
В момент учреждения Всемирного банка он представлял собой одну организацию — Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В последующие годы у Банка появились и другие подразделения.
Международная ассоциация развития (MAP создана в 1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 3/4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов [4, 174].
Международная финансовая корпорация14 (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пятнадцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP , так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе Всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР. [4, 174]
Эти подразделения
были созданы в разных целях,
и каждое имеет собственный
устав и собственных членов. Президент
МБРР одновременно является
В группу ВБ входят также еще две организации:
Международный центр по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР), созданный в 1966 г., с функциями советника и арбитра в конфликтах, которые могут возникать между государствами, являющимися его членами, и иностранными инвесторами, вложившими капиталы в экономику этих государств;
Специальный фонд помощи для Южной Африки, образованный в 1985г., в распоряжение которого были переданы специальные средства на оказание чрезвычайной помощи бедным африканским странам, начавшим реализацию крупных программ структурных реформ[4,174].
В отличие от МВФ, для Мирового банка его акционерный капитал служит лишь своего рода гарантийным фондом, не расходуемым в текущих сделках. Источником оперативных ресурсов МБРР служат регулярно выпускаемые облигационные займы в твердых валютах. Эти займы охотно приобретают правительства, частные банки, страховые компании десятков стран.
2.5. Особенности функционирования МБРР15
Условия предоставления МБРР кредитов достаточно льготны: они предоставляются сроком до 17 лет, причем первые 5 лет выплачиваются только проценты. Для самых бедных стран, к категории которых может быть причислена страна с ВНП на душу населения менее 675 долл. США, предоставляются кредиты МАР на еще более льготных условиях.
В качестве успешной деятельности МБРР можно привести примеры оказания помощи Марокко, Мексике, Тунису, особенно Турции, экономическое положение которой 10-12 лет назад находилось на грани катастрофы: непосильная внешняя задолженность, нулевой рост производства, безработица, политическая нестабильность. Теперь на протяжении нескольких последних лет Турция теперь увеличила свой экспорт на 20% в год.
МВФ, ВБ и его группу критикуют за определенные условия, которые выдвигаются этими международными финансовыми институтами, при предоставлении кредитов или других форм помощи. К таким требованиям можно отнести корректировку отношений между потреблением и производством, сокращение государственных расходов, использование рыночных механизмов и децентрализацию системы управления экономикой, изменение порядка ценообразования и налоговой системы. К общим политическим требованиям, которые никогда официально не афишируются, можно отнести стабильность политического режима, что весьма естественно при желании вернуть предоставленные в кредит средства, неучастие страны в военных действиях и некоторые другие.
МВФ исходит из посылки о необходимости определенного равновесия между финансированием дефицитов платежных балансов стран - членов и созданием условий, которые приводили бы к устранению (или, по крайней мере, сокращению) самих этих дефицитов. Программы перестройки экономики, осуществляемые странами-членами при поддержке МВФ и МБРР, разработаны ими в тесном взаимодействии со специалистами Фонда и Банка. Этот процесс включает, с одной стороны, всестороннее обследование экономики данной страны, в том числе, выявление причин и характера возникших трудностей, а с другой стороны, - определение мер экономической политики, призванных обеспечить устранение этих трудностей, достижением устойчивого равновесия между спросом на ресурсы и их наличием. Стандартные экономические программы включают меры, относящиеся к сферам бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики, ценовому механизму, внешней торговле, международным кредитным и расчетным отношениям. Первостепенное значение уделяется в них также важнейшим элементам механизма ценообразования, таким, как: процентные ставки, валютный курс и цены сырьевых товаров, которые особенно ощутимо влияют на состояние государственных финансов, функционирование экономики и внешнюю торговлю.
2.6.Принципы предоставления кредитов Всемирным банком 16
Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные кредиты и кредиты на цели развития.[7]
Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.
Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путем выделения финансовых ресурсов в целях поддержки политических и институциональных реформ.
Получаемая от заёмщика заявка на финансирование проекта оценивается, с тем, чтобы убедиться в том, что данный проект является приемлемым в экономическом, финансовом, социальном и экологическом отношениях. На стадии переговоров по кредиту Банк и заёмщик согласовывают задачи развития, решаемые в рамках проекта, компоненты проекта, ожидаемые результаты, контрольные показатели эффективности реализации проекта и план его реализации, а также график выделения средств займа. Во время реализации проекта Банк наблюдает за использованием средств и оценивает результаты реализации проектов. Три четверти средств непогашенных займов управляются директорами по странам, работающими в постоянных представительствах Банка в государствах-членах. Около 30 процентов персонала Банка работают в постоянных представительствах, которых по всему миру насчитывается почти 100.
Долгосрочные кредиты МАР являются беспроцентными, однако по ним взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процента предоставленных средств. Взимаемый МАР сбор за резервирование средств составляет от нуля до 0,5 процентов неиспользованной суммы кредита; в 2006 финансовом году ставка этого сбора была установлена на уровне 0,33 процента. Казначейство руководит всеми осуществляемыми МБРР операциями заимствования и кредитования, а также выполняет функции казначея, обслуживая другие учреждения в составе Группы Всемирного банка [7].
С точки зрения частного предпринимательства, финансовые ресурсы Всемирного банка могут рассматриваться в основном как средство для создания более благоприятных условий для бизнеса в той или иной стране, регионе. Банк выделяет кредит правительству, а оно определяет государственный орган, отвечающий за реализацию кредита, последний же заключает контракт с фирмами-исполнителями.
Программы охватывают использование всех основных инструментов макроэкономического регулирования - государственных расходов, налогов, учетной ставки, валютного курса и др. В целях повышения эффективности своей кредитной политики МБРР использует разнообразные методы.
Во-первых, любой проект или
программа принимается к
Во-вторых, выбор поставщиков оборудования, материалов, технологий в счет кредитов МБРР осуществляется в результате международных торгов среди фирм-производителей. Конкуренция на торгах обеспечивает получение для проектов, финансируемых Мировым банком, наиболее качественных товаров и услуг на максимально благоприятных условиях. Поставщики, в свою очередь, заинтересованы в проектах МБРР, поскольку экспертиза и авторитет этой организации гарантируют высокую надежность сделки и своевременную оплату. Мировой банк не допускает того, чтобы страны-получатели его кредитов занимали в реализации этих проектов пассивную позицию. Проекты в большинстве случаев составляются так, что 1/3 - 2/3 их стоимости занимают местные расходы, финансируемые или гарантируемые национальным правительством.
В-третьих, участие МБРР не заканчивается в момент готовности проекта. Персонал Мирового банка следит за судьбой своего “детища”, вплоть до окончания погашения кредита.
В деятельности МБРР большое место занимают поиски решений острых социальных и экологических проблем, с которыми сталкивается человечество. Принципиальная позиция МБРР состоит в том, что кредиты - не подачки, а средство для создания в государстве-заемщике возможностей производительно трудиться и самим повышать жизненный уровень своего населения [2,154].