Денежная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить денежные реформы в целом и их сущность, типологию, условия проведения в Республике Беларусь. В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
- раскрыть сущность денег в экономике и денежного обращения;
- рассмотреть виды денежного обращения;
- определить, в чем заключается сущность денежных реформ;
- выявить причины, по которым обуславливается необходимость проведения денежных реформ;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1Сущность денежных реформ……………………………………………5
1.1 Понятие денежного обращения…………………………………………...5
1.2 Виды денежного обращения………………………………………………8
1.3 Понятие, цели и задачи денежных реформ……………………………..18
2 Особенности реформирования денежного обращения в
Республике Беларусь …………………………………………………………21
2.1 Становление денежной системы Республики Беларусь ……………….21
2.2 Эволюция реформирования денежного обращения в Беларуси
в период 1995-2000 гг………………………………………………………..24
2.3 Развитие денежного обращения в Республике Беларусь с 2001 года..27
3 Опыт зарубежных стран в проведении денежных реформ …………….34
3.1 Модели денежных реформ в странах с рыночной экономикой ……..34
3.2 Денежные реформы в постсоциалистических странах ……………….37
Заключение …………………………………………………………………...42
Список использованных источников ……………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

денежная реформа.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

Бумажные деньги представляют собой  знаки действительных денег, исторически  возникших как знаки денежного  товара из металлического обращения  и появившихся в обороте как  заместители ранее находившихся в обращении серебряных или золотых монет.

Существует несколько причин выпуска  бумажных денег:

• нужды государственного казначейства в ресурсах, вызванные дефицитом  государственного бюджета;

• наличие исторических периодов, характеризующихся острой потребностью правительства в деньгах (войны, революции);

• хронический дефицит платежного баланса страны, когда правительство, стремясь избежать утечки золота за границу, вынужденно вводить неразменные  на золото деньги, снабженные принудительным курсом, с целью получения эмиссионного дохода;

• физический износ монет, превращающий полноценные монеты в знак стоимости, а в отдельных случаях сознательная порча металлических монет государственной  властью, приводящая снижению металлического содержания монет с целью получения дополнительного дохода в казну.

Использование денег  обеспечивает значительную экономию общественного  богатства, которое общество вынуждено  было бы растрачивать в рамках натурального обмена. Поэтому можно сказать, что  деньги создают богатство нации. Чем совершеннее денежная система, тем быстрее идет наращивание общественного богатства.

Согласно трудовой теории стоимости, количество денег, необходимых  для обращения, определяется как  отношение суммы цен товаров, подлежащих к продаже, к скорости оборота денежной единицы:

Д = Р/Со;         (1)

 

где Д— количество денег;

Р — сумма цен товаров;

Со — скорость оборота денежной единицы. С учетом кредитных отношений и выполнения деньгами функций средства платежа количество денег, необходимых для обращения, определяется следующим образом:

 

Д= (Р-К+П-ВП)/Со       (2)

 

где Д — количество денежных единиц, необходимых для обращения;

Р — сумма цен реализованных товаров, проданных в кредит;

К — сумма цен товаров, проданных в кредит;

П — сумма цен товаров, по которым наступил срок платежей;

ВП — сумма взаимопогашающихся платежей;

Со — скорость оборота одноименных денежных единиц.

В экономической теории широкое признание получил «уравнение обмена», предложенное американским экономистом  И. Фишером в работе «Покупательная способность денег». Уравнение обмена или, как иногда его называют «уравнение Фишера», выглядит следующим образом:

 

MV=PQ,         (3)

 

где М — величина находящейся в обращении денежной массы;

V — средняя скорость обращения денежной единицы

Р — уровень цен;

Q — реальный объем национального продукта.

Это уравнение позволяет  рассчитать каждый из составляющих его  параметров:

  • обращаемая денежная масса PQ/V;
  • скорость обращения денежной единицы PQ/M;
  • средний уровень цен MV/Q;
  • денежная величина национального продукта MV/P.

Уравнение Фишера показывает зависимость уровня цен от денежной массы. Из уравнения MV=PQ ясно, что увеличение показателя М (при неизменности V и Q), должно coпровождаться ростом Р. Данная формула позволяет в первом приближении рассмотреть феномен инфляции.

