Две сигнальные системы действительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:33, доклад

Краткое описание

Специфические особенности высшей нервной деятельности человека представлены второй сигнальной системой, которая возникла в результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда. «Слово сделало нас людьми», – писал И.П. Павлов. Развитие речи привело к появлению языка как новой системы отображения мира. Вторая сигнальная система представляет новый принцип сигнализации. Она сделала возможным отвлечение и обобщение огромного количества сигналов первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система оперирует знаковыми образованиями («сигналами сигналов») и отражает действительность в обобщенном и символьном виде. Центральное место во второй сигнальной системе занимает речевая деятельность, или речемыслительные процессы. Это система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Две сигнальные системы действительности.docx

— 33.11 Кб (Скачать файл)

Две сигнальные системы  действительности

Аналитико-синтетическая  деятельность является физиологической  основой мышления и восприятия.

Различают:

1) чувственную форму восприятия  посредством ощущений, непосредственную, иначе первую сигнальную систему  действительности (I ССД).

Первой ССД И.П.Павлов назвал все временные связи, образующиеся в результате совпадения раздражений, непосредственно исходящих от внешней  и внутренней среды организма, с  какой-либо его деятельностью. Иначе, под I ССД понимают работу мозга, обусловливающую  превращение непосредственных раздражителей  в сигналы различных видов  деятельности организма;

2) нечувственную форму  восприятия посредством слов, понятий,  опосредственную, речевую, иначе вторую сигнальную систему действительности (II ССД).

Ко II ССД И.П.Павлов отнес  все речевые временные связи, формирующиеся в результате совпадения слов с действием непосредственных раздражителей или с другими  словами.

Специфические особенности  высшей нервной деятельности человека представлены второй сигнальной системой, которая возникла в результате развития речи как средства общения между  людьми в процессе труда. «Слово сделало  нас людьми», – писал И.П. Павлов. Развитие речи привело к появлению  языка как новой системы отображения  мира. Вторая сигнальная система представляет новый принцип сигнализации. Она  сделала возможным отвлечение и  обобщение огромного количества сигналов первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система оперирует знаковыми  образованиями («сигналами сигналов») и отражает действительность в обобщенном и символьном виде. Центральное место  во второй сигнальной системе занимает речевая деятельность, или речемыслительные процессы. Это система обобщенного  отражения окружающей действительности в виде понятий.

II ССД система охватывает  все виды символизации. Она использует  не только речевые знаки, но  и самые различные средства, включая  музыкальные звуки, рисунки, математические  символы, художественные образы, а также производные от речи  и прочно с ней связанные  реакции человека, например, мимико-жестикуляционные  и эмоциональные голосовые реакции,  обобщенные образы, возникающие  на основе абстрактных понятий,  и т.п.

I ССД является физиологической  основой конкретного (предметного)  мышления и ощущений; а II ССД  – основой абстрактного (отвлеченного) мышления. Совместная деятельность  сигнальных систем у человека  является физиологической основой  умственной деятельности, основой  общественно-исторического уровня  отражения как сущности психики  и преобразования образов и  сигналов в представления.

II ССД является высшим  регулятором человеческого поведения.

С точки зрения сигнальных систем ВНД человека имеет три  уровня своего механизма: первый уровень  – бессознательный, его основу составляют безусловные рефлексы; второй уровень  – подсознательный, его основу составляет I ССД; третий уровень – сознательный, его основу составляет II ССД.

Однако было бы ошибочным  представление о том, что II ССД  и есть сознание. II ССД – это  специфический механизм самого высокого уровня ВНД человека, через который  проявляется отражение действительности, издавна называемого сознанием.

Философ и психолог Е.В.Шорохова считает, что «… II ССД, взаимодействуя с I ССД, служит физиологической основой  специфически человеческих форм отражения  действительности – сознательного  отражения, регулирующего целенаправленную планомерную деятельность человека не просто как организма, а как  субъекта общественно-исторической деятельности».

Взаимодействие двух сигнальных систем отражает субъективную и объективную  стороны ВНД и есть результат  динамики нервных процессов, обуславливающих  работу обеих сигнальных систем.

Речь значительно повысила способность мозга человека отражать действительность. Она обеспечила высшие формы анализа и синтеза.

Сигнализируя о том  или ином предмете, слово выделяет его из группы других. Это аналитическая  функция слова. В то же время слово  как раздражитель имеет для человека и обобщающее значение. Это проявление его синтетической функции.

