Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 22:36, реферат

Краткое описание

Денежно-кредитная политика – одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы.

Содержание

Введение. 2
1.Центральные банки их сущност, денежно-кредитная политика. 2
2. Функции центрального банка 2
3. Денежно-кредитная политика. 3
1. Цели, задачи и функции Национального банка Кыргызской Республики. 4
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики. 6
Заключение. 7

Вложенные файлы: 1 файл

срс денежно кредитная политика кр.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

Введение. 2

1.Центральные банки  их сущност, денежно-кредитная  политика. 2

2. Функции центрального  банка 2

3.  Денежно-кредитная  политика. 3

1. Цели, задачи и  функции Национального банка  Кыргызской Республики. 4

2. Основные инструменты  денежно-кредитной политики Национального  Банка Кыргызской Республики. 6

Заключение. 7

 

 

Введение.

 

 Денежно-кредитная политика  – одно из четырех направлений  единой финансовой политики государства,  обеспечивающих устойчивость экономики  и достижение экономического  роста. Именно она контролирует  инфляцию и рост денежной массы. 

1.Центральные банки их сущност, денежно-кредитная политика.

Первые ЦБ возникли 300 лет  назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия. Следовательно, нужно начать с определения банка.

Банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности  и срочности. Основное назначение банка  – посредничество в перемещении  денежных средств от кредиторов к  заемщикам и от продавцов к  покупателям.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих  в рамках общего денежно-кредитного механизма. Она включает Центральный  банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный  банк проводит государственную эмиссионную  и валютную политику, является ядром  резервной системы. Коммерческие банки  осуществляют все виды банковских операций.

2. Функции центрального  банка

 На этапе формирования  центральных банков в различных  странах их основной функцией  было кредитование. По мере международного  разделения труда и развития  внешнеэкономических связей сфера  их кредитной деятельности постоянно  расширялась. В связи с этим  наряду с укреплением положения  центрального банка в национальных  финансовых системах возросла  их роль и активность в международном  кредитовании.

 Однако в процессе  дальнейшего развития экономической  деятельности функции центрального  банка значительно диверсифицировались.  Главной их заботой стало проведение  денежно-кредитной политики. Сейчас  уже никто не отрицает важности  такой функции центрального банка,  как обеспечение надежной системы  платежей. Осуществляемая центральным  банком во многих промышленно  развитых странах роль распределителя  финансовых средств и контролера  банковской системы не менее  важна, чем денежная политика.

Основные функции банков, как отмечается в трудах классиков-финансистов, вытекают из трех главных функций  денег: средство платежа, мера стоимости  и средство накопления (еще выделяют две – средство обращения и  мировые деньги). Воответствии с этим рассматривается тройная функция центрального банка: 1)  осуществление денежной политики;

2)  организация системы  платежей;

3)  контроль банковской  деятельности.

Денежная политика призвана способствовать стабилизации реальной стоимости денежной единицы измерения. Контроль банковской деятельности должен обеспечивать защиту вкладов, являющихся средствами денежного обращения  и средствами накопления. Система  платежей призвана сделать деньги эффективным  и безопасным средством расчетов. Все эти кажущиеся различными функции в реальных условиях тесно взаимосвязаны. Поэтому, чтобы избежать внезапных финансовых потрясений, необходимо учитывать в банковской деятельности все особенности очень строгих и, вместе с тем, достаточно гибких законов денежного обращения.

Основной функцией любого центрального банка является осуществление  контроля за движением денежной массы и кредита, но это общее положение, безусловно, нуждается в конкретизации. Давайте с вами посмотрим какие функции декларирует и стремится выполнять ФРС США:

«формулирует и проводит денежно-кредитную политику, стремясь сбалансировать рост денежной массы  с потребностями экономики. Конечными  целями служит неинфляционный экономический рост, высокий уровень занятости, оптимизация платежного баланса;

осуществляет регулирование  и надзор за финансовыми операциями для поддержания устойчивости и  одновременно динамичности кредитной  системы. ФРС также осуществляет контроль за выполнением многих финансовых законов, будь то деятельность холдингов или предоставление потребительского кредита. ФРС имеет монопольное право эмиссии банкнот, и денежное обращение в США состоит только из ее банкнот;

играет роль «банка банков», поскольку все сберегательные институты  обязаны держать на счетах в окружных федеральных банках резервы от определенной доли их депозитов; кроме того, ФРС  снабжает наличными деньгами и обслуживает  чековое обращение в стране;

как «кредитор последней  инстанции», обеспечивает важную функцию  защиты от финансовой паники, которая  может быть вызвана крахом крупного банка или корпорации;

 выступает в качестве  финансового агента американского  правительства, выпускает и погашает  государственные ценные бумаги, управляет правительственными счетами  и финансовыми активами различных  федеральных ведомств;

может также воздействовать на объем биржевого кредита, изменяя  правила для гарантийных взносов  инвесторов, берущих сумму на покупку  акций (маржу);

ведет дела с центральными банками других стран и вообще осуществляет международные операции от имени американского правительства.            

    3.  Денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как  правило, является ЦБ, направлена главным  образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий  объем ликвидности банковской системы  и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы  и инфляции.

Чаще всего денежно-кредитная  политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства. Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство  ограничено в своих действиях  и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Различают «узкую» и «широкую»  денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.