Существует и такая  формула, определяющая количество денег  в обращении:

Количество  денег = Сумма цен всех товаров  и услуг / Число оборотов одной  денежной единицы = Стоимость ВНП / Количество оборотов одной денежной единицы

Из этой формулы видно, что количество необходимых денег  зависит от размера произведенного продукта и цен товаров и услуг. С ростом ВНП и цен должно увеличиваться  и количество денежных знаков. С  другой стороны, при неизменном уровне ВНП увеличение количества денежных знаков приведет к росту цен.

Как известно, в условиях рыночной экономики продукция производится как товар, т.е. не для собственного потребления, а для продажи, которая, в свою очередь, не может осуществиться  без денег. При этом деньги, во-первых, выступают своеобразным соизмерителем стоимости товаров и услуг («мера стоимости»), во-вторых, используется в качестве посредника между продавцом и покупателем при реализации товаров, так как с помощью денег товар от продавца переходит к покупателю («средство обращения»), в-третьих, обладая высокой ликвидностью, так как их проще всего обменять на товар, накапливаются населением с целью приобретения товаров в будущем ("средство сбережения") [20].

Выполняя названные функции  деньги и кредит способствуют развитию экономики, повышению ее эффективности. Однако при определенных условиях их "деятельность" может стать серьезным тормозом в экономическом развитии. Дело в том, что в любом обществе, где господствуют товарно-денежные отношения, всегда должно соблюдаться соответствие между количеством товаров и количеством денег. Оно составляет суть законов денежного обращения.

Если соответствие нарушается, то возникает инфляция, главными последствиями которой являются снижение жизненного уровня населения, усиление аритмии производства, "перекачка" капиталов из производства в сферу обращения, снижение объемов производства. Во многих этих негативных последствиях "виноваты" деньги, когда их, по разным причинам, становится больше, чем нужно для обращения товаров.

Проблемы излишков денег и всех негативных последствий возникающей в этой связи инфляции не существовало во времена, когда в денежном обращении господствовал "золотой стандарт" — когда в качестве денег использовалось золото, а бумажные деньги свободно обменивались на золотые монеты.

Денежное обращение, или движение денег в наличной и безналичной  формах, активнейшим образом влияет на протекание процессов общественного  воспроизводства. Поэтому сознательное воздействие на параметры денежной сферы путем их регулирования  важно не только как способ влияния на функционирование денежного и ссудного капиталов, но и как способ регулирования экономики в целом. Поскольку это воздействие происходит на макроуровне, то основным субъектом регулирования является государство в лице его Национального банка.

Выбор того или иного  метода денежно-кредитного регулирования (ДКР) имеет большое значение, поскольку  применяемые методы не обладают одинаковой степенью эффективности. Одни из них  являются полностью автономными, другие — нуждаются в обязательном дополнении рядом инструментов. При этом выбор инструментов денежно-кредитного регулирования определяется в значительной мере составом и структурными характеристиками кредитной системы, которую они должны регулировать. Поэтому диапазон и иерархия методов денежно-кредитного регулирования пока еще различаются по отдельным странам.

Прежде всего следует  отметить рефинансирование, которое  в системе денежно-кредитного регулирования  рассматривается как политика, обладающая количественным и стоимостным эффектом. При этом количественный эффект выражается в размерах рефинансирования и объемах изменения денежной массы, а стоимостной — во влиянии на величину рефинансирования и банковскую ликвидность, поскольку изменение стоимости рефинансирования при его различных методах непосредственно влияет на уровень спроса на ресурсы со стороны коммерческих банков. Конечная цель рефинансирования состоит в контроле над ликвидностью банков.

В самом общем виде рефинансирование представляет собой  банковскую политику в области финансирования экономики. Более конкретно под рефинансированием понимается регулирование кредитной помощи, оказываемой Национальным банком коммерческим банкам. Это связано с тем, что последние не способны самостоятельно полностью удовлетворить потребности экономики в кредитах. Рефинансирование может осуществляться различными методами в зависимости от:

а) конъюнктуры;

б) намечаемой цели;

в) функциональной структуры  банков;

г) степени зависимости  коммерческих банков от Национального  банка.

