Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить денежные реформы в целом и их сущность, типологию, условия проведения в Республике Беларусь. В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
- раскрыть сущность денег в экономике и денежного обращения;
- рассмотреть виды денежного обращения;
- определить, в чем заключается сущность денежных реформ;
- выявить причины, по которым обуславливается необходимость проведения денежных реформ;
Введение ………………………………………………………………………..3
1Сущность денежных реформ……………………………………………5
1.1 Понятие денежного обращения…………………………………………...5
1.2 Виды денежного обращения………………………………………………8
1.3 Понятие, цели и задачи денежных реформ……………………………..18
2 Особенности реформирования денежного обращения в
Республике Беларусь …………………………………………………………21
2.1 Становление денежной системы Республики Беларусь ……………….21
2.2 Эволюция реформирования денежного обращения в Беларуси
в период 1995-2000 гг………………………………………………………..24
2.3 Развитие денежного обращения в Республике Беларусь с 2001 года..27
3 Опыт зарубежных стран в проведении денежных реформ …………….34
3.1 Модели денежных реформ в странах с рыночной экономикой ……..34
3.2 Денежные реформы в постсоциалистических странах ……………….37
Заключение …………………………………………………………………...42
Список использованных источников ……………………………………….45
Основными целями денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2002 году являлось содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, повышение роли банковского сектора как эффективного механизма, аккумулирующего свободные денежные средства и их переориентацию на инвесторов, прежде всего в реальный сектор экономики.
В этой связи особое внимание предполагалось уделить обеспечению финансовой устойчивости банковской системы, расширению ресурсной базы банков и повышению ее качества, приближению принципов и практики банковского надзора к международным стандартам.
Для поддержки приоритетных отраслей и производств намечалось использовать льготирование процентных ставок кредитов. Но особое значение в прогнозируемом периоде было уделено привлечению иностранных кредитных ресурсов, и прежде всего для инвестиций в реальный сектор экономики. Предусматривалось продолжить работу по компенсации обесценения всех форм вкладов населения в банковскую систему.
В качестве индикаторов достижения
этих целей предусматривалось
В Республике Беларусь, начиная с 2000 года, наблюдалось устойчивое снижение уровня инфляции. Одной из причин этого была проводимая Национальным банком страны денежно-кредитная политика. Рост инфляции начался в 2007 году и связан, прежде всего, с ростом цен на энергоресурсы, т.е. инфляция в республику импортируется [13].
В 2001 г. приоритет отдавался плавной предсказуемой динамике единого курса белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка. Выбор данной цели денежно-кредитной политики обладает рядом достоинств: во-первых, в условиях малой открытой экономики стабильный валютный курс обеспечивает наиболее благоприятные условия для динамичного развития внешнеэкономических связей и на этой основе – интеграции экономики в систему глобальных экономических процессов. Во-вторых, динамика валютного курса в условиях нестабильной экономики – более четкий ориентир и показатель эффективности политики центрального банка по сравнению с динамикой различных денежных агрегатов, так как на характер последних существенно влияют конъюнктурные факторы. В-третьих, обеспечение стабильного валютного курса само по себе предполагает проведение жесткой денежно-кредитной политики, что является залогом достижения других ее целей.
Основные целевые ориентиры
единой государственной денежно-
Обеспечение покупательной способности белорусского рубля инструментами денежно-кредитной политики предполагает недопущение роста цен за счет монетарных факторов свыше намечаемых параметров. В целях формирования в Беларуси макроэкономических условий, приближенных к условиям сопредельных государств, являющихся основными торговыми партнерами республики, индекс потребительских цен должен составлять к 2005 г. не более 15–17 % и к 2010 г. – не более 5 %.
Достигнутое фактическое обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса создало необходимую основу для инициирования процедуры присоединения к статье VIII Статей соглашения МВФ, что предусматривает недопущение каких-либо ограничений конвертируемости национальной валюты по текущему счету. Введение любого ограничения по этим операциям влечет за собой снижение репутации страны.
