Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:08, курсовая работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития
народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование
четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Для описания целей и методов денежно-кредитной политики мне кажется, что необходимо описать собственно объекты и субъекты денежно-кредитной политики.
Как сказал классик, деньги есть кровь экономики. Деньги служат переносчиком, носителем экономических отношений, а денежные потоки - своеобразными каналами этих отношений.
Отцом кредитно-денежной политики признан Милтон Фридман, лоуреат
центральный банк страны - Банк Мексики - старались использовать как
инструмент реструктивной монетарной политики и придерживаться следующих
положений: денежная масса в обращении не должна была превышать более чем в
четыре раза стоимость официальных инвалютных резервов страны; лимиты
финансирования, предоставляемого Банком Мексики, определялись "потолком"
(максимальной суммой, который устанавливался конгрессом ежегодно при
рассмотрении федерального бюджета. Кредитные рестрикции обеспечивались
довольно жестким регулированием финансовых операций мексиканских
коммерческих банков, особенно в форме режима "обязательных вложений",
который применялся до недавнего времени. Помимо обычных резервных
требований, для мексиканских банков был увеличен размер обязательных
специальных депозитов в Банке Мексики, а также размер нормативов
селективного отраслевого кредита и так называемый коэффициент обязательной
ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг). Вплоть до 1989 года
регулированию подлежали ставки процентов по пассивным операциям
коммерческих банков.
Денежно-кредитное регулирование в Мексике традиционно было довольно
жестким и сложным. Кредитным учреждениям приписывалось обязательное
кредитование приоритетных (с точки зрения государственных экономических
программ) отраслей. Административному регулированию подлежали также
ставки банковского процента и кассовая наличность банков.
"Зарегулированность " банковской деятельности существенно ограничивала
финансовую базу для активных операций, сужала маневренность банков. Поэтому
в конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблению
государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены" банковские
ставки, также были отменены некоторые нормативы обязательного
страхования. Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма
регулирования, как "коэффициент обязательной ликвидности" в национальной
валюте в виде государственных ценных бумаг ("бон экономического развития").
В 1991 году ситуация в кредитной сфере заметно изменилась: началась
активная приватизация банков, потребовавшая больших сумм наличности, и
банковских кредитов. Спрос на кредит резко возрос. В таких условиях
коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным ограничителем
банковской маневренности. Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и
такой фактор, как бездефицитный государственный бюджет, не требующий
теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные
ценные бумаги. Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулирования
проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя-
"коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать
часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительственных ценных
бумаг. Данная политика была вызвана опасениями центральных банковских
властей, что обильный приток в Мексику иностранных капиталов, а также
частных мексиканских капиталов из-за рубежа, репатриация так называемых
"беглых" капиталов из зарубежных банков могут иметь некоторый инфляционный
эффект и влияние на денежную массу в обращении.
Либерализация государственного регулирования банковской системы не
означает полной его отмены и осуществляется теперь по следующим
направлениям:
. операции Банка Мексики как кредитора всех банков в последней
инстанции;
. поддержание нормативов минимума собственного капитала банков (теперь
они устанавливаются не в пропорции к пассивам, как ранее, а в
зависимости от степени рискованности банковских операций;
. хранение всеми банками депозитов до востребования, а также кассовой
наличности в Банке Мексики;
. интервенции Центрального Банка на денежном рынке;
. осуществление и регулирование селективного кредитования приоритетных
отраслей в основном через государственные банки развития,
предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;
. введения для банков нового норматива контроля - "коэффициента
инвалютной ликвидности";
. создание специальных резервов банков под сомнительные долги;
. разработка более строгих правил и условий для предоставления
кредита лицам и организациям, связанных с акционерами и руководством
банка;
. более четкое определение содержания должностного преступления в
банковской сфере и применение соответствующих санкций к банковским
служащим, совершающим такие преступления;
. разрешение на ассоциирование банковских и небанковских финансовых
учреждений.
Весь этот комплекс мер позволил к 1992 году добиться успеха в
деле стабилизации национальной валюты и внутренних цен, снизить темпы
инфляции до 9,7%, достичь темпа роста ВНП на 4%, увеличить финансирование
частного сектора на 20,2%[5].
