Денежное обращение в Беларуссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:47, реферат

Краткое описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это ограниченные территории, в которых созданы льготные условия, способствующие решению экномических, особенно внешнеторговых, социальных и нацно-технических задач. Республика Беларусь использует территориальный подход созания СЭЗ, в котором СЭЗ рассматривают как определенный район, на котором распространяется соответствующи льготный порядок. В современной мировой практике принято выделять такие виды СЭЗ, как зоны свободной торговли, экспортные промышленные, технологические, финансовые и комплексные.

Вложенные файлы: 1 файл

Свободные экономические зоны в Республике Беларусь.docx

— 31.80 Кб (Скачать файл)

   Рост  удельного веса граждан, получивших кредитную поддержку АСБ «Белорусбанк», в общей численности экономически активного населения в последние  годы недостаточно высок, что свидетельствует  о потенциале роста спроса населения  на розничные банковские услуги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Бюджет  Республики Беларусь на 2008 год: задачи и  проблемы их реализации

   В части  социально – экономического развития Республики Беларусь на 2008 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 12. 12. 2007 № 656, для абсолютного большинства  его показателей характерны достаточно высокие темпы роста, которые  были несколько выше темпов роста 2007 года по отношению к предыдущему  году.

   Рассматривая  важнейшие параметры прогноза социально  – экономического развития Республики Беларусь на 2008 год здесь необходимо также отметить, что не следует  особо драматизировать факт невыполнения ряда прогнозных показателей по итогам прошлого года.общеизвестно, что каждый процент роста последующего года гораздо «тяжелее» предыдущего  года. Кроме того, запланированный  рост является не только следствием наших  усилий и желаний , но и возможностей, которые в свою очередь, кроме  всего прочего, в значительной мере должны базироваться на качественно  новых составляющих этого роста.

   Что касается бюджетно – налоговой политики, то в целях снижения налоговой  нагрузки в 2008 году предусматривается  отмена налога с пользователей автомобильных  дорог и отчислений в государственный  целевой бюджетный фонд развития строительной науки, а также –  местных сборов спользователей по трем объектам обложения.

   В целом  же, изменение налогового законодательства, по рассчетам Министерства финансов, приведет к уменьшению доходов бюджета  Республики Беларусь в 2008 году приблизительно на 980 млрд руб, или на 0,9 % к ВВП.

   Согласно  основным направлениям денежно –  кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, как  и предыдущие годы, прогнозируется сохранение стратегической направленности на защиту и обеспечение  устойчивости белорусского рубля, его  покупательной способности и  курса по отношению к иностранным  валютам.

   Приоритетным  направлением, как и в предыдущие годы, будет оставаться кредитование банками экспортно ориентированных  организаций, агропромышленного комплекса  в части реализации важнейших  мероприятий Государственной программы  возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы, жилищного строительства.

   В Законе «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского и местных бюджетов, приоритеты в  финансировании расходов, отношение  к дефициту бюджета и др.

   Наиболее  значительные темпы роста доходов  республиканского бюджета в 2008 году по сравнению с 2007 годом предусматривается  за счет роста взносов на государственное  социальное страхование – 110, 6 %.

   Основное  влияние на увеличение налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в республиканском  бюджете на текущий год оказало  изменение с 2007 года условий торгово  – экономического сотрудничества с  Российской Федерацией в части экспорта нефти и нефтепродуктов, повлекшее  резкий рост ставок экспортных таможенных пошлин. Вследствие этого в 2008 году основную част доходов от внешнеэкономической  деятельности составят поступления  от вывозных таможенных пошлин – 69 % и  ввозных таможенных сборов – 31 %.

   Увеличение  поступлений налога на добавленную  стоимость обусловлено главным  образом ростом основных макроэкономических параметров прогноза социально –  экономического развития республики Беларусь на 2008 год.

   Что касается структуры доходной части республиканского бюджета, то по сравнению с предыдущими  годами она не претерпела значительных изменений.  Основную долю в структуре  доходной части республиканского бюджета  на 2008 год составляют налоговые доходы, в том числе налоги на товары.