Кроме того, при прогнозировании темпов роста денежного предложения предполагается основываться на базовых условиях равновесия на денежном рынке, т.е. на росте реального спроса на деньги и спроса на деньги, формируемого ростом цен. При этом основу увеличения реального спроса на деньги должен составлять рост реального ВВП, а также расширение сферы применения рубля в совершении внутренних и внешних трансакций, снижение скорости обращения денег.
Среди основных каналов наращивания денежного предложения на долгосрочный период выделяются: покупка иностранной валюты и рефинансирование банков на рыночных принципах, а в качестве главного средства регулирования текущей ликвидности банков предполагается проведение операций с ценными бумагами правительства и с иностранной валютой. Валютные резервы правительства Беларуси будут формироваться также на основе использования рыночных инструментов: за счет увеличения валютных депозитов правительства в центральном банке, получения внешних займов, направления валютных доходов от приватизации государственной собственности [10, 11–12].
Таким образом, начиная с 2001 г. денежно-кредитная политика в республике становится жестче, что согласуется с объективными социально-экономическими условиями, а также базируется на опыте (зарубежном и собственном) рыночных преобразований и достижения макроэкономической стабилизации.
Цели и методы денежно-кредитной политики могут и должны корректироваться в процессе изменения общей макроэкономической ситуации в стране, направлений экономических реформ, а также внешнеэкономических факторов, которые становятся определяющими в условиях малой открытой экономики Республики Беларусь.
Хотелось бы сосредоточиться на оценки степени влияния денежно-кредитной политики на инфляционные процессы в Беларуси, а также на выявлении взаимосвязи между денежной массой и инфляцией, ставки рефинансирования и денежной массой.
Так, можно сделать вывод, что для достижения целей, таких как укрепление национальной валюты, поддержание необходимого уровня ликвидности банковской системы и замедление темпов инфляции, Национальный банк Республики Беларусь до 2007 года проводит курс по снижению уровня ставки рефинансирования в соответствии со снижением уровня инфляции в стране.
Ставка рефинансирования, достигавшая в 2002 г. 49,2% годовых, уже к 2004 г. составляла 21,3% годовых. За 2005 год она была снижена с 17 до 11% годовых. В 2006 году среднее номинальное значение ставки рефинансирования составило 10,7 процента годовых. [10]
Ставка рефинансирования Нацбанка в 2007 году колебалась в пределах 10% -11% годовых. Это было обусловлено тем, что с 1 февраля 2007 года в целях стимулирования сбережений в национальной валюте и для нейтрализации инфляционного и девальвационного давления, вызванного неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, была повышена с 10 до 11 процентов годовых.
По мере нормализации ситуации, а, также учитывая положительные тенденции в развитии экономики, уровень инфляции, стабильность курса белорусского рубля, Национальный Банк с 1 июля по 1 декабря понизил ставку рефинансирования до 10% годовых. [13]
К началу 2008 года мы видим поддержание ставки на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширению доступности кредитов для субъектов экономики. Дальнейшее изменение ставки рефинансирования будет более активно регулировать условия заимствования на краткосрочном денежном рынке и давать четкий сигнал о направлении монетарной политики.
Тем не менее, влияние процентной политики
на состояние денежной сферы в
ближайшее время будет
По итогам 2007 года уровень инфляции составил 12,1%, в два раза превысив прогноз. Уровень инфляции в 2008 г. составляет 10,8%. Такой уровень инфляции является основой для обеспечения макроэкономической стабильности и повышения уровня жизни населения.
Как уже отмечалось, за последние несколько лет Республика Беларусь добилась значительных успехов в снижении уровня инфляции. Это стало возможным благодаря устойчивому экономическому росту наряду с проводимой жесткой денежно-кредитной политикой.
Функционирование денежно-
- в 2011 г. отмечались негативные тенденции в динамике показателей платежного баланса и конъюнктуры внутреннего валютного рынка;
- в качестве вынужденной меры, направленной на выравнивание внешних и внутренних дисбалансов экономики, Национальный банк осуществил девальвацию национальной валюты.
