Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:02, курсовая работа
Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.
1. Общая характеристика денежной системы страны………………..………….2-3
2. Эволюция и современное состояние денежной системы стран северной Америки
2.1. Денежная система США…………………………………………………...…4-5
2.2. Денежная система Канады………………………………………………….. 6-7
3. Эволюция и современное состояние денежных систем стран Западной Европы
3.1. Денежная система Великобритании……………………………………..….8-9
3.2. Денежная система Германии……………………………………………... 10-11
3.3. Денежная система Италии………………………………………………... 12-14
3.4. Денежная система Франции…………………………………………….... 15-16
З.5. Основные этапы перехода к единой европейской валюте. …………..…17-20
4. Особенности становления и современное состояние денежной системы Японии………………………………………………………………………….. 21-22
Заключение……………………………………………………………………... 23-24
Список литературы…………………………………………………………………25
В качестве безналичного оборота во Франции используются чековое обращение, текущие счета, а также кредитные карточки. Наибольшее распространение в 70-х гг. получили «голубые карточки», которые выпускаются как национализированными, так и частными коммерческими банками. Франция в целом отстает от США, Англии, ФРГ по степени безналичных расчетов, однако в последнее время их удельный вес растет в связи с ускорением автоматизации и компьютеризации банковского и биржевого дела, различных кредитных операций.
Франция с 1957 г. является членом Европейского экономического сообщества, которое в 1996 г. согласно Маастрикхтским соглашениям было преобразовано в Европейский союз, объединивший 18 европейских стран. Поэтому Франция длительное время должна была проявлять заботу о твердости своей денежной единицы - франка и денежного обращения не только по соображениям внутреннего экономического развития, но также и в связи с тем, что она являлась активным членом европейской интеграции.
З.5. Основные этапы перехода к единой европейской валюте
Идея создания единой валюты на Европейском континенте появилась давно. Однако с особой остротой этот вопрос возник после второй мировой войны, которая нанесла серьезный удар по международной валютной системе. В середине ХХ века впервые в современной истории Европа оказалась без мировой валюты: послевоенная Бреттон-Вудская модель международной валютной системы базировалась на долларе США, который еще в 30-е гг. Вытеснил с лидирующих позиций британский фунт стерлингов. Поэтому в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Швейцария, Австрия, Италия, Греция, Португалия и Турция (впоследствии он был преобразован в Европейское валютное соглашение).
В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения по углю и стали, положивший начало европейской экономической интеграции. Однако первые реальный предпосылки полноценного валютного сотрудничества появились с подписанием 25 марта 1957 г. Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в составе ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Экономическое объединение Европы всей логикой своего развития вело к необходимости наличия единых денежных знаков, и уже в 1962 г. Комиссия ЕЭС выдвинула для этих стран идею единой валюты. Правда, первоначально в рамках Римского договора валютному сотрудничеству отводилась вспомогательная роль обеспечения работы таможенного союза, но после его оформления в 1968 г. вопрос о создании валютного союза вновь стал актуальным, а катализатором процесса оказалась происшедшая в 1969 г. ревальвация немецкой марки по отношению к французскому франку.
И вот в декабре 1969 г. на Европейском совете в Гааге впервые цель создания Европейского валютного союза была переведена в практическую плоскость. В октябре 1970 г. появился так называемый «план Вернера», в котором была сформулирована концепция перехода к валютному союзу через необратимой взаимной конвертируемости национальных валют, полную либерализацию движения капиталов, установление неизменных валютных курсов и замену национальных валют единой европейской валютой к 1980 г. В марте 1971 г. Совет министров экономики и финансов ЕЭС высказал принципиальное согласие с идеей движения к экономическому и валютному союзу, но это решение было половинчатым: министры договорились лишь о сокращении лимитов колебаний валютных курсов, а вопросы координации экономической политики и установления общих ориентиров в бюджетной сфере были отложены на будущее. Однако «плану Вернера» не суждено было сбыться.
В апреле 1975 г. была введена европейская расчетная единица - ЕРЕ (European unit of account - EUA), курс которой зависел уже не от доллара, а от рыночной стоимости составляющих ее европейских валют. Эта единица использовалась в межгосударственных расчетах и бюджете ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного банка.