   Расходы республиканского бюджета предназначены  для реализации законодательно закрепленных за ними задач, главнейшей из которых  является обеспечение финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное  значение.

   Наиболее  высокие темпы роста расходов на 2008 год поо сравнени с 2007 годом  в разрезе разделов бюджетной  функциональной классификации расходов запланированы на финансирование физической культуры, спорта, культуры и СМИ, жилищно  – коммунальных услуг и жилищного  строительства, а также национальной экономики, в том числе промышленности, энергетики, строительства и архитектуры, сельского хозяйства, рыбохозяйственной  деятельности.

   Определенное  влияние на параметры бюджета  в 2008 году оказал рост цен на импортируемые  в страну топливно – энергетические ресурсы. С учетом этого фактора  в бюджете Республики Беларусь на текущий год были дополнительно  предусмотрены расходы на предоставление субсидий нефтеперерабатывающим предприятиям для возмещения стоимости импортируемого углеводородного сырья, а также  на жилищно – коммунальное хозяйство  и оплату бюджетными организациями  коммунальных услуг.

   В 2008 году на финансирование отраслей национальной экономики страны из средств республиканского бюджета запланированно выделение 11 трлн рублей.

   Основное  место в структуре расходов на национальную экономику республиканского бюджета в последние два года занимают ассигнования на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру. На сельское хозяйство и рыбохозяйственную  деятельность в текущем году из средств  республиканского бюджета предусматривается  выделение 2 925 млрд рублей.

   Финансирование  дефицита республиканского бюджета  на текущий год запланировано  как за счет внутренних, так и  внешних источников. В этом году, как и в предыдущие годы, для  финансирования дефицита бюджета привлечение  кредитов Национального банка Республики Беларусь не предусматривается.

   Согласно  Закону о бджете Республики Беларусь  размер прироста внутреннего государственного долга Республики Беларусь в 2008 году не может превышать 3 % от ВВП, а предельный размер гарантий, предоставляемых правительством по кредитам, выданным банками страны юридическим лицам, составляет 500 млрд рублей.

   Министерство  финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и  города Минска ежегодно составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь, который впоследствии рассматривается  и одобряется правительством и президентом  страны и вносится в парламент  в качестве приложения к проекту  закона о бюджете республики Беларусь наочередной финансовый год7

   Таким образом, принятие республиканского, равно  как и местных, бюджетов на 2008 год  является важным моментом в жизни  нашей страны, одним из условий  ее успешного социально – экономического развития в текущем году.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Анализ  бюджетно – финансовой политики Республики Беларусь

   Согласно  действующему законодательству Совет  Министров Республики Беларусь ежегодно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Парламент  отчет об исполнении республиканского бюджета. Отчет представляется на рассмотрение Национального собрания не позднее  пяти месяцев со дня окончания  отчетного финансового года по структуре  принятого на соответствующий год  бюджета.

   Отчеты  об исполнении республиканского и местных  бюджетов, так же как и принятие закона о бюджете Республики Беларусь и местных бюджетов на очередной  год, публикуются в печати. Кроме  того, результаты исполнения бюджетов, параметры принимаемых бюджетов широко обсуждаются в средствах  массовой информации, чем обеспечивается реализация одного из принципов бюджетного устройства – гласности.

   Исполнение  бюджета является заключительным этапом бюджетного процесса. Именно здесь  выявляются все просчеты в планировании доходной и расходной частей бюджета, осуществляется оценка качества прогнозирования  макроэкономических показателей в  части их реальности и обоснованности. Организуя исполнение республиканского бюджета, Совет Министров и в  первую очередь Министерство финансов обеспечивают реализацию стратегических показателей бюджетно – финансовой политики, используя бюджетные методы государственного регулирования экономических  и социальных процессов.