И.М.Сеченов выделил несколько  ступеней развития и становления  обобщающей функции слова. Ребенок  впервые увидел елку, потрогал и  ощутил ее запах. Слово «елка» для  него означает только эту, конкретную елку. Это первая ступень обобщающей функции слова; она обозначает один конкретный предмет. В дальнейшем, по мере накопления индивидуального опыта (ребенок видел много различных  елок), слово «елка» будет обозначать для него все елки вообще. Это  вторая ступень: слово обозначает группу однородных предметов – елки. Третья ступень обобщающей функции слова: и елки, и сосны, и березы, и  ивы и т.д. ребенок обозначает словом «дерево». И, наконец, появляется слово «растение», которое обобщает большой круг понятий – и деревья, и кустарники, и травы, и цветы, и огородные растения и т.д. – это четвертая ступень. Слова-обобщители, играющие большую роль в развитии процесса обобщения, получили название «интеграторов».

Мышление является высшей формой отражения объективного мира потому, что оно способно к обобщению  и отвлечению.

Исследования, проведенные  И.П.Павловым, показали, что процесс  образования условного рефлекса уже содержит в себе элементы обобщения  и что обобщение является результатом  обучения.

И.П.Павлов различал две формы  обобщения:

а) врожденная, возникающая  при объединении действий отдифференцированных раздражителей; 
б) приобретенная, возникающая в связи с совершенствованием сигнальных систем.

Врожденная форма обобщения  является наиболее примитивной. Она  проявляется преимущественно в  виде генерализации условных сигналов в начальном периоде образования  временных связей.

Важное место в развитии обобщающей деятельности коры мозга  у человека занимает иррадиация нервных  процессов из одной сигнальной системы  в другую. Такая высшая форма обобщения  пока проявляется в объединении  по общему признаку явлений и предметов. В приспособительной деятельности высшие формы обобщения позволяют  человеку выработать готовые формы  поведения, которыми он мог бы воспользоваться  в случаях, имеющих сходную ситуацию.

Физиологический механизм приобретенных  сложных форм обобщения заложен  у человека в свойствах слова  как сигнала сигналов. Слово в  этом качестве формируется благодаря  его участию и образованию  большого количества временных связей. Степень обобщения нельзя рассматривать  как постоянную, устойчивую категорию, потому что она меняется, и, что  особенно важно, в зависимости от условий формирования временных  связей у учащихся в процессе их обучения. В физиологическом отношении  в основе обобщения и отвлечения выступают два принципа:

а) образование системности  в коре мозга;  
б) постепенное сокращение сигнального образа.

Исходя из этих представлений  о сущности механизма процесса обобщения, оказывается более понятным и  представление об основах формирования новых понятий. В этом случае превращение  слов в интеграторы различных  ступеней следует рассматривать  как развитие у человека более  широких понятий. Такие изменения  приводят к построению все более  сложной системности и к более  широкому развитию объема интеграции. Угасание условных связей, входящих в  эту систему, суживает объем интеграции и, следовательно, затрудняет формирование новых понятий. Отсюда следует вывод, что формирование понятий в физиологическом смысле имеет рефлекторную природу, т.е. его основу составляет формирование временных связей на речевой условный сигнал с адекватным ему безусловно-рефлекторным подкреплением.

У ребенка младшего школьного  возраста в связи с недостаточным  развитием второй сигнальной системы  преобладает наглядное мышление, поэтому и память его имеет  преимущественно наглядно-образный характер. Однако вместе с развитием  второй сигнальной системы у ребенка  зарождается начало теоретического, отвлеченного мышления.

Взаимодействие сигнальных систем является наиболее важным фактором в формировании конкретного и абстрактного. В процессе установления взаимоотношений между сигнальными системами возможно появление помех преимущественно за счет наиболее ранимой второй сигнальной системы. Так, например, при отсутствии стимулов, способствующих развитию второй сигнальной системы, мыслительная деятельность ребенка задерживается, а преобладающей оценочной системой его взаимоотношения с окружающей средой остается первая сигнальная система (образное, конкретное мышление). Вместе с тем желание воспитателя как можно раньше заставить проявиться абстрактным способностям ребенка, не соизмеряя это с достигнутым ребенком уровнем умственного развития, тоже может привести к нарушению проявлений второй сигнальной системы. В этом случае первая сигнальная система выходит из под контроля второй сигнальной системы, что легко можно заметить по поведенческим реакциям ребенка: у него нарушается способность к обдумыванию, спор приобретает не логический, а конфликтный, эмоционально окрашенный характер. У таких детей быстро развиваются срывы в поведении, появляются обидчивость, плаксивость, агрессивность.

