Денежная система страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Содержание

1. Общая характеристика денежной системы страны………………..………….2-3
2. Эволюция и современное состояние денежной системы стран северной Америки
2.1. Денежная система США…………………………………………………...…4-5
2.2. Денежная система Канады………………………………………………….. 6-7
3. Эволюция и современное состояние денежных систем стран Западной Европы
3.1. Денежная система Великобритании……………………………………..….8-9
3.2. Денежная система Германии……………………………………………... 10-11
3.3. Денежная система Италии………………………………………………... 12-14
3.4. Денежная система Франции…………………………………………….... 15-16
З.5. Основные этапы перехода к единой европейской валюте. …………..…17-20
4. Особенности становления и современное состояние денежной системы Японии………………………………………………………………………….. 21-22
Заключение……………………………………………………………………... 23-24
Список литературы…………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

дкб.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

     Золотослитковый стандарт  просуществовал недолго. Уже в 1931 г. во время мирового экономического  кризиса Англия была вынуждена отказаться от размена банкнот на золото. С этого  времени в Англии действует система неразменных кредитных, денег.

     Главным видом денег  в Великобритании, как и в других  странах, служат деньги в безналичный  форме, т.е. средства на счетах в банках - депозитные деньги.

     Наличные деньги - банкноты  и разменная монета составляют  около 32% всей денежной массы в  обращении.

     Преимущественное развитие  безналичных расчетов и усилие  взаимосвязи между денежным обращением  и движением ссудного капитала обусловили во всех странах существенное расширение границ денежной массы за счет новых видов кредитных обязательств. В послевоенный период в платежном обороте Великобритании используются остатки денежных средств не только на счетах до востребования, но и на срочных и сберегательных счетах. Это объясняется, в частности, тем, что средства со срочных счетов могут быть получены практически так же легко, как и со счетов до востребования без предварительного уведомления (хотя формально требуется уведомление за семь дней).

     Кроме казначейства, выпускающего монеты, эмитентами  денег в Великобритания являются  Банк Англии и коммерческие  банки. Банк Англии монопольно  осуществляет выпуск банкнот  в сумме, определяемой казначейством  и утвержденной парламентом.

     Чеки занимают второе  место по стоимости - 47,8% и первое  по количеству. В последние годы  в Великобритании, как и в большинстве  других стран, происходит, во-первых, снижение доли чеков как по  количеству, так и по стоимости; во-вторых, повышение доли платежей по автоматизированному перечислению, карточек и электронных платежей; в-третьих, увеличение средней суммы чека, использование чеков преимущественно для оплаты крупных сумм.

 

 

3.2. Денежная система  Германии

     До 70-х гг. XIX в. в Германии  не было единой денежной системы, свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были в первую очередь на серебряном монометаллизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные единицы (фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты) базировались на параллельной и двойной системах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, а стоимость между золотом и серебром устанавливал рынок или государство. Кроме того, в обращении находились также банкноты и бумажные деньги.

     Политическое объединение  немецких земель и образование  в 1871 - 1873 гг. Германской империи привело  к созданию единой денежной  системы, основанной на золотом  монометаллизме: была введена новая  денежная единица - рейхсмарка с  золотым содержанием в 0,358423 г чистого золота.

С началом Первой мировой войны были отменен золотомонетный стандарт и прекращен размен банкнот Рейхсбанка на золото. Денежная система Германии стала главным источником финансирования войны. Во время и особенно после войны активно использовалась бумажно-денежная эмиссия, что вызвало гиперинфляцию в стране: осенью 1923 г. объем бумажных денег в обращении достиг 49б квинтиллионов марок, а рейхсмарка обесценилась в 1,6 трлн. раз по сравнению с довоенным уровнем.

     В 1924 г. была проведена денежная реформа: новая рейхсмарка обменивалась в соотношении 1:1 трлн старых. Был введен золотодевизный стандарт, что означало установление валютной зависимости Германии от стран-победительниц: новая рейхсмарка обеспечивалась на 40% золотом и иностранной валютой.ьВ период мирового денежно-кредитного кризиса 1929 - 1933 гг. золотодевизный стандарт в Германии был отменен и установлена система неразменных кредитных денег.

     Таким образом, в настоящее  время денежной единицей ФРГ  является немецкая марка, которая состоит из 100 пфеннигов. В обращении находятся банкноты Бундесбанка достоинством в 1000; 500; 200; 100; 50; 20; 10; 2 и 1 марку, а также монеты в 10; 5; 2 и 1 марку, 50; 10; 5; 2 и 1 пфенниг.

     Большую роль в  регулировании денежного обращения в ФРГ играет антиинфляционная денежная политика Немецкого федерального банка, основная цель которой - обеспечение стабильности валюты. Данная цель определена Конституцией страны и законами о Немецком федеральном банке 1957 и 1992 гг.