При рефинансировании наиболее часто применяются метод учетной ставки, или переучета (дисконтная политика), операции открытого рынка, различные виды интервенции Национального банка на денежном рынке, используемые либо альтернативно, либо одновременно. При этом соотношение методов рефинансирования различно в разных странах, что предопределяется множеством факторов. Однако общим условием использования этих методов выступает наличие потребности коммерческих банков в "подпитке" собственных ресурсов.

Регулирование денежного  обращения представляет собой одно из важнейших направлений в деятельности Национального банка. Это связано с тем, что, во-первых, узко направленные, конкретные и легко поддающиеся количественному выражению методы регулирования, влияющие на денежное обращение, позволяют получить весомые макроэкономические результаты. Последние формируют финансовые условия функционирования экономики в целом, определяют степень действенности других методов регулирования экономики, используемых государством. При этом в сфере регулирования денежного обращения должно происходить совпадение интересов Национального банка как органа государственного регулирования и ведущего элемента банковской системы, заинтересованного в ее стабильности, с интересами других хозяйствующих субъектов и физических лиц. Во-вторых, целенаправленное и комплексное воздействие Национального банка на различные элементы рыночного механизма. В данном случае важным условием является соответствие применяемых методов денежно-кредитного регулирования не только конкретным целям денежной политики или состоянию экономической конъюнктуры, но и более специфическим задачам: особенностям существующей национальной финансовой системы, степени развития банковской системы и инструментов денежного рынка, степени взаимодействия денежного рынка с другими сегментами или блоками рыночного механизма.

От денежно-кредитной  политики, проводимой Центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние отдельных слоев населения и рядового гражданина. Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование (ДКР) является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции Центральных банков.

Общие цели государственной  денежно-кредитной политики определяются Центральным банком как с учетом текущего состояния денежного обращения и всей банковской системы, так и экономики в целом. Так, во главу угла регулирующей деятельности Национального банка может быть поставлена цель стабилизации денежного обращения (например, это было характерно для 70-х годов текущего столетия в условиях ускоренной инфляции в ряде капиталистических государств, а в настоящее время характерно для государств бывшего СССР), достижения и сохранения стабильности национальной валюты (цель традиционно преследуемая, например.

В современных условиях, характеризующихся преобладанием  депозитной части обращения, повышается значение регулирования Национальным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование спроса на деньги осуществляется по этой причине прежде всего через регулирование условий выдачи кредитов Национального банка, определяющих условия предоставления кредитов банковской системой в целом, хотя последняя также влияет на кредитную политику Национального банка. В данном случае регулирующая роль Национального банка накладывает определенные ограничения на условия денежного обращения, вызывая в итоге ответную реакцию рынка, проявляющуюся в том, что с одной стороны, происходит переориентация не только денежного обращения, но и всей системы рынка в сторону достижения рыночного равновесия, а, с другой стороны, — осуществляется трансформация или приспособление форм рыночной деятельности с целью определенного устранения чрезмерных мер регулирующего воздействия со стороны государства в лице Национального банка.

Поэтому современное  государство с рыночной экономикой, контролируя, например, денежное обращение, движение ссудного процента, протекание операций на вторичном рынке, может  влиять практически на все параметры  общественного производства. В частности, используя эти методы, государство через Национальный банк способствует денежным накоплениям, снижению цен и стабилизации заработной платы, повышению эффективности производства, росту банкротства и безработицы, повышению курса национальной валюты и снижению конкурентоспособности своих товаров, удорожанию экспорта и удешевлению импорта товаров, увеличению импорта капиталов и сдерживанию его экспорта и т. д.

Необходимость денежно-кредитного регулирования оформляется параллельно  с повышением роли банковской системы. В рамках этого процесса за Национальным банком закрепляются специфические функции, позволяющие ему контролировать состояние денежного обращения и регулировать его динамику. При этом эффективность регулирования во многом определена тем, что

Национальный банк является субъектом  государственного регулирования и, соответственно, государство делает его проводником государственной  политики, обеспечивая тем самым  дополнительное доверие к применяемым  методам регулирования.

Эффективность методов  денежно-кредитного регулирования обеспечивается их постоянной эволюцией, связанной с изменением механизма регулирования экономики в целом, с соотношением в нем элементов саморегулирования и сознательного регулирования.

К методам регулирования  денежного обращения, принятым в мировой практике, относятся:

Информация о работе Денежная реформа