Демографическая ситуация в РФ и её влияние на развитие российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение демографического состояния современной России, связь его с трудовыми ресурсами и миграцией, а также влияние этих факторов на национальную экономику.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• оценить современную демографическую ситуацию в Российской Федерации;
• рассмотреть вопросы связанные с трудовыми ресурсами и рынком труда;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………................3
ГЛАВА 1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И РОСТА ВВП ……………………………………………..…4
1.1. Понятие трудовых ресурсов, их состав и структура ….……......4
1.3. Регулирование рынка труда …………………..…………….………..8
ГЛАВА 2. РОССИЯ: АНАЛИТИКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ …………12
2.1. Экономические и демографические факторы воспроизводства трудовых ресурсов в Российской Федерации ………………….……12
2.2. Миграция…………………………………..…....…………………….…..18
2.3. Этапы развития трудовых ресурсов ………………….………...….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………26
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………..…………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

гот работа.docx

— 85.28 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

Российской  Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «макроэкономика»

на тему: «Демографическая ситуация в РФ и её влияние на развитие российской экономики»

 

  

 

Выполнил:

студент  курса

экономического  факультета

группа 

направления

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

2012 г. 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………................3

ГЛАВА 1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И РОСТА ВВП ……………………………………………..…4

1.1. Понятие трудовых ресурсов, их состав и структура ….……......4

1.3. Регулирование рынка труда …………………..…………….………..8

ГЛАВА 2. РОССИЯ: АНАЛИТИКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ …………12

2.1. Экономические и демографические факторы воспроизводства трудовых ресурсов в Российской Федерации ………………….……12

2.2. Миграция…………………………………..…....…………………….…..18

2.3. Этапы развития трудовых ресурсов ………………….………...….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….….24

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………26

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………..…………………………….28

 

ВВЕДЕНИЕ

Демография, трудовые ресурсы, миграция являются одними из самых важных факторов влияющих на состояние и рост национальной экономики. 

В настоящее  время многие экономисты различных стран уделяют много внимания демографической ситуации, складывающейся в том или ином государстве. Российское правительство активно проводит демографическую политику, направленную на увеличение продолжительности жизни населения, снижение заболеваемости и травматизма, повышение уровня образования и культуры и т.п., пытается изменить динамику рождаемости, смертности, эмиграции и иммиграции.

Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение демографического состояния современной России, связь его с трудовыми ресурсами и миграцией, а также влияние этих факторов на национальную экономику.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • оценить современную демографическую ситуацию в Российской Федерации;
    • рассмотреть вопросы связанные с трудовыми ресурсами и рынком труда;
    • проанализировать миграционную политику России.

Тема  данной курсовой работы является актуальной, так как улучшение демографической ситуации в стране, есть очень эффективный инструмент влияния на экономику государства правительством.

При написании  работы были использованы материалы  научных трудов и статей специалистов, изучающих проблемы трудовых ресурсов, демографии и миграции.

 

ГЛАВА 1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И РОСТА ВВП

 

    1. Понятие трудовых ресурсов, их состав и структура

Трудовые ресурсы — это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности1.

Трудовые ресурсы как экономическая категория представляют собой часть населения, занятую в народном хозяйстве или способную работать, но не работающую по тем или иным причинам (домохозяйки, учащиеся студенты): как планово-учетная категория включают:

1) трудоспособное население в трудоспособном возрасте — как занятое, так и не занятое в общественном производстве. К ним относятся: мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лег, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по льготам или по старости

2) население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве (фактически работающее).

                   ТР = Нтсв — И — Пл + Пр + Рп,

где ТР — трудовые ресурсы:

Нтсв — население в трудоспособном возрасте:

И — неработающие инвалиды I и II группы трудоспособного возраста:

Пл — неработающие льготные пенсионеры трудоспособного возраста:

Пр — работающие пенсионеры:

Рп — работающие подростки.

Трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят по большей части от возраста, в ранний период жизнедеятельности человека и в поздний, когда человек утрачивает свою способность к трудовой деятельности. Возраст выступает в так называемой критериальной форме, позволяющей выделить из всего населения трудовые ресурсы.

Трудоспособный возраст варьируется в разных пределах и может зависеть от профессиональных, личных или специальных особенностей. Он означает такой возраст человека, который позволяет ему трудиться в данный момент времени, в данное время и при конкретных условиях, а именно:

0—16 лет — как правило, считается нетрудоспособным возрастом, однако в соответствии с ТК РФ в случае получения основного общего образования, либо оставления данного учреждения в соответствии с федеральным законом, трудовой договор могут заключать липа, достигшие возраста 15 лет. В некоторых случаях трудовой договор может заключаться с лицами, достигшими 14 лет по согласованию с одним из родителей (опекуном, попечителем);

16-54 лет — для женщин (включительно);

16-59 лет — для мужчин (включительно).

Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить и в настоящее время, хотя, как об этом было сказано выше, требования рыночной экономики делают необходимым переход нашей статистики к принятому в международной практике иному учету рабочей силы, рекомендованному МОТ.

