Денежное обращение в Беларуссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:47, реферат

Краткое описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это ограниченные территории, в которых созданы льготные условия, способствующие решению экномических, особенно внешнеторговых, социальных и нацно-технических задач. Республика Беларусь использует территориальный подход созания СЭЗ, в котором СЭЗ рассматривают как определенный район, на котором распространяется соответствующи льготный порядок. В современной мировой практике принято выделять такие виды СЭЗ, как зоны свободной торговли, экспортные промышленные, технологические, финансовые и комплексные.

Вложенные файлы: 1 файл

Свободные экономические зоны в Республике Беларусь.docx

— 31.80 Кб (Скачать файл)

   Федеральное агентство по образованию

   Государственное образовательное учреждение

   высшего профессионального образования 

   Кубанский государственный  университет 
 
 
 
 

   Реферат на тему:

   «Денежное обращение в Беларуссии» 
 
 
 
 
 

   Работу  выполнила студентка

   Шаханович Екатерина Валерьевна

   Группа  310 экономический факультет

   специальность маркетинг 
 
 
 
 
 

   Краснодар 2010

   Свободные экономические зоны в Республике Беларусь

   Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это  ограниченные территории, в которых  созданы льготные условия, способствующие решению экномических, особенно внешнеторговых, социальных и нацно-технических  задач. Республика Беларусь использует территориальный подход созания  СЭЗ, в котором СЭЗ рассматривают  как определенный район, на котором  распространяется соответствующи  льготный порядок.  В современной мировой практике принято выделять такие виды СЭЗ, как зоны свободной торговли, экспортные промышленные, технологические, финансовые и комплексные. 

   Зоны  свободной торговли – это территории, на которых осуществляются операции складирования и подработки ввезенных  товаров к требованиям рынка  сбыта. Эти зоны рассматриваются  как находящиеся вне таиоженной зоны территории государства, действующие  на условиях смягчения или отмены таможенных пошлин и экспортно –  импортного контроля товаров, поступающих  в зоны.

   Экспортные  промышленные зоны ориентированы на выпуск экспортной продукции, на привлечение  зарубежных инвестиций в соответствующие  отрасли. Для зон данного типа характерен широкий спектр преимуществ: льготный торговый и таможенный режим, налоговые льготы, кредитно-финансовые льготы и т. д. По характеру своей  деятельности эти зоны подразделяются на экспортные производственные, импортные  производственные и зоны реэкспортной переработки.

   Экспортные  производственные зоны создаются на базе полуфабрикатов и узлов, обеспечивающих выпуск товаров, предназначенных на экспорт. Среди них выделяют зоны совместного предпринимательства, а также зоны свободного предпринимательства.

   Технологические зоны – это региональные системы  совместного предпринимательства, основанного на сочетании капиталовложений в фундаментальные и прикладные исследования с целью создания новых  технолгий и образцов промышленной продукции.

   Финансовые  зоны с льготным режимом валютных, банковских, страховых и налоговых  операций. В зависимости от вида льгот финансовые зоны делятся на налоговые, банковские и страховые.

   Комплексные зоны включают элементы всех вышеперечисленных  зон и призваны решать целый блок социально – экономических, финансовых и иных задач.

   Специальный правовой режим в СЭЗ Белоруссии устанавливается для создания благоприятных  условий инвестиций и развития отдельных  регионов республики. Важным аспектом функционирования СЭЗ выступает  система льгот, предоставляемых  инвесторам. Иностранные инвесторы  – резиденты и нерезиденты  СЭЗ пользуютс в Белорусии  равными льготами. В случае если предприятие с иностранными инвестициями резидента СЭЗ будет ликвидированно в срок не менее, чем три года после  истечения льготного налогового режима, оно обызано будет уплатить 15 % - ный налог на прибыль за период освобождения от налогов.

   На  современном этапе в стране действут шесть свободных экономических  зон, которые относятся к разряду  комплексных : «Брест», «Минск», «Витебск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест» и «Могилев». Отметим, что белорусские СЭЗ  не приносят государству ожидаемого эффекта. Главные причины – нестабильность национального законодательства, а  также возможность введения протекционистских  мер в отношении продукции  резидентов белорусских СЭЗ, поступающей  на российский рынок.

