Денежное обращение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Деньги часто называют языком рынка, так как именно с их помощью осуществляется кругооборот товаров и ресурсов. Потребители покупают на рынке товары, продаваемые производителями, которые в свою очередь платят деньги за ресурсы, полученные ими за ресурсы, полученные ими от населения. Правильно организованная и чётко функционирующая денежная система играет важнейшую роль в обеспечении стабильности национального производства, полной занятости и устойчивости цен.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………3стр

2.Деньги, их роль и происхождение……………........................4стр

3.Сущность денежного обращения и его структуры………...8стр

4.Правовое регулирование денежного оборота……………..13стр

5.Особенности денежного обращения в РФ…………………20стр

6.Перспективы развития денежного оборота в РФ………...25стр

7.Заключение……………………………………………………30стр

8.Список литературы………………………………………… 31стр

Вложенные файлы: 1 файл

курс.работа.docx

— 72.16 Кб (Скачать файл)

   Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012-2014 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012год и плановый период 2013-2014 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9-16%, в 2013 году - 12-14%, в 2014 году - 13-15%.

   С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР) , второго и третьего вариантов - в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.

   В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета в 201 2-2014 годах. Планируется, что в среднесрочной перспективе финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2012-2014 годах. Однако учитывая сохранение относительно высокой доли нефтегазовых доходов в общем объеме государственных доходов и объективные пределы осуществления государственных заимствований в рассматриваемый период, изменение ситуации на глобальных товарных и финансовых рынках по сравнению с исходными условиями для формирования проекта федерального бюджета может привести к соответствующей корректировке объемов монетарного финансирования дефицита федерального бюджета.

   В рамках второго и третьего вариантов денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте - его рост.

   Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2012-2014 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита расширенному правительству по всем вариантам прогноза в указанный период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России.

   В рамках первого варианта денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен на нефть, в 2012-2014 годах прогнозируется абсолютное уменьшение ЧМР: в 2012 году - на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.

   Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8 трлн. рублей в 2014 году.

   Формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета на 2012-2014 годы, повышает уязвимость бюджета к различным шокам. При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012-2014 годах может составить около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к существенному расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному сектору экономики, а увеличение внешних заимствований - к притоку краткосрочного капитала.

   В первом варианте денежной программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария в2012-2014 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8-1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В 2014 году валовой кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.

   Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей, в 2013 году - 0,7 трлн. рублей, в2014 году - 0,8 трлн. рублей.

   Согласно расчетам, в 2012-2014 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период должно составить 0,2-0,5 трлн. рублей в год.

   Исходя из предусматриваемого в соответствии с основными параметрами бюджетной политики сокращения дефицита федерального бюджета и его финансирования в основном за счет немонетарных источников, можно ожидать, что объем чистого кредита расширенному правительству в2012 году сократится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 и 2014 годах - на 0,5 трлн. рублей ежегодно.

   При указанной динамике кредита расширенному правительству основным каналом увеличения ЧВА в 2012-2014 годах будет прирост чистого кредита банкам (на 0,3-1,0 трлн. рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.

   В соответствии с третьим вариантом денежной программы, предполагающим высокие цены на нефть, увеличение ЧМР в 2012-2013 годах составит 2,2 трлн. рублей ежегодно, в 2014 году - 2,3 трлн. рублей. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что в2012, 2013 и 2014 годах снижение ЧВА по данному варианту должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно.

   С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать и более существенное, чем по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 1,1-1,4 трлн. рублей в год в 2012-2014 годах. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках.

   В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.

   Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. Показатели денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Таким образом, денежное обращение в современной экономике - это сложнейший процесс, построенный на основе многовековых знаний и опыта. Но его построение во многом шло эволюционно, путем множества проб и ошибок. Именно так много веков, ещё со времен появления первых денежных систем шло изучение денежного обращения, и изучение продолжается, т.к. в таких науках как экономика изучаются не законы, а скорее закономерности.

   Деньги прошли длительный и сложный путь развития от обычных товаров широкого потребления к современным электронным деньгам. Каждое изменение формы денег предопределялось высшим уровнем развития общественных отношений и существенным осложнением требований рынка к денежному эквиваленту. Переломным моментом в развитии форм денег стала демонетизация золота, в результате которой закончилась эпоха полноценных денег и началась эпоха неполноценных денег. На сегодня неполноценные деньги полностью взяли на себя, и успешно выполняют большинство денежных функций, в первую очередь средству обращения, средства платежа и меры стоимости. В то же время есть основания утверждать, что функцию средства нагромождения стоимости частично продолжает выполнять золото, о чем свидетельствует накопление больших запасов золота в государственной и частной собственности.

   Высокий уровень развития современной рыночной экономики, усложненный активным регулятивным вмешательством государства во все ее процессы, обусловил широкую гамму сложных требований к деньгам, которым не могли отвечать никакие формы полноценных денег. Основными требованиями рынка к современным деньгам и адекватными им свойствами денег является: стабильность стоимости денег, экономичность денежного оборота, продолжительность использования денежных знаков, однородность денег, делимость, портативность. Обеспечить все эти свойства неполноценным деньгам - одно из самых сложных экономических заданий современных государств. Но в этом и состоят перспективы развития денежного оборота в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. «Конституция Российской  Федерации» (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ,  от 30.12.2008 №7-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм.  от 21.11.2011) «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»

3. О.И. Лаврушин «Деньги, кредит, банки» // М. 2010

4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013-2014. Центральный банк Российской Федерации.

5. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Банки. Конспект лекций: учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2008.

6. Грибов А.Ю. Деньги и ценные бумаги: сущность и правовой режим. – М.: РИОР, 2006.

7. Деньги. Кредиты. Банки: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1999.

8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. Изд-во 3. // Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

 

 


Информация о работе Денежное обращение