     В соответствии с этим с 1975 г. в ФРГ проводится таргетирование, т.е. центральный банк устанавливает денежные ориентиры изменения показателей налично-денежной массы и затем кредитными рычагами регулирует находящуюся в обращении денежную массу. Так, в 1996 г. денежный ориентир был установлен в пределах от 4 до 7% по агрегату М3, и денежная масса по этому агрегату возросла с 1257,7 до 1315,9 млрд. марок в течение 1996 г., или на 4,6%.

     Платежный баланс  ФРГ, который определяет валютное  положение страны, сводится почти постоянно с положительным сальдо. Например, в 1996 г. активное сальдо платежного баланса составило 34 626 млн. марок, что стало результатом активности внешнеторгового баланса (98 588 млн. марок). В то же время негативное воздействие на платежный баланс оказали услуги (52 327 млн. марок) и переводы (54 870 млн. марок). Баланс движения капиталов был сведен с положительным сальдо в 20 891 млн. марок.

     Немецкая марка заняла  господствующее положение в европейской  валютной «змее» (1971 г.), на основе  которой в 1979 г. была создана Европейская валютная система. Почти ежегодно в ее рамках проводится ревальвация марки. На долю марки приходится 33% «корзины» ЭКЮ. В связи с этим Европейскую валютную систему (ЕВС) часто называют «зоной марки». С 1 января 1999 г., когда будет реализована программа третьего этапа Маастрихтских соглашений и будет введена новая валюта в Европе «евро», немецкая марка, 50-летие которой отмечалось в июне 1998 г., должна будет уступить свое место этой новой денежной единице.

 

3.3. Денежная система Италии

     Италия всегда была  активным участником мировою  валютного рынка. Уже в 1865 году  она наряду с Францией, Бельгией, Швейцарией учредила Латинский  монетный союз, основным требованием  которого было свободное хождение  в этих странах любых денежных знаков стран-участниц. Впоследствии Италия стала членом МВФ.

     Процессы интеграции, происходящие в Европе, затронули  и Италию. В 1969 году на встрече  лидеров стран, вошедших в ЕЭС  при его создании (Бельгия, Италия, Франция, Люксембург, Нидерланды, ФРГ), была определена цель единой валютной системы. В соответствии с ней единая валютная система должна была быть сформирована в 1978 году. Однако осуществление этого проекта было отложено. 13 марта 1979 года Италия вошла в единую валютную систему. Курс лиры был установлен на уровне 1148,15 лир за ЭКЮ. В дальнейшем курс лиры начал колебаться.

     Кризис начала 1990-х  гг. для Италии стал тяжелым  испытанием. Период 1992-1993 гг. характеризовался  несколькими девальвациями лиры. В конце 1992 года Италии пришлось выйти из ЕВС. Позитивные сдвиги наметились только в 1995 году, когда доходы государства возросли на 1,2% ВВП с одновременным снижением расходов на 2,7%. Дальнейшее оздоровление государственных финансов стало невозможным без особых мер по пресечению налоговых правонарушений и усиления контроля за расходами государственного бюджета. В то же время в отличие от стран со стабильной экономикой (например, Германии) в 1996 году в Италии наблюдалось активное сальдо платежного баланса - 42 млрд. долл. (3-5% ВВП). 29 ноября 1996 года Италия вновь присоединилась к ЕВС в механизме ЕРМ-1.

     Концепция единой валюты обрела реальные очертания на встрече глав государств - членов ЕС в Дублине в декабре 1996 года. В соответствии с этой концепцией единая валюта «евро» была введена с 1 января 1999 года, причем вначале в безналичной форме, а затем с 2002 года - в наличной.

     В Италии переход  к «евро» рассматривался как  своеобразный национальный надпартийный  императив. Для введения в оборот  «евро» страна должна была  отвечать определенным критериям, таким, как:

     - дефицит государственного  бюджета не должен превышать 3% ВВП;

     - государственный долг  не должен превышать 60% ВВП;

     - годовая инфляция  должна быть не более чем  на 1,5 процентных пункта к усредненному  уровню инфляции в трех странах  ЕС с наибольшей стабильностью  цен (в 1996 году – 3-3,3%);

     - средняя номинальная  величина долгосрочной процентной  ставки должна быть не более  чем на 2 процентных пункта к  усредненному уровню этих ставок  в трех странах ЕС с наибольшей  стабильностью цен (в 1996 году - 9%);

     - соблюдение установленных  пределов колебаний в существующем в ЕС механизме стабилизации обменных валютных курсов (ЕРМ-1).

     В 1996 году Италия соответствовала  только одному из пяти критериев - участвовала в ЕС и ее валюта  была достаточно стабильной. По  всем остальным показателям она существенно выходила за оговоренные пределы. Например, по итогам 1996 года Италия имела дефицит государственного бюджета 6,8% ВВП (не более 3% ВВП), а государственный долг - 124% ВВП (60% ВВП).