   СЭЗ «Брест»  была создана в декабре 1996 г. благодаря  усилиям белорусских властей  в сотрудничестве с немецкими  специалистами. Повышенный интерес  к зоне проявляют преимущественно  представители малого и среднего бизнеса. При этом преобладают проекты  в таких отраслях, как торговля, производство строительных материалов, лекарственных средств, деревообработка. Наибольший интерес к зоне проявляют  Германия, Росиия, Англия, США, Польша, Чехия, а также Украина, Франция, Италия, Литва, Австрия, Израиль, Кипр, Норвегия, Испания. Главным партнером  СЭЗ является Росиия. В структуре  экспорта в Россию основное место  занимают мебель и комплектующие  к ней, пластмассы и изделия из них, лаки краски, ковры и другие текстилные напольные покрытия.

   СЭЗ «Минск»  создана в 1998 г. на срок 30 лет с  целью привлечения иностранных  инвестиций, развития экспортных и  импорториенированных производств, привлечение  новых и высоких технологий, создания новых рабочих мест. Основные отрасли  специализации промышленного производства – пищевая, машинстроение, строительство, мебель и деревообработка, упаковка, полиграфия. Структура иностранных  инвестиций СЭЗ «Минск» - США, Великобритания, Италия, Германия, Польша, Россия, Латвия, Литва.

   СЭЗ «Гомель  – Ратон» была создана, как и СЭЗ  «Минск» в 1998 году сроком на 50 лет  для привлечений инвестиций в  инновационную сферу, в наукоемкие и высокотехнологические отрасли. Эта зона имеет выгодное географическое положение; не требует крупных бюджетных  ассигнирований на создание производственной инфраструктуры; органически вписывается  в экономику региона; обладает высокими наукоемкими технологиями. Концепция  создания этой СЭЗ предусматривает  интернацианализацию работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и дальнейшее социально – экономическое  развитие области. На территории СЭЗ  расположен ряд промышленных, научных, сельскохозяйственных, транспортных и  других предприятий, занимающихся организацией сервиса и другими видами деятельности. Основные виды деятельности СЭЗ – выпуск продукции общепромышленного назначения, потребительских товаров, швейных машин, мебели, торгового оборудования, радиотелефонных средств, эмалированных проводов, программной продукции.

   СЭЗ «Витебск»  создана на 30 лет в конце 1998 года. Базовым принципом ее создания также  является стимулирование производства экспортной продукции. Этому способствует геополитическое положение и  ресурсный потенциал Витебска и  области.

   В мае 2001 года могилевский облисполком  принял концепцию и проектные  документы, определяющие порядок создания, функционирования и перспективы  развития СЭЗ «Могилев». Главные  направления деятельности СЭЗ –  повышение деловой активности, конкурентоспособности  и экспортного потенциала областной  экономики, стимулирование экспорториентированных и импортзаменяющих производств; обеспечение  благоприятного инновационного климата  и условий для создания и внедрения  отечественных и зарубежных разработок, новых и высоких технологий, передового зарубежного опыта; внедрене в производство установок с числовым программным  управлением для лазерной резки  тонколистных материалов; автоматиризированных систем локального обеспечения температурных  условий на основе инфраструктурных излучений; освоение новых модификаций  сферических зеркал наружного обзора для грузовых автомобилей.

   СЭЗ «Грондоинвест» была образована в апреле 2002 года с  целью привлечения национальных и иностранных инвестиций для  созания и развития ориентированныхх на экспорт высокотехнологичных  производств; увеличение объема производства высоколиквидной и конкурентоспособной  продукции на экспорт; создания и  развития новых импортзамещающих производств. Для своих инвесторов СЭЗ предоставляет  ряд льгот.

   Итак, свободные экономические зоны, используемые во всем мире для экономического оздоровления определенной территории, оказывают  положительное воздействие на развитие национальное экономики, являясь плацдрмом  для привлечения иностранных  инвестиций. Белоруссия имеет небогатый  опят создания и обеспечения функционирования СЭЗ. Недостаточно благоприятный инвестиционный климат в стране ухудшает общее положение, значимость и полезность СЭЗ для  националной экономики.

