Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:08, курсовая работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития
народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование
четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Для описания целей и методов денежно-кредитной политики мне кажется, что необходимо описать собственно объекты и субъекты денежно-кредитной политики.
Как сказал классик, деньги есть кровь экономики. Деньги служат переносчиком, носителем экономических отношений, а денежные потоки - своеобразными каналами этих отношений.
Отцом кредитно-денежной политики признан Милтон Фридман, лоуреат
средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики
сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы,
государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод
количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше,
а в некоторых странах вообще отменён.
Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы
(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на
необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала
коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального
размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.
Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.
Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые
оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать
на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства,
правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в
работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов
центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного
воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны
центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить
систематического характера, а применяться в порядке исключительно
вынужденных мер.
7. Мировой опыт ведения денежно-кредитной политики
Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-
кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем
денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка,
эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции. В
условиях перехода нашей страны к рыночной экономике определенный
интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем
финансово-экономической стабилизации, в частности, на примере наиболее
развитых стран мира – Японии, США и Мексики, которая является одной из
самых развитых стран Латинской Америки.
7.1. Денежно-кредитная политика в Японии
Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно-денежного
регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы
быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного
регулирования.
Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые
возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система
сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста
промышленности в 50-е и 60-е годы.
Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской
системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая
степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как
кредиты Центрального Банка частному финансовому сектору на льготных
условия, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные
ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно
успешно реализовывать государственные приоритеты. Вместе с тем, в основе
механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги
со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров
кредитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем
постепенное возрастание роли самофинансирования и соответственно меньшая
зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге
подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального
Банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка.
В последние десять лет основной особенностью современного японского
рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое
регулирование процентных ставок. При этом либерализация процентных ставок в
последнее десятилетие была определена не столько соображениями
эффективности, сколько необходимостью размещения на рынке громадного
количество облигаций госзаймов и нажимом извне, а ставки долгосрочного
кредита не являются вполне рыночными по нынешней день.
Что касается инструментариев денежно-кредитной политики
Центрального Банка, то такие классические средства, как манипулирование
учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке
ценных бумаг в Японии, в течение нескольких послевоенных десятилетий,
имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому
количественному рационированию кредита в условиях искусственно
заниженного уровня процента.
В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление
напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также
появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной
мере ликвидировали объективную экономическую основу административного
регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к
традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости
процентных ставок и учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С
1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем
приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе
открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных
ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках
краткосрочного капитала. Все это говорит о качественной смене модели
регулирования кредитно-финансовой сферы с упором на косвенные методы такого
регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в
роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.
Рассмотрим конкретные цели и механизм денежно-кредитной политики. В
основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки -
своего рода «искусственной селекции предприятий». Инициативу в проведении
реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно
использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны,
административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком
уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления,
перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны,
регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного
капитала позволяли Центральному Банку и правительству, в приказном по сути,
порядке, направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой
индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики - ни
Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить
решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и
имевшихся редких ресурсов стихийному рыночному процессу. "Именно
способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной
зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления и
использовать всю силу государственного принуждения для соблюдения
устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин
быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы.
Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля за денежной
массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль,
Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках
банковского кредитования, в первую очередь краткосрочно "Банк Японии
прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки
воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы
имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для
предотвращения выхода из спада. Понижение уровня процента или
либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть
стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого
уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем
экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика
занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита
имели своей главной целью перераспределение средств от населения и
мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять
эффективные инвестиции[4].
7.2. Денежно-кредитная политика в Мексике
В первой половине 80-х годов мексиканская экономика находилась в
кризисном состоянии, усугубленном острейшим кризисом внешней
задолженности, нарастающей инфляцией и массовым бегством частных
капиталов из страны. К тому же особенностью развития Мексики традиционно
были довольно сильные позиции государства в экономике, жесткая
регламентация режима деятельности иностранных банков, суровая
централизованность государственного регулирования деятельности
национальных банков. В этих условиях правительство начало проводить
экономическую реформу.
В результате антикризисных мероприятий правительства начался
поворот финансово-экономической политики в сторону модернизации и
либерализации экономики, развития рыночных механизмов, а также большой
"открытости" экономики и интегрированности ее в мировое хозяйство.
Остановимся на основных моментах стабилизационной политики Мексики.
Регулирование денежного обращения мексиканское правительство и
Информация о работе Денежно-кредитная политика:цели и средства