Денежная система: понятие, структура, институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:56, реферат

Краткое описание

Денежная бумажно-кредитная система – утвердилась после мирового кризиса, когда были ликвидированы все формы золотого стандарта. Характеризуется:
отменой официального золотого содержания денежных единиц, золото полностью вытеснено из внешнего и внутреннего оборота.

Содержание

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ИНСТИТУТЫ. 2
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЁТЫ.
ДЕНЕЖНАЯ МАССА.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС НА ДЕНЬГИ.
ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ. 6
Денежное обращение, его структура. 6
Понятие денежной массы 7
Спрос на деньги и их предложение. 10
Предложение денег. 10
Спрос на деньги 13
Неоклассическая школа. 14
Кейнсианский подход к спросу на деньги. 15
Закон денежного обращения. 17
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ. 19
Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) 22
Изменение нормы обязательных резервов. 24
Политика дешевых и дорогих денег. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЯ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Денежная система. понятие, структура, институты.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

      Различают реальную и номинальную ставки процента. Реальная ставка процента (r) представляет собой доход от активов, которые можно хранить в качестве альтернативы деньгам. Реальная ставка процента – это "цена", которую приходится платить за обладание частью богатства в форме не приносящих дохода денег, а не в виде альтернативных активов, приносящих владельцу процент.

      Основные  различия между неоклассиками и  кейнсианством в трактовке роли денег в экономике сводятся к  следующему. Кейнсианцы отводят деньгам  второстепенную роль, монетаристы считают, что именно денежное обращение определяет уровень производства, занятости и цен.

      По-разному  они трактуют характер обращения  денежной массы. Неоклассики считают, что скорость (V) стабильна. Но если скорость обращения денег (V) стабильна, то из количественного уравнения обмена ( ) действительно следует, что между количеством денег и ВНП существует непосредственная зависимость.

      Кейнсианцы  же считают, что изменение предложения  денег изменяет сначала уровень процентной ставки, затем инвестиционный спрос и только через мультипликатор вызывает изменение номинального ВНП. Неоклассики считают, что в долгосрочной политике государство должно обеспечивать обоснованный постоянный прирост денежной массы (М).

      В отличие от неоклассиков кейнсианцы полагают, что наращивание денежного предложения чревато многими негативными последствиями. Если предложение денег растет, то спрос на них падает, сокращается и цена кредита, т.е. процентная ставка, и она перестает реагировать на рост предложения денег. В результате экономика попадает в "ликвидную ловушку" и функциональные зависимости между основными макроэкономическими параметрами нарушаются. Поэтому в отличие от неоклассиков кейнсианцы основным средством стабилизации экономики считают не денежную, а фискальную политику. 

Закон денежного обращения.

Количество  денег, необходимое для выполнения ими своих функций устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом. Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая) а также, уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная). Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены. С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается. Закон, определяющий количество денег в обращении с учетом двух функций – средства обращения и средства платежа, несколько видоизменяется и приобретает следующую форму:  

 

где КД – количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа; 
СЦ – сумма цен, реализуемых товаров и услуг;

К – сумма проданных товаров и услуг в кредит, срок платежей по которым не наступил; 
Псумма платежей по долговым обязательствам;

ВП – сумма взаимно погашающихся платежей;

О – среднее число оборотов денег, как средство платежа и средство обращения. 

      Точное  соотношение между массой товара и массой денег обеспечивает устойчивость денежного обращения. Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Золото ушло из обращения и не выполняет функции средства обращения, средства платежа, меры стоимости. Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене, а в процессе производства – товара к товару. Большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения. Оно определяется зависимостью уровня цен от денежной массы: МV=PQ (М – масса денег, Р – цена товара, V – скорость обращения денег, Q – количество товаров, представленных на рынке.)

 

Денежно-кредитная  политика: понятие, цели,  
основные концепции.

Под денежно-кредитной  политикой государства  понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

      Денежно-кредитная  политика проводится главным образом  Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада – в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, – в ограничении предложения денег для ограничения расходов.

      Субъектом денежно-кредитной  политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк меняет объем денежного предложения в стране путем регулирования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках, которые имеют решающее значение для способности банковской системы создавать деньги. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.

      Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами). В современной практике рыночного хозяйствования основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Это постоянно применяемый способ контроля денежного предложения.  

      Операции  на открытом рынке  – это покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки и продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (государственных облигаций) Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.