   Вместе  с тем анализ исполнения республиканского бюджета позволяет отметить на протяжении ряда лет практику корректировки  его доходов и расходов, дефицита бюджета. При этом уточнение показателей  в течение бюджетного года могло  проводиться неоднократно. Заметим, что хотя процесс уточнение показателей  бюджета осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в то же время это указывает  на отдельные просчеты его разработчиков  и парламентариев, а также на недостаточную  обоснованность и аргументированность  их доводов в диалоге с различного рода оппонентами.

   Результативность  исполнения бюджета и эффективность  функционирования экономики страны взаимообусловлены и взаимоувязаны, т. е. Успехи или просчеты в одном  из них непосредственным образом  сказываются на результатах другого. Так, рост объемов производства и  реализации продукции, увеличение объема прибыли и уменьшение убытков  в отраслях народного хозяйства  и др. Способствовали увеличению налогооблагаемой базы и соответственно росту доходной и расходной части бюджета.

   Программа социально – экономического развития Республики Беларусь  на 2006 – 2010 годы, в том числе на поддержание  макроэкономической стабильности, достижение высоких темпов экономического роста, повышение уровня жизни и социальной защиты населения.

   Прирост поступлений налога на добавленную  стоимость обеспечен в результате роста валового внутреннего продукта. Уплата налога на доходы в прошлом  году осуществлялась с учетом принятых изменений налогового законодательства.  

   В отчетном 2007 году была сохранена социальная направленность бюджета. В первую очередь  финансировались защищенные расходы, обеспечивалась своевременна выплата  заработной платы работникам бюджетной  сферы, пенсий, пособий, денежных компенсаций, других трансфертов населению, а  также осуществлялась поддержка  отраслей народнохозяйственного комплекса.

   Все расходы, заявленные распорядителями средств  в органы государственного казначейства в 2007 году, были профинансированы в  полном объеме в пределах плановых назначений и поступивших объемов  целевых бюджетных фондов. Наибольшую долю в расходах на финансирование «Правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности»  в 2007 году занимали расходы подразделов  «Органы внутренних дел», «Органы  и подразделения по чрезвычайным ситуациям»,  «Пограничные войска», « Органы и учреждения уголовно –  исправительной системы.

   На  финансирование топливно – энергетического  комплекса в прошлом году было направлено 1 095 млрд рублей.  Наибольший удельный вес в средствах данного  подраздела занимали прочие расходы  на промышленность, энергетику, строительство  и архитектуру, которые составляли 2 461 млрд рублей. Основная часть этих ассигнирований была использована согласно соответствующим актам главы  государства в целях оптимизации  условий поставок углеводородного  сырья в Республику Беларусь.

   Поступление средств внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета в 2007 году составило 3,  1 трлн рублей.

   В заключении следует также отметить, что для  исполнения республиканского бюджета  за 2007 год был характерен существенный рост его доходной и расходной  частей по отношению к 2006 году. При  этом темпы роста доходов и  расходов бюджета были значительно  выше уровня инфляции, что вызывает осторожный оптимизм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Платежный баланс Белоруссии

   Белоруссия  относится к числу стран, где  финансовые потоки , связанные с  обслуживанием внешней торговли, главенствуют в платежном обороте  страны, тогда как остальные операции занимают второстепенные позиции.

   По  ряду причин, торговый баланс Белоруссии хронически пассивен. Напротив, по операциям  неторгового характера, как правило, складывается активное сальдо, которое  в значительной степени компенсирует , а иногда даже перекрывает дефицит  по внешней торговле.

   Общий платежный баланс объединяет в себе две противоположные по резултатм  расчетов региональные структуры: хронически пассивный платежный баланс с  Россией, которому противостоит активный платежный баланс с остальным  миром, где главенствующее место  занимают так называемые страны «вне СНГ».

   Исключительно важным является то обстоятельство, что  значительная часть внешнеэкономического обмена с Россией обслуживается  российской валютой. Белоруссия – пока единственная страна, которая стала  широко использовать российский рубль  в качестве средства международных  расчетов и резервов.

Информация о работе Денежное обращение в Беларуссии