Денежная система Республики Беларусь: особенности и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение денежной системы Республики Беларусь и её особенностей и перспектив развития. В связи с данной целью предполагается решить следующие задачи:
1) Изучить сущность и значение денежной системы, её основные виды, типы и элементы.
2) Исследовать денежную систему Республики Беларусь и исторические предпосылки её становления, рассмотреть денежную единицу данной страны и функции Национального банка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3

1 Теоретические аспекты изучения денежной системы………………….... 5

Сущность денежной системы и её значение…………………………… 5
Типы денежных систем и принципы их построения………………….. 8
Элементы денежных систем и их характеристика…………………….. 11

Изучение денежной системы Республики Беларусь…………………… 16

Исторические предпосылки становления денежной системы Респуб-
лики Беларусь………………………………………………………………… 16
Денежная единица Республики Беларусь, её характеристика………… 18
Роль Национального банка Республики Беларусь в функционировании денежной системы и система валютного регулирования……………… 20

Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь и её денежная политика………………………………..................................... 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 29

Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ!!!.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, со второй половины 1993 г. налично-денежном обороте  Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национально банка Республики Беларусь. С одной стороны, это упростило работу с наличными деньгами, а с другой – еще больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально – экономическим отношениям в республике.

Двойственность валют  в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное соглашение, предусматривавшее использование общей денежной единицы – рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались изъятия из обращения расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь [5,c.22].

В мае 1994 г. Национального  банка Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения  денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществлять в белорусских рублях. Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз. упростился денежный учет и работа с наличными деньгами [5,c.24].

Поскольку объединение  денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации не произошло, то Верховный Совет Республики Беларусь постановлением от 19. 10. 1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в наличном обращении – расчетный билет Национального банка Республики Беларусь.

Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.

 

 

2.3 Роль Национального банка Республики Беларусь в функционировании денежной системы

 

 

Главное значение в функционировании денежной системы Республики Беларусь принадлежит, несомненно, Национальному банку.

Национальный банк Республики Беларусь был образован в 1991 г. В частности, Верховный Совет Белорусской ССР, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, постановлением от 21 декабря 1990 г. объявил собственностью Белорусской Советской Социалистической Республики Белорусский республиканский банк Госбанка СССР и республиканские специализированные банки [18].

Также он постановил: "Создать на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских специализированных банков Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР Национальный банк Белорусской ССР. Завершить формирование Национального банка Белорусской ССР до 1 апреля 1991 года".

Национальному банку  Республики Беларусь законом предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением внешнеэкономических, если иное не предусмотрено законом.

Достоинство (номинал), меры веса, изображение и другие характеристики национальной денежной единицы также определяется Национальным банком Республики Беларусь. На Национальный банк возложено обеспечение изготовления, хранения, обновления банкнот и монет [18].

В целях обеспечения  единства в организации оборота  наличных денег Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает и утверждает:

а) порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве;

б) правила перевозки, хранения и инкассации наличных денег, методы и способы их инкассации;

в) правила совершения эмиссионно-кассовых операций;

г) правила признаков платежности денежных законов.

Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.

Таким образом, можно  отметить, что основные функции Национального банка следующие:

  1. осуществляет эмиссию денег;
  2. регулирует денежное обращение;
  3. регулирует кредитные отношения;
  4. организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
  5. является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
  6. осуществляет валютное регулирование;
  7. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством;
  8. выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка.

Что касается валютной системы, то необходимо отметить, что  главная задача национальной валютной системы заключается в обеспечении оптимальных условий функционирования народного хозяйства в интересах государства.

Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностраннйо валюте, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса. [23]

Основными элементами системы валютного регулирования являются:

а) законодательные и  нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реализации данной системы;

б) органы валютного регулирования;

в) процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования).

Первый элемент системы  предназначен для определения стратегических целей, достигаемых применяемым механизмом регулирования и органов валютного регулирования, их состава и функций.

Система валютного регулирования  Республики Беларусь представляет собой  совокупность субъектов и объектов регулирования, а также набор  инструментов, используемых первыми в отношении вторых для достижения цели по обеспечению устойчивого обменного курса национальной денежной единицы.

Одним из субъектов валютного  регулирования является Национальный Банк Республики Беларусь [23].

Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельность Национального банка Республики Беларусь, является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этой цели Национальным банком используются различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс национальной валюты.

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь на Национальный банк возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка обращения иностранной валюты на территории Республики Беларусь, регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

 

 

На мой взгляд, наиболее актуальным направлением развития денежной системы Республики Беларусь является объединение с денежной системой Российской Федерации.

Постсоветские отношения  между Россией и Беларусью  всегда выгодно отличались от отношений других бывших союзных республик отсутствием принципиальных противоречий. Уже поэтому вскоре после распада СССР предпринимались попытки решить "денежный" вопрос. Но всякий раз от объединения денежных систем по тем или иным причинам приходилось воздерживаться. Вот и теперь предполагалось, что еще с 1 января прошлого года наши государства перейдут на использование российского рубля в качестве общего платежного средства. Потом этот срок был отнесен на год, и еще раз – на более поздний период. Хотя, как не раз заявляли руководители банковских систем наших стран, технически они уже готовы к переходу на общий рубль.