C 20 октября 2011 г. были отменены границы колебаний стоимости корзины валют, установленные на 2011 г. и осуществлен переход к режиму управляемого плавания курса белорусского рубля в целях усиления рыночных механизмов в области курсообразования;
- в результате реализации мер по ужесточению экономической политики с сентября на валютном рынке наблюдается чистая продажа иностранной валюты населением;
- в целях ограничения инфляционных процессов процентная политика Национального банка, была направлена на увеличение доходности по вкладам в белорусских рублях и снижение спроса на иностранную валюту. Процентные ставки на кредитном и депозитном рынках в течение года постепенно увеличивались, что привело к возобновлению роста срочных рублевых и валютных депозитов населения во втором полугодии 2011 г.;
- сохранялись значительные объемы кредитования экономики банками, в том числе за счет ресурсной поддержки со стороны Правительства Республики Беларусь.
- при этом с июня 2011 г. Национальный банк прекратил предоставлять ресурсы для кредитования банками государственных программ;
- платежной системой обеспечено своевременное и безопасное проведение межбанковских расчетов.
В 2012 году на фоне проведения жесткой денежно-кредитной политики наблюдались следующие основные тенденции:
- замедление роста цен по сравнению с 2011 годом при значимом увеличении вклада административно регулируемых цен;
- формирование положительного сальдо внешней торговли по итогам января-ноября 2012 г. при его постепенном уменьшении с августа 2012 г.;
- превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее в целом на внутреннем валютном рынке, в то время как по итогам года населением куплено валюты больше, чем продано;
- снижение процентных ставок на кредитном и депозитном рынках вследствие постепенного уменьшения ставки рефинансирования и процентных ставок на рынке межбанковских кредитов;
- приток денежных средств населения в банки;
- сохранение существенного спроса экономики на кредитные ресурсы банков, преимущественно в иностранной валюте.
Таким образом, денежную систему современной Беларуси сложно назвать устойчивой. Хотя гиперинфляции у нас не наблюдается, но, бороться с обесценением белорусского рубля становится все труднее.
В 80-е годы XX века российские ученые, работавшие в области финансовой математики, установили закономерность: неизбежность перехода ко второй - твердой - валюте в смутные времена доказала теорему о второй валюте при нестабильном рынке. Если ее не учреждает государство, она утверждается стихийно, как правило, в виде наиболее сильной иностранной валюты. Такой валютой в Беларуси стал доллар США, но в обращении также «ходят» российские рубли и евро. Твердая валюта сделала бы более легким решение многих проблем. Но провести денежную реформу сегодня непросто. Главная сложность состоит, на мой взгляд, в выборе «якоря». К тому же новые деньги должны быть обеспечены золотым запасомили запасом товаров. Для того чтобы денежная реформа удалась, необходимы определенные условия, которых в Беларуси, к сожалению, нет.
Важную роль играет личность проводящего реформу. Также доверие населения к нашей денежной системе. Таким образом, Беларусь еще не готова для крупной денежной реформы.
За способом проведения денежные реформы делятся на трех типы:
1. Денежные реформы формального
типа, которые сводятся лишь к
техническому аспекту - внедрения
нового образца купюры с
а) необходимость улучшения физических свойств банкнот, которые находятся в обращения, изменения их относительных и абсолютных размеров, которые могут быть результатом технического прогресса (в понимании как возможностей выпуска банкнот высшего качества, так и новых требований к их качеству в связи с применением разных технических устройств - банкоматов, электронных машин и т.п.);
б) усиления эффективной борьбы с подделкой национальной валюты. Это происходит в том случае, когда в обращения находится большое количество подделанных банкнотов (например, накопленных за годы войны), выявления и изъятия которых становится первоочередным делом;
в) необходимость изменения внешнего вида банкнотов, их оформления, которое может предопределяться политическими причинами, например изменением государственной символики.
Все эти аспекты осуществления денежной реформы имеют, в основном, сугубо формальный, не конфискационный характер. Если реформа ограничивается решением лишь этих проблем, не задевая более существенных монетарных и экономических аспектов, ее точнее называть не реформой, а обменом денег.