 Основные инструменты  денежно-кредитной политики:

Официальная учетная ставка – относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать  векселя или предоставлять кредиты  другим банкам в качестве кредитора  последней инстанции.

Обязательные резервы  – часть ресурсов банков, внесенных  по требованию властей на беспроцентный  счет в ЦБ.

 Операции на открытом  рынке.

Валютные интервенции  – вмешательство центрального банка  на валютном рынке, то есть, купля-продажа  валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение  денежной единицы.

Моральное воздействие –  рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной  политике многих развитых стран.

Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов.

Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.

Допуск к рынкам – регулирование  открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

Специальные депозиты –  часть прироста депозитов или  кредитов коммерческих банков, изъятая  на беспроцентные счета в ЦБ.

Количественные ограничения  – потолки ставок, прямое ограничение  кредитования, периодическое «замораживание»  процентных ставок. Управление государственным  долгом – эмиссия государственных  облигаций нейтрализует ликвидность  банков и связывает их средства.

Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Регулирование фондовых и  фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

1. Цели, задачи и функции  Национального банка Кыргызской Республики.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики"О Национальном банке Кыргызской Республики" от 29 июля 1997 года.

Целью деятельности Банка  Кыргызстана являются достижение и  поддержание стабильности цен посредством  проведения соответствующей денежно-кредитной  политики. Основной задачей, способствующей достижению цели (или подчиненной  основной цели) деятельности Банка  Кыргызстана, являются поддержание  покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики (статья 3 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики"). Для выполнения поставленных задач Национальный банк Кыргызской Республики самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность независимо от органов государственной власти и управления.

Национальный банк Кыргызской Республики выполняет следующие основные функции:

  • определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике;
  • разрабатывает и осуществляет единую валютную политику;
  • обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков;
  • является кредитором последней инстанции для банков в соответствии с настоящим Законом;
  • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • выдает лицензию на ведение банковских операций, деятельность ломбардов, привлечение юридическими лицами денежных средств от населения на условиях срочности, возвратности и платности в соответствии с законодательством республики и ведет реестр выданных лицензий; осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана;
  • способствует эффективному функционированию платежной системы и осуществлению межбанковских платежей;
  • осуществляет валютное регулирование, включая издание нормативов, регулирующих операции с иностранной валютой, а также операций по купле, продаже и обмену иностранной валюты в соответствии с законодательством республики;
  • владеет и управляет официальными валютными резервами в соответствии с настоящим Законом;
  • составляет совместно с Национальным статистическим комитетом платежный баланс Кыргызской Республики;
  • представляет интересы и выступает от имени Кыргызской Республики на международных совещаниях, конференциях и организациях, касающихся денежно-кредитной и банковской политики;
  • осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 2. Основные инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка Кыргызской Республики.

1. Операции на открытом  рынке         

инструмент, используемый для  регулирования ("стерилизации"/ пополнения) уровня ликвидности в банковской системе. 1.1. Аукционы по продаже нот  НБКР    Ноты - это государственные  краткосрочные ценные бумаги, выпускаются  в обращение НБКР на срок 7, 14, 28 дней на еженедельных аукционах. Доходность определяется в зависимости от спроса и предложения со стороны коммерческих банков. Доходность 28-дневных нот  НБКР на 1 января 2006 года составила 4,1 процента, что на 1,2 п.п. ниже уровня ставки на начало декабря 2005 года. Общий объем  нот НБКР в обращении составил на конец декабря 2005 года 16,0 млн. сомов.

1.2. Покупка/продажа государственных  ценных бумаг на условиях РЕПО (т.е. с обязательством их обратной  продажи/покупки в определенную  дату в будущем и по заранее  оговоренной цене) на вторичном  рынке    

Операции проводятся как  по инициативе НБКР, так и комбанков  на регулярной основе. Доходность операций определяется исходя из уровня текущих  ставок на финансовом рынке. Средний  срок операций РЕПО - 6 месяцев.

1.3. Прямая покупка/продажа  ГЦБ на вторичном рынке          

Данные операции позволяют  предоставлять или изымать ликвидность  на более длительный период, соответствующий  дате погашения торгуемой ГЦБ. Операции проводятся как по инициативе НБКР, так и коммерческих банков. 2. Учетная  ставка      - инструмент, используемый как основной ориентир при определении  стоимости денежных ресурсов в экономике. Размер учетной ставки привязан к  текущей доходности нот НБКР сроком обращения 28 дней устанавливаемой на еженедельных аукционах по размещению нот НБКР.

3. Обязательные резервные  требования (ОРТ)       

- инструмент, используемый  в качестве регулятора объема  денежных агрегатов, банковского  кредита и спроса на ликвидность,  а также как средство снижения  риска неплатежеспособности банковской  системы. В качестве резервных  активов используются средства  коммерческого банка на корреспондентском  счете в НБКР. Объем ОРТ рассчитывается  еженедельно и определяется в  процентах от среднедневного  объема депозитов за предыдущую  неделю. В настоящее время норма  ОРТ составляет 10% , а в состав  депозитной базы включаются все  депозиты, за исключением депозитов  в иностранной валюте со сроком  до погашения более 1 года. Базовый  (расчетный) период выполнения  ОРТ составляет 2 недели. За выполнение  ОРТ НБКР выплачивает компенсацию,  за несоблюдение взимает плату.

Информация о работе Денежно-кредитная политика