В мировой практике существуют многочисленные интеграционные объединения, опыт создания которых  используется при формировании основ интеграции Беларуси и России. При этом наиболее часто в литературе встречаются ссылки на опыт валютной интеграции в Евросоюзе. Необходимо отметить, что при объединении европейские страны не ставили перед собой цель введения единой валюты. Более того, даже если ЕС и решился на введение общей денежной единицы, то это стало скорее исключением из правила на фоне всех остальных интеграционных группировок. Ведь созданная в 1994 году зона свободной торговли НАФТА не ставит перед собой цель объявить доллар валютой Канады и Мексики. Да и другие объединения (МЕРКОСУР, АСЕАН) функционируют скорее с целью извлечения максимальных преимуществ от взаимной торговли, нежели направляют интеграционные процессы в сторону введения общей денежной единицы [20,c.15].

Однако помимо Европейского союза есть и другие примеры, которые могут быть интересны с точки зрения валютной интеграции Беларуси и России. Безусловно, привлекает внимание опыт объединения денежных систем ФРГ и ГДР. Этот пример в какой-то степени схож с белорусско-российской интеграцией, так как в обоих случаях более развитое государство объединялось с менее сильным. К тому же по сути это единый народ, который исторически долгое время находился в рамках одного государства.

Однако Беларусь – это самостоятельное и независимое государство, а не северо-западный край другой страны. К тому же, как известно, объединение денежных систем обеих частей Германии привело к крупным негативным экономическим последствиям, несмотря на многомиллионные вливания ФРГ в экономику ГДР. Так, в Германии уровень безработицы в 1990-е годы стал одним из самых высоких в Европе (10%), рабочая сила из восточных земель начала интенсивно перемещаться в западные, темп развития экономики сократился (0,8%), доходы населения восточной части так и не достигли уровня западной. Объединение сказалось в целом на всем Евросоюзе. Рост бюджетного дефицита в ФРГ ослабил немецкую марку, которая была основой реализации идеи евро. Это привело к спекулятивному давлению практически на все европейские валюты, а затем – к девальвации лиры, фунта, расширению пределов колебаний европейских валютных курсов и выходу Великобритании из европейского механизма обменных курсов.

Таким образом, интеграционный процесс между Беларусью  и Россией может предполагать две модели развития:

1 Путем поэтапного выравнивания экономической базы этих государств для эффективного экономического сотрудничества, которое может предполагать возможность в итоге введения единой валюты.

2 Путем введения  вначале общей денежной единицы,  посредством чего будут создаваться единые экономические условия.

Рассмотрим вначале  второй вариант, который декларируется  в межправительственных соглашениях Беларуси и России. В этом случае необходимо учесть рассмотренный выше опыт объединения Германии. Экономические потенциалы Беларуси и России настолько несопоставимы, что потребуются значительные финансовые вливания со стороны обоих государств для соответствующего экономического выравнивания. Очевидно, что тех двух кредитов, которые Центробанк предоставил Национальному банку для стабилизации курса белорусского рубля в 200 млн. долл. США и 150 млн. долл. (4,5 млрд. р.), явно недостаточно. К тому же они являются целевыми и ограничены рамками девизной политики государства. Одномоментное введение наличного российского рубля на территории Республики Беларусь приведет к неизбежной переориентации бюджетной политики [20,c.16].

Кроме того, в  результате ускоренной валютной интеграции в стране практически исчезнет национальное денежно-кредитное и валютное регулирование, а это значит, что белорусская банковская система с несопоставимо малой капитализацией (в 1,7 раза меньше, чем в РФ) просто растворится в российской. К тому же фактически все отношения с международными финансовыми организациями будут вестись исключительно российской стороной, а это, без сомнения, повысит незащищенность белорусских интересов.

Таким образом, рассмотренный вариант введения единой валюты является нерациональным и экономически необоснованным. Денежная единица, вводимая для ускорения экономического выравнивания интегрирующихся стран, на этапе своего безналичного обращения фактически может превратиться и остаться расчетной единицей, не выполняя возложенных на нее обязательств. Искусственно рассчитываемая валюта, не подкрепленная реальными экономическими показателями, фактически уже существовала в рамках СЭВ (переводный рубль) и не привела к сближению экономических систем и введению полноценной валюты.

В связи с  этим можно отметить, что эволюционный путь интеграционного развития на основе первой модели является оптимальным, жизнеспособным и наиболее приемлемым для обеих сторон.

Это подтверждается тем, что экономические потенциалы Беларуси и России значительно разнятся между собой. В частности, Республика Беларусь более чем в 20 раз уступает Российской Федерации по размерам номинального ВВП, расходов и доходов бюджетов. В 67 раз денежная масса России превышает аналогичный показатель в Беларуси, а международные резервы — в 96 раз [20,c.17].

Информация о работе Денежная система Республики Беларусь: особенности и перспективы развития