     Италия придерживалась  концепции приблизительного выполнения требований, так как в противном случае ей пришлось бы принять решение о дополнительной бюджетной экономии в 26 трлн. лир. Тем не менее, Италия целенаправленно готовила себя к введению в 1999 году «евро». На 1997 год был сформирован чрезвычайный бюджет, ориентированный на критерии присоединения к «евро». При этом в бюджет заложены поистине драконовские меры по сокращению государственных расходов и собираемости налогов. Рестрикционная политика правительства, ограничение роста заработной платы и высокие проценты привели к снижению частного потребления. Оно упало в 1996 году на 0,8%. Темпы роста ВВП замедлились. В 1997 году объем производства вырос на 2,7%, по сравнению с 1996 года. Италия гасила дефицит чрезвычайным «европейским налогом».

     Для проведения безналичных расчетов в «евро» Италия наряду с другими странами создала единую систему расчетов ТАРГЕТ при помощи специальной связи.

     Для введения наличных  расчетов в «евро» в Италии, как и в других странах, проводились  информационные кампании для ознакомления граждан с новой денежной единицей, между странами происходит обмен информацией. В школьные программы были включены курсы, посвященные «евро».

     Введение «евро», естественно, потребовало затрат. Основную тяжесть  приняли на себя банковские  учреждения, которым предстояло модифицировать компьютерные системы обработки данных и обслуживания клиентов, а к 2002 году полностью заменить автоматы для выдачи денег и проверки купюр и вести параллельные расчеты в двух валютах. По оценке Банковской федерации ЕС, на это потребовалось около 10-12 млрд. ЭКЮ, что составляло 2% годового оборота банковских операций. В то же время, несмотря ни на колоссальные расходы, связанные с внедрением новой денежной единицы, ни на отклонение от необходимых критериев, Италия ввела «евро» с 1 января 1999 года в числе первых 15 стран. Введение «евро» привело к оздоровлению государственных финансов, что высвободило крупные средства, которые тратились на обслуживание государственного долга (в Италии «съедалось» 20% бюджетных расходов). Это позволило увеличить затраты на создание новых рабочих мест и социальные нужды.

 

 

3.4. Денежная система Франции

     Во Франции на протяжении  большей части XIX в. существовал биметаллизм. По закону 1803 г. золото и серебро  подлежали свободной чеканке, а монеты из обоих металлов имели неограниченную силу законного платежного средства. Из 1 кг золота чеканилось 3100 франков, а из 1 кг серебра - 200 франков. Таким образом, по закону ценностное соотношение между серебром и золотом было принято 1: 15,5. Фактическое соотношение рыночных стоимостей этих металлов отклонялось от установленного законом то в ту, то в другую сторону. В результате в денежном обращении Франции в одни периоды серебро вытесняло из обращения золото, а в другие - золото вытесняло серебро.

     В 1865 г. Франция возглавила  Латинский монетный союз, а в 1873 г. отменила свободную чеканку  серебра, сохранив ее только за  золотом. Эго означало переход  от биметаллизма к золотому  монометаллизму. Однако за ранее  отчеканенными пятифранковыми серебряными монетами была сохранена неограниченная сила законного платежного средства. Поэтому французская денежная система была золотым монометаллизмом «хромающего типа».

     5 августа 1914 г. был издан  закон, отменивший размен банкнот  Банка Франции на золото и предоставивший ему право выпуска банкнот с принудительным курсом. Во время войны золотые монеты ушли из обращения, а последнее было заполнено неразменными банкнотами, переродившимися в бумажные деньги. Эмиссия этих банкнот использовалась для финансирования военных расходов государства.

     Во Франции существуют  национальные особенности наличного  оборота. Разменные монеты, обслуживающие  розничный оборот, чеканятся из  никеля, серебра и алюминия. Их  удельный вес в денежном обращении  небольшой. Однако во Франции монета является объектом частной тезаврации. Например, в годы Второй мировой войны монеты из сплавов и бронзы, имевшие золотой отблеск, были тезаврированы. В 70-х гг. 40 млн. шт. 10-франковых серебряных монет практически покинули сферу обращения в результате тезаврации. Такая же судьба постигла серебряные монеты достоинством в 50 фр. (вес 30 г, диаметр 4 см), выпущенных в 1974 г.

     Во Франции существуют  четыре источника выпуска денег: во-первых, центральный банк (Банк  Франции); во-вторых, банки и некоторые кредитно-финансовые институты, создающие квази - деньги; в-третьих, министерство финансов, которое, кредитуя хозяйство, выпускает деньги; в-четвертых, депозитно - сохранная касса, осуществляющая косвенную эмиссию денег.

Одновременно во Франции существуют три основных канала эмиссии денег: банковское кредитование национальной экономики, которое составляет от 20 до 85 эквивалентов денежной массы; банковское кредитование государства (удельный вес государственных облигаций колеблется с 33 до 9% в денежной массе с 60-х по 90-е гг.) через банкноты выпущенные под государственные облигации; эмиссия банкнот под прирост официальных золотовалютных резервов, которая осуществлялась в основном до 1976 г., т.е. до Ямайского валютного соглашения.

Информация о работе Денежная система страны