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Эти границы и состав менялись в разные периоды истории нашей страны. Так, в первой пятилетке (1929-1932) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К концу второй пятилетки (1933—1937) граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница трудоспособного возраста — 16 лет. Прослеживаются тенденции сокращения доли населения моложе трудоспособного и трудоспособного возрастов и увеличения доли населения старше трудоспособного возраста. Специалисты прогнозируют заметное сокращение общей численности населения и доли населения в дорабочем возрасте, стабилизации доли населения в пенсионном возрасте и возрастание доли населения в рабочем возрасте, старение населения, что в дальнейшей перспективе приведет к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте.

Трудовые ресурсы делятся на активные (т.е. лица, непосредственно занятые в общественном производстве) и потенциальные (учащиеся с отрывом от производства и занятые в домашнем хозяйстве).

Численность трудовых ресурсов определяется на конкретную дату, но ее можно рассчитывать и как среднюю за какой-либо промежуток времени. В России они составляют приблизительно 50% общей численности населения. В западной экономической науке нет единого подхода к определению трудовых ресурсов, поэтому в национальных статистических изданиях стран с рыночной экономикой, а также в международной статистике встречаются различные понятия, имеющие отношение к характеристике данной категории.

Трудоспособное население — это основная часть трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте, обладающая необходимым психофизическим развитием, знаниями и практическим опытом, способная полноценно участвовать в физическом и интеллектуальном труде. В мировой статистике трудоспособным считается население в возрасте 15-64 лет, по данным ООН оно составляет около 3/5 всего населения мира. К настоящему времени рассматривается вопрос об увеличении срока трудоспособности, но в современных условиях средняя продолжительность жизни в России такова:

для мужчин — 62,8 года:

для женщин — 74,7 года2.

Однако для некоторых видов деятельности предусмотрены так называемые льготы. Они касаются людей, занятых работой, связанной с высокой психофизиологической нагрузкой или неблагоприятными условиями труда (химическая отрасль, металлургическая отрасль и т.д.). Льготные пенсионеры в реальности могут продолжать трудиться, поэтому их включают в состав трудовых ресурсов.

Во время перестройки появление новой экономической и идеологической доктрины сопровождалось устранением государства из сферы решения жизненных проблем индивида. Ограниченная социальная политика идеологически обосновывалась, выражаясь в утверждении о ее неэффективности и несправедливости.

Это происходило на фоне нового социального расслоения, выражавшегося на нижнем уровне в невозможности для человека обычным трудом по своей специальности при наличии определенной квалификации обеспечить себе даже минимальный уровень существования. Объективно это до сих пор выражается через высокий уровень безработицы вообще и структурную безработицу. При этом в России сложилась парадоксальная ситуация, когда предприятия работают, человек трудится, но заработная плата не выплачивается месяцами или ее величина не соизмеряется с элементарными нуждами.

Негативные тенденции, характерные для социально-трудовой сферы России, привели к тому, что группами социального риска стали не только социально уязвимое неработающее население, но и целые профессиональные и отраслевые слои работников (крестьянство, работники бюджетной сферы, высококвалифицированные работники системы образующих отраслей народного…хозяйства)3

 

 

1.2. Регулирование рынка труда

Регулирование рынка труда представляет собой  особую форму и сферу регулирующего  воздействия государства на социально-экономические  процессы, в связи с чем его  рассмотрение выделено в специальный  раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования  позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное  регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых  профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий  безработицы.

Государственные меры, воздействующие на величину и  структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих  мест за счет сокращения рабочего дня  на уже существующих рабочих местах.

Административные  меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и  отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей  недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

Применение  такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет  снизить уровень безработицы  для еще работающих и уменьшить  существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться  на эффективности экономики в  целом.

Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие  на отдельные группы населения, следует  выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать  на работу лиц, не обладающих достаточной  квалификацией и опытом или имеющих ограничения но состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда прежде всего относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

Следует упомянуть несколько нетрадиционную административную меру защиты интересов  молодежи посредством снижения, как  ни странно, в определенных случаях  возраста выхода на пенсию по старости. Подобные меры дают эффект в Швеции, ФРГ, Испании.

Среди общих  экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные  субсидии на расширение производства, открытие новых государственных  предприятий, предоставление государственных  заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

Содействие  в организации собственного дела, оказываемое службами занятости, включает как оказание консультативной и  материальной помощи, так и помощь в отборе и подготовке работников для вновь создаваемой фирмы. Помощи в организации собственного дела следует уделять особое внимание, так как это связано не только с трудоустройством человека, желающего  организовать свое дело, но и с созданием  новых рабочих мест. В отношении  частных предпринимателей государство  использует различные меры, стимулирующие  их расширять свое производство, причем там, где возникает острая необходимость  в дополнительных рабочих местах.

Информация о работе Демографическая ситуация в РФ и её влияние на развитие российской экономики