Две сигнальные системы действительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:33, доклад

Краткое описание

Специфические особенности высшей нервной деятельности человека представлены второй сигнальной системой, которая возникла в результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда. «Слово сделало нас людьми», – писал И.П. Павлов. Развитие речи привело к появлению языка как новой системы отображения мира. Вторая сигнальная система представляет новый принцип сигнализации. Она сделала возможным отвлечение и обобщение огромного количества сигналов первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система оперирует знаковыми образованиями («сигналами сигналов») и отражает действительность в обобщенном и символьном виде. Центральное место во второй сигнальной системе занимает речевая деятельность, или речемыслительные процессы. Это система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Две сигнальные системы действительности.docx

— 33.11 Кб (Скачать файл)

И.П. Павлов в работе «Двадцатилетний  опыт» писал; «Жизнь отчетливо указывает  на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т.д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

Большинство людей принадлежат  к среднему типу. По мнению И.П. Павлова, крайние типы – «художественный» и «мыслительный» – служат поставщиками нервных и психиатрических клиник.

Для «художников» характерно непосредственное, целостное отражение, для «мыслителей» – отражение  аналитическое, опосредованное словом.

Установлено, что испытуемые с меланхолическим темпераментом (со слабыми нервными процессами, их инертностью и преобладанием  торможения над возбуждением) имеют  более высокие показатели вербального  интеллекта и по соотношению сигнальных систем относятся к «мыслительному»  типу. Флегматики, сангвиники и холерики по сравнению с меланхоликами  примерно одинаково тяготеют к художественному  типу. Однако меланхоликам в большей  степени противостоят холерики. Таким  образом, черты темперамента и когнитивные  особенности специально человеческих типов высшей нервной деятельности образуют своего рода различные эмоционально-познавательные комплексы.

Интеллектуальные особенности  «мыслительного» типа сочетаются с  повышенной тревожностью и пессимизмом  меланхолического темперамента. Особенности  «художественного» типа могут сочетаться с любым из трех других типов темперамента, для которых в целом характерен более оптимистический эмоциональный  настрой по сравнению с меланхолическим  темпераментом.

Художественный тип мышления чаще наблюдается у лиц с сильной  нервной системой и экстравертов. Вербальный интеллект характерен для  «мыслителей». Он сочетается с хорошо развитыми познавательными способностями (математическими, когнитивно-лингвистическими). «Мыслителей» отличает слабая нервная система и высокий уровень интроверсии.

Межполушарная асимметрия мозга  по-разному представлена у мыслительного  и художественного типов. Утверждение, что у «художников» доминирует функция правого полушария как основа их образного мышления, а у «мыслителей» ведущая роль принадлежит доминатному, левому полушарию, наиболее часто связанному с речью, в целом справедливо. Однако, как показывает изучение организации полушарий у людей искусства, живописцев-профессионалов, они более интенсивно, чем обычные люди, используют и левое полушарие. Для них характерна интеграция способов обработки информации, представляемая различными полушариями.


Информация о работе Две сигнальные системы действительности