В 1977 г. идея валютного союза была вновь реанимирована канцлером ФРГ Г. Шмидтом и президентом Франции В. Жискар д'Эстеном и поддержана тогдашним председателем Комиссии ЕС Р. Дженкинсом. На сессии Европейского совета 5-6 декабря 1978 г. в Брюсселе было принято решение о создании Европейской валютной системы. В итоге 13 марта 1979г. появилась европейская валютная единица - «экю» (European currency unit - ECU) и основанная на ней Европейская валютная система (ЕВС). Важной особенностью ЕВС было то, что она включала в свой состав все страны ЕЭС.
В феврале 1988 г. министр иностранных ел ФРГ Г.-Д. Геншер представил меморандум «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка», который был поддержан тогдашнем председателем Комиссии ЕС Ж. Делором и впоследствии трансформировался в так называемый «план Делора». Он предусматривал осуществление скоординированной экономической и валютной политики стран ЕС, создание Европейского центрального банка и переход на единую европейскую валюту. Этот план в качестве интеллектуальной основы ЕВС был утвержден Европейским советом 26 июня 1989 г. в Мадриде, а его основные идеи были впоследствии закреплены в Маастрихтском договоре.
После переговоров в Маастрихте в 1992 г. главами государств-членов ЕВС было принято принципиальное решение о поэтапном реальном формировании Экономического и валютного союза, основанного прежде всего на введении единой европейской валюты. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».
Главные компоненты ЭВС -- единая валюта, получившая наименование «евро», и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны друге другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующего государства в лице центрального банка, так единая, наднациональная валюта непременно требует наличия наднационального, международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона денежно-кредитную политику.
Договор, предусматривающий поэтапное продвижение к Валютному союзу, подписан 12 странами в Маастрихте, в феврале 1992г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 года.
В январе 1994 г. был создан Европейский валютный институт во Франкфурте-на-Майне, главной целью которого является подготовка к организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и к эмиссии единой валюты - евро.
В декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая была развита и конкретизирована на заседании того же совета в Дублине в декабре 1996 года.
Эти и ряд других решений, принятые исполнительным органом -- Комиссией Европейских сообществ (КЕС), предусматривают определенные критерии для стран - участниц ЭВС, установленные как "пропускные" для членства в валютном союзе, которые можно рассматривать как показатели "финансового здоровья". Ими являются:
- дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП;
- государственный долг не более 60% ВВП;
- ежегодный рост цен не выше, чем 1,5% сверх среднего уровня инфляции в трех странах с минимальным уровнем инфляции среди государств-членов ЕС;
- средний размер долгосрочной процентной ставки не выше 2% сверх среднего уровня этих ставок в тех же трех странах;
- соблюдение установленных
Процесс продвижения к валютному союзу ЕС распался на три фазы:
Подготовительная -- до 1 января 1996 года, в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе.
Организационная -- до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза. Европейский валютный институт во Франкфурте, функционирующий с 1 января 1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные решения в отношении денежной и валютной политики: на сессии в Дублине в декабре 1996 года решено, что евро получает статус официальной денежной единицы стран-участниц вместо их национальных валют. Соответственно в евро пересчитаны все частные и государственные активы и пассивы при сохранении для субъектов хозяйства платежных условий ранее заключенных контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных валютах осуществляется с точностью до шести знаков после запятой. Паритет пересчета экю в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется подготовка к новой валюте в странах-участницах, особенно в административных органах, банках и других финансовых институтах. Но вся экономическая жизнь продолжает существовать на основе национальных валют.
Финальная. Первый этап этой фазы был рассчитан на период с 1 января 1999 года по 31 декабря 2001 года. Официальная аббревиатура евро - EUR была утверждена International Standards Organization (ISO) и будет использоваться во всех коммерческих и финансовых организациях.
4. Особенности становления
и современное состояние
Рождение банковской системы Японии датируется 1868 г. После окончания добровольной изоляции Японии была введена в обращение иена как национальная валюта. Банковская система, создавалась по образцу европейских, при этом использовались элементы банковских систем различных стран. Создаваемые банки использовались как инструмент государственной экономической политики.
Банк Японии был образован в 1882 г. по образцу Банка Бельгии, а его современная структура сформировалась в 1949 г. Эмиссионное право было закреплено за ним в 1884 г. Наряду с кредитно-денежной и валютной политикой он ответствен за осуществление оперативного банковского надзора и функционирует в качестве эмиссионного банка страны. Интерес представляет состав Совета Банка — высшего его органа, в который наряду с управляющими, представителями министерства финансов и плановых органов входят также представители крупных и региональных банков, а также из отраслей торговли, промышленности и сельского хозяйства.