      Центральный банк осуществляет выпуск государственных  краткосрочных ценных бумаг с целью покрытия дефицита государственного бюджета (той части государственных расходов, которая покрывается за счет сбора налогов). Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

      Отметим, что купля или продажа коммерческим банком государственных облигаций приводит изменению его активов и неизбежно затрагивает резервы банка, увеличивая или уменьшая их пропорционально норме резервов. Регулируя резервы коммерческих банков, Центральный банк контролирует сумму банковских денег, которые они могут создавать.

      Рассмотрим, как купля и продажа государственных  ценных бумаг влияет на избыточные резервы коммерческих банков и тем  самым на предложение денег. Допустим, что на денежном рынке имеется  излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит цель ограничить или ликвидировать этот излишек (уменьшить количество денег в обращении).

      Для этого он начинает активно продавать  государственные ценные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам или населению. Так как предложение государственных ценных бумаг увеличивается, то их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Это делает их более привлекательными для покупателей, и коммерческие банки или население начинают активно скупать государственные ценные бумаги.

      Коммерческие  банки при оплате этих ценных бумаг  выписывают чеки на свои вклады, т.е. свои резервы, которые находятся в  Центральном банке. Последний, естественно, учитывает эти чеки, уменьшая на соответствующую величину резервы коммерческих банков.

      Так, продажа Центральным банком государственных  облигаций на сумму 1 млн. руб. системе коммерческих банков понижает ее фактические и избыточные резервы на 1 млн. руб. Продажа же населению облигаций на 1 млн. руб. при норме обязательных резервов в 20% понижает избыточные резервы на 800 тыс. руб., так как в результате продажи облигаций на 1 млн. руб. уменьшилось и количество денег на текущих (расчетных) счетах.

      В обоих рассмотренных выше случаях  получается одинаковый конечный результат  – при продаже Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков снижаются. Если первоначально все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, то это уменьшение резервов коммерческого банка приведет к снижению предложения денег в стране в размере, пропорциональном банковскому мультипликатору. В нашем примере продажа государственных ценных бумаг на 1 млн. руб. приведет к снижению денежного предложения на 5 млн. руб., так как при 20%-й норме обязательных резервов банковский, мультипликатор равен 5.

      Таким образом, продавая государственные  ценные бумаги (ГКО), Центральный банк уменьшает предложение денег.

      Теперь  предположим, что на денежном рынке  имеется недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, и начинает скупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения. Следствием этого является увеличение спроса на государственные ценные бумаги. При этом их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает. Это делает государственные ценные бумаги непривлекательными для их владельцев, и коммерческие банки и население начинают активно продавать государственные ценные бумаги.

      Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг  у коммерческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать вывод о том, что покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков в конечном счёте приводит к росту их резервов и, следовательно, возможности у коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам.

      С одной стороны, покупка ценных бумаг  Центральным банком на сумму 1 млн. руб. у коммерческого банка увеличивает и фактические, и избыточные резервы коммерческого банка на 1 млн. руб. С другой стороны, покупка ценных бумаг Центральным банком у населения увеличивает фактические резервы, но вместе с тем и текущие счета. Таким образом, покупка у населения ценных бумаг на сумму 1 млн. руб. увеличивает фактические резервы банковской системы на 1 млн. руб., но при действующей норме обязательных резервов в 20% избыточные резервы банковской системы составят лишь 800 тыс. руб.

      В обоих случаях получается одинаковый конечный результат – при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков увеличиваются. Если коммерческие банки выдают в ссуду свои избыточные резервы, то предложение денег в стране растет с учетом мультипликативного эффекта. В нашем примере покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на 1 млн. руб. приведет к появлению 5 млн. руб. дополнительных денег и соответствующему росту денежного предложения.

      Таким образом, покупая  государственные  ценные бумаги, Центральный банк увеличивает предложение денег.

      Центральный банк также регулирует размер денежной массы в экономике в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае он, например, продает государственные облигации с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через определенный срок. Процентом за полученные денежные средства взамен предоставленных ценных бумаг служит разница между ценой продажи и обратного выкупа. 

Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). Учетная ставка представляет собой второй по важности инструмент кредитно-денежной политики, который используется для осуществления контроля за предложением денег. Учетная ставка – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Как правило, такой кредит предоставляется не всем коммерческим банкам, а лишь тем, которые имеют прочное финансовое положение и в данный момент нуждаются в дополнительных денежных средствах. Уровень учетной ставки устанавливает Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансовым обеспечением в виде государственных краткосрочных облигаций и коммерческих векселей.

Информация о работе Денежная система: понятие, структура, институты