7.3. Денежно-кредитная политика в США как инструмент борьбы с инфляцией.
Одной из самых серьезных трудностей, с которой столкнулась
экономика на современном этапе, явилась инфляция. Эта проблема особенно
стала остро в 70-х годах. Так, например, в США темпы инфляции в
десятилетие утроились с 4% до 13% в год. Причиной такой ситуации в
Соединенных Штатах явилась утрата доверия к тому, как управляется
американская экономика. Позиции доллара на зарубежных валютных
рынках ослабли, а на рынках кредитных ресурсов значительно
повысились нормы процента за их предоставление.
Усиление инфляционных процессов заставило экономистов
провести ряд исследований в данной области. В результате
проведенной работы ученые сделали вывод о необходимости
установления контроля над кредитно-денежными агрегатами. Другими словами,
специалисты заключили, что скорость обращения денег, выраженная
отношением номинального объема производства к величине спроса населения
на денежные средства, является показателем достаточно стабильным и
предсказуемым.
(3.3.1.) V=Y/M,
где: V - скорость обращения денежной массы;
Y - номинальный объем производства;
M - величина денежной массы в обращении.
Исходя формулы 3.3.1., было предложено бороться с инфляцией. Если
скорость обращения стабильна, тогда желаемого объема производства
можно достичь, задавая соответствующие значения величины денежной массы
в обращении. Нужно отметить, что на практике данный процесс более
сложен, поскольку выбор монетарной переменной влияет на уровень
процентных ставок, что, в свою очередь, оказывает воздействие "на
степень привлекательности хранения на счетах денежных средств", то
есть на скорость обращения денег. Величина номинального дохода может
быть выражена следующим образом:
(3.3.2.) Y=P*y,
где: Y - рост номинального дохода;
производства.
Было признано, что современные темпы роста реального объема
производства будут приближаться к потенциальным темпам роста объемов,
вовлеченных в экономическую деятельность ресурсов, а также их
производительности. Денежно-кредитная политика не сможет оказывать
серьезного влияния на долговременную тенденцию роста объемов
производства, или это влияние будет носить негативный характер,
поскольку дестабилизируется денежная система, и создаются препятствия на
пути капиталовложений в экономику. При таких условиях изменение темпов
роста величины номинального дохода будет означать аналогичные
изменения темпов инфляции. Следовательно, ликвидация инфляции и
восстановления контроля в области ценообразования требует замедления
роста денежной массы. Денежно-кредитная политика США основывается
на вышеизложенной концепции. На основании ее в 1978 году Конгресс США
принял законодательство, обязывающее Федеральную Резервную Систему (ФРС)
установить пределы роста денежной и кредитной массы. Также был принят
"Акт о полной занятости и сбалансированном росте". В нем указывались
цели денежно-кредитной политики: обеспечение высокого уровня занятости
и поддержания стабильности цен. Для достижения этого ФРС предписывалось
ежегодно объявлять величину денежной массы и кредитных ресурсов на
следующий год, что должно воздействовать на ожидаемое функционирование
экономики и темпы инфляции.
Признавая, что не всегда можно поддерживать желаемое
соотношение между ростом денежной массы и темпами экономического развития,
закон не обязывает ФРС точно соблюдать заявленные параметры денежной
массы. Однако, в случае, если расхождение имеет место, ФРС должна
объяснить их причины. Величины денежной массы и кредитной эмиссии
объявляются в феврале каждого года и корректируются в докладе,
представляемом в конгресс в июне. В этом докладе также называются
предварительные оценки указанных величин на следующий год.
Данная политика преследует три основные цели: во-первых,
ограничение роста цен. Во-вторых, извещение общественности о будущей
стратегии ФРС, чтобы юридические и физические лица могли соотносить
свое экономическое поведение с намерениями центрального банка. В-
третьих, усиление подотчетности и ответственности Центрального Банка
за принимаемые им решения и достижение намеченной цели.
Нужно отметить, что опыт американских экономистов в области
борьбы с инфляцией может быть полезен при проведении антиинфляционных
мер, тем более, что данное направление экономической реформы
признано приоритетным российским правительством[6].
Заключение
Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших
Информация о работе Денежно-кредитная политика:цели и средства