   Отметим, что главная проблма функционирования свободных экномических зон в  Белоруссии заключается именно в  недостатке декларируемой свободы. Возможные льготы привлекают инвесторов, однако не внушают уверенности в  прибыльности долгосрочных капиталовложений, не обеспечивают маневренности в  принятии решений.  
 
 
 
 
 
 
 
 

   Роль  сберегательного  банка в развитии розничного банковского  бизнеса: опыт России и практика Белоруссии

   В условиях финансовой стабилизации и роста  благосостояния населения Белоруссии и Росии возникает острая необходимость  в совершенствовании действующей  практики банковского обслуживания населения и модификации розничных  услуг, а также в разработке и  внедрении приемлимых для различных  групп градан моделей ипотечного жилищного кредитования, адаптированных к переходной экономике. Это позволит удовлетворить спрос на банковские услуги большей части населения, будет способствовать росту активности банков на розничном рынке, приведет к снижению рисков размещения кредитных  ресурсов.

   АСБ «Белорусбанк»  является безусловным лидером на национальном рынке розничных банковских услуг.

   Наблюдались некоторые тенденции в деятельности АСБ «Белорусбанк». В 2002 – 2003 году объем  вкладов населения в белорусских  рублях увеличился в 3, 7 раза, в то время  как средства на счетах юридических  лиц – в 1, 9 раза. Темпы роста  кредитования населения в указанный  период составляли 193 %, при этом темпы  роста кредитов юридическим лицам  – 123 %. Общее количество эмитированных  банком карт в данном периоде увеличилось  в 8, 4 раза.

   Темп  роста кредитов населению АСБ  «Белорусбанк» в 2005 – 2006 году практически  в 2 раза превышает аналогичный показатель Сбербанка Росии.

   Усиление  доверия населения к деятельности АСБ «Белорусбанк» подтверждается возрастанием объема вкладов граждан  только за 2005 год более чем в 1, 5 раза, а также кардинальным изменением структуры депозитного портфеля в сторону увеличения долгосрочных ресурсов. В частности, удельный вес  депозитов населения со сроком хранения более одного года увеличился в 2003 – 2005 году более чем в 5, 4 раза и достиг уровня 58, 1 % .

   Укрепление  белорусского рубля в 2003 – 2005 году способствовало увеличению рублевых депозитов населения, привлеченных в АСБ «Белорусбанк». Причем, если в 2003 году соотношение  рублевых и валютных вкладов населения  практически было равным, то в 2004 году объем вкладов в национальной валюте превысил объем валютных более  чем на 30 % , а в 2005 году – почти  на 50 %.

   Несмотря  на достаточно широкий спектр депозитных услуг, в Беларуси банки предлагают от 10 до 80 видов вкладов населения, долгосрочные их виды не получмлм должного развития. В этой связи АСБ «Белорусбанк»  первым в стране в 2006 году внедряет локальную систему жилищных строительных сбережений, что позволит привлечь от населения долгосрочные ресурсы  для последующего направления их на кредитование жилищного строительства.

   Кроме того, с 2005 года АСБ «Белорусбанк»  предлагает гражданам новый вид  сбережений – облигации на предъявителя. Свидетельством положительной оценки населением данного финансового  инструмента явилась досрочная  и полная реализация выпущенных облигаций  на сумму 20 млн долл США.

   Доминирующее  положение АСБ «Белорусбанк»  в банковской системе подтверждается его участием в государственной  жилищной программе. За период 1997 – 2005 года за счет льготных кредитов банка  улучшили жилищные условия 140 тысяч  семей.

   Несмотря  на позитивную динамику роста объемов  жилищного крелитования АСБ «Белорусбанк», в Беларуси продолжают развиваться  традиционные виды финансирования в  жилищной сфере.

   Потребность населения в развитии ипотечного жилищного кредитования в Республике Беларусь определяется уровнем платежеспособности граждан. Возможная степень участия  белорусских граждан в приобретении жилья за счет собственных средств  можно показать исходя из соотношения  среднемесячной заработной платы граждан  и рыночной стоимости 1 кв м жилья.

Информация о работе Денежное обращение в Беларуссии