Нарушение взаимоотношений  между сигнальными системами  можно устранить педагогическими  приемами. Примером этого могут быть средства и методы, применявшиеся  А.С.Макаренко. Воздействуя словом (через  вторую сигнальную систему) и подкрепляя действием (через первую сигнальную систему), ему удавалось нормализовать  поведение даже у очень «трудных»  детей. А.С.Макаренко считал, что  главное в развитии ребенка –  умелая организация его разнообразной  активной деятельности (познавательной, трудовой, игровой и др.). Взаимодействие сигнальных систем способствует формированию такой деятельности и, очевидно, что  этим обеспечивается, кроме того, и  необходимое развитие нравственного  воспитания.

Вторая сигнальная система  легче подвергается утомлению и  торможению. Поэтому в начальных  классах занятия должны быть построены  так, чтобы уроки, требующие преобладающей  деятельности второй сигнальной системы (например, математика), чередовались с  уроками, в которых преобладала  бы деятельность первой сигнальной системы (например, естествознание).

Учение о сигнальных системах имеет важное значение для педагогики еще и потому, что предоставляет  учителю большие возможности  для установления необходимого взаимодействия между словесным объяснением  и наглядностью в процессе обучения, для воспитания у учащихся умения правильно соотносить конкретное с абстрактным. Наглядность обучения является средством организации разнообразной деятельности учащихся и используется учителем для того, чтобы обучение было наиболее результативным, доступным и способствовало развитию детей. Совместное действие слов и средств наглядности способствует появлению внимания учащихся, поддерживает их интерес к изучаемому вопросу.

Взаимодействие  первой и второй сигнальных систем. Взаимодействие двух сигнальных систем выражается в явлении элективной (избирательной) иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием связей между структурами, воспринимающими стимулы и обозначающими их словами. Элективная иррадиация процесса возбуждения из первой сигнальной системы во вторую впервые была получена О.П. Капустник в лаборатории И. П. Павлова в 1927 г. У детей при пищевом подкреплении вырабатывали условный двигательный рефлекс на звонок. Затем условный раздражитель заменяли словами. Оказалось, что произнесение слов «звонок», «звонит», а также показ карточки со словом «звонок» вызывали у ребенка условную двигательную реакцию, выработанную на реальный звонок. Элективная иррадиация возбуждения была отмечена и после выработки условного сосудистого рефлекса на оборонительном подкреплении. Замена звонка – условного раздражителя – на фразу «даю звонок» вызывала такую же сосудистую оборонительную реакцию (сужение сосудов руки и головы), как и сам звонок. Замена на другие слова была неэффективной. У детей переход возбуждения из первой сигнальной системы во вторую выражен лучше, чем у взрослых. По вегетативным реакциям ее выявить легче, чем по двигательным. Избирательная иррадиация возбуждения происходит и в обратном направлении: из второй сигнальной системы в первую.

Между двумя сигнальными  системами существует также иррадиация торможения. Выработка дифференцировки  к первосигнальному стимулу может быть воспроизведена и при замене дифференцировочного раздражителя его словесным обозначением. Обычно элективная иррадиация между двумя сигнальными системами – это кратковременное явление, наблюдаемое после выработки условного рефлекса.

А.Г. Иванов-Смоленский, ученик И.П. Павлова, исследовал индивидуальные различия в зависимости от особенностей передачи процессов возбуждения и торможения из одной сигнальной системы в другую. По этому параметру им выделено четыре типа взаимоотношений первой и второй сигнальных систем. Первый тип характеризуется легкостью передачи нервных процессов из первой во вторую, и наоборот; второй тип отличает затрудненная передача в обоих направлениях; для третьего типа характерна затрудненность передачи процессов только из первой во вторую; у четвертого типа затруднения передачи возникают при переходе из второй сигнальной системы в первую.

Избирательную иррадиацию возбуждения  и торможения можно наблюдать  и в пределах одной сигнальной системы. В первой сигнальной системе  она проявляется генерализацией условного рефлекса, когда стимулы, похожие на условный, с места, без  обучения начинают вызывать условный рефлекс. Во второй сигнальной системе  это явление выражается в селективном  возбуждении системы связей между  семантически близкими словами.

Информация о работе Две сигнальные системы действительности