Денежно-кредитная политика:цели и средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития
народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование
четкого механизма денежно-кредитного регулирования.
Для описания целей и методов денежно-кредитной политики мне кажется, что необходимо описать собственно объекты и субъекты денежно-кредитной политики.
Как сказал классик, деньги есть кровь экономики. Деньги служат переносчиком, носителем экономических отношений, а денежные потоки - своеобразными каналами этих отношений.
Отцом кредитно-денежной политики признан Милтон Фридман, лоуреат

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная полииьика цели и средства.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

центральный  банк  страны  -  Банк  Мексики  -  старались  использовать  как

инструмент  реструктивной  монетарной политики  и  придерживаться  следующих

положений:  денежная масса в обращении не должна была превышать более чем  в

четыре  раза  стоимость  официальных  инвалютных  резервов  страны;  лимиты

финансирования, предоставляемого Банком   Мексики,  определялись  "потолком"

(максимальной  суммой,  который  устанавливался  конгрессом   ежегодно   при

рассмотрении  федерального  бюджета.  Кредитные  рестрикции   обеспечивались

довольно   жестким   регулированием   финансовых    операций    мексиканских

коммерческих  банков,  особенно  в  форме  режима  "обязательных  вложений",

который  применялся  до  недавнего  времени.    Помимо   обычных   резервных

требований,   для  мексиканских  банков  был  увеличен  размер  обязательных

специальных  депозитов  в  Банке  Мексики,   а   также   размер   нормативов

селективного отраслевого  кредита и так называемый коэффициент  обязательной

ликвидности (покупка федеральных  ценных   бумаг).  Вплоть   до   1989  года

регулированию   подлежали   ставки   процентов   по   пассивным    операциям

коммерческих банков.

 

 

       Денежно-кредитное регулирование в Мексике традиционно было  довольно

жестким  и  сложным.  Кредитным  учреждениям   приписывалось    обязательное

кредитование приоритетных  (с  точки  зрения  государственных  экономических

программ)  отраслей.   Административному   регулированию   подлежали   также

ставки    банковского    процента    и    кассовая    наличность     банков.

"Зарегулированность  "  банковской   деятельности  существенно  ограничивала

финансовую базу для активных операций, сужала маневренность банков.  Поэтому

в  конце  80-х   годов   начинается   постепенный   переход   к   ослаблению

государственной регламентации банковской сферы.  Были  "опущены"  банковские

ставки,   также    были    отменены   некоторые   нормативы    обязательного

страхования.   Однако  при  этом  в  1990   году   вводилась   такая   форма

регулирования, как "коэффициент  обязательной  ликвидности"  в  национальной

валюте в виде государственных ценных бумаг ("бон экономического развития").

 

 

       В 1991 году ситуация в кредитной сфере заметно изменилась:  началась

активная приватизация  банков,  потребовавшая  больших  сумм  наличности,  и

банковских кредитов. Спрос  на  кредит   резко   возрос.  В  таких  условиях

коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным  ограничителем

банковской маневренности.  Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал  и

такой фактор,   как  бездефицитный  государственный  бюджет,   не  требующий

теперь  принудительного  вложения  банковских  средств  в  правительственные

ценные бумаги. Отмена вышеуказанного инструмента  банковского  регулирования

проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя-

  "коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам  держать

часть своих пассивов в иностранной валюте в  виде  правительственных  ценных

бумаг.  Данная  политика  была  вызвана  опасениями  центральных  банковских

властей, что обильный  приток  в  Мексику  иностранных  капиталов,  а  также

частных мексиканских капиталов  из-за  рубежа,  репатриация  так  называемых

"беглых" капиталов из зарубежных  банков могут иметь некоторый  инфляционный

эффект и влияние на денежную массу в обращении.

 

 

       Либерализация государственного  регулирования  банковской системы не

означает  полной  его  отмены   и   осуществляется   теперь   по   следующим

направлениям:

 

    . операции Банка  Мексики  как   кредитора   всех   банков  в  последней

      инстанции;

    . поддержание нормативов минимума  собственного  капитала банков (теперь

      они устанавливаются  не  в  пропорции  к  пассивам,  как  ранее,  а  в

      зависимости от степени рискованности банковских операций;

    . хранение всеми банками депозитов  до  востребования,  а также кассовой

      наличности в Банке Мексики;

    . интервенции Центрального Банка на денежном рынке;

    . осуществление и регулирование селективного  кредитования  приоритетных

      отраслей   в   основном    через   государственные   банки   развития,

      предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;

    .  введения  для  банков  нового  норматива  контроля  -   "коэффициента

      инвалютной ликвидности";

    . создание специальных резервов банков  под  сомнительные долги;

    . разработка более строгих   правил   и   условий   для   предоставления

      кредита  лицам и организациям, связанных с акционерами и  руководством

      банка;

    . более   четкое   определение   содержания  должностного преступления в

      банковской сфере и  применение соответствующих  санкций  к  банковским

      служащим, совершающим такие преступления;

    . разрешение на ассоциирование  банковских  и   небанковских  финансовых

      учреждений.

 

       Весь этот комплекс мер  позволил  к  1992  году  добиться успеха   в

деле стабилизации  национальной  валюты  и  внутренних  цен,  снизить  темпы

инфляции до 9,7%,  достичь темпа роста ВНП на 4%,  увеличить  финансирование

частного сектора на 20,2%[5].

 

 

7.3.  Денежно-кредитная политика в США  как инструмент борьбы с инфляцией.

 

       Одной  из  самых  серьезных  трудностей,  с   которой    столкнулась

экономика на современном  этапе, явилась инфляция.  Эта   проблема  особенно

стала остро в  70-х  годах.  Так,   например,   в   США   темпы  инфляции  в

десятилетие утроились с 4% до  13%   в   год.   Причиной  такой  ситуации  в

Соединенных  Штатах  явилась  утрата