Характерные особенности современной финансовой и банковской системы Японии заключаются в следующем:
Коммерческие банки подразделяются на два основных класса: городские банки и локальные. Они различаются размером и клиентурой. Городские банки в основном обслуживают крупные предприятия краткосрочными кредитами и имеют широкую филиальную сеть. Свои ресурсы они также формируют за счет крупных вкладчиков. Локальные банки, напротив, ведут деятельность в определенных регионах (префектурах), обслуживая в основном мелкие и средние предприятия, коммунальные службы. Пассивы этих банков образуются преимущественно за счет частных лиц.
В Японии особенно развиты крупные конгломераты банков и предприятий. Во главе этих групп стоит городской банк, объединяя вокруг себя крупные промышленные предприятия. Взаимоотношения между банком и предприятиями строятся на кооперативной основе. Банк предоставляет большинство видов финансовых услуг и выполняет координирующие функции. Следует заметить, что существовавшие до Второй мировой войны группы были построены по холдинговому типу, т. е. банк не только выполнял указанные выше роли, но и осуществлял управление акциями всей группы.
В Японии слабо представлены финансовые институты из других стран, что связано с особенностями японского национального менталитета и, как следствие, с жесткими правилами допуска нерезидентов на национальные рынки. В то же время японские банки широко представлены на мировых финансовых рынках, создали дочерние структуры во многих странах мира.
Сегментированный характер японской финансовой системы ярко проявляется на примере банков долгосрочного кредитования, инвестиционных домов и трастовых банков.
Заключение
Из приведенного выше анализа финансовых систем экономически развитых стран становится понятно основное их разделение на сегментированные и универсальные по широте полномочий, которыми наделены финансовые институты страны. В основном, в сегментированной финансовой системе жестко отделяют банковские финансовые организации принимающие вклады и выдающие кредиты от инвестиционных компаний, работающих на различных торговых площадках: товарные, фондовые и валютные рынки. Основная суть данного разделения заключается в запрете использования средств вкладов депозитных и сберегательных банках в рискованных биржевых операциях. Потенциальная возможность таких рисков является большой угрозой для стран, использующих универсальную финансовую систему. Так при ослаблении государственного контроля или пробеле в законодательстве существует потенциальная опасность, что значительная часть денежных ресурсов, хранящихся в банках, будет использована для биржевых операций, подверженных значительному риску. В существующей, на данный момент мировой, экономической модели следует отдавать предпочтение жестко сегментированной финансовой системе, как наиболее стабильной и безопасной для развития страны.
В европейских странах, где правительства имеют значительный контроль над финансовой системой, до сих пор удавалось избежать негативных событий. В США, где финансовые корпорации активно лоббируют свои интересы, отклонение от жесткого разделения банковских функций послужило одной из причин для начала финансового кризиса.
Отчасти произошло повторение событий прошлого века. «Черный четверг» 24 октября 1929 г., когда резко обрушились курсы акций на Нью-йоркской фондовой бирже, вверг многие банки в кризис. Главной причиной послужили распространенные тогда кредиты на покупку ценных бумаг (составляли свыше 35% всего кредитного портфеля банков), погашение которых после обвала рынка стало проблематичным. Одним из следствий кризиса в экономике было массовое изъятие вкладов и последующие банкротства. Президент Рузвельт даже внес в 1933 г. законодательную инициативу о закрытии всех банков, но согласие Конгресса США на нее получено не было. Затем последовала великая депрессия, после которой законодательно были разделены функции банков и инвестиционных компаний. Однако “в конце ХХ века Ален Гринспен, бывший руководитель Федеральной резервной системы США, разрешил американским банкам играть на бирже, что было строжайше запрещено со времен Великой депрессии в 30-х годов”, что практически сместило характер финансовой структуры США в сторону универсальной. Банки США сразу же воспользовались открывшимися возможностями и стали не только привлекать заемные финансовые средства для торговли на биржах, но и выпускать различные производные финансовые инструменты на основе выданных кредитов. Последующая за этим неправильная оценка рисков финансовых вложений потянула к краху всю систему банков плотно связанную между собой взаимными долговыми обязательствами и обязательствами перед своими вкладчиками, спешившими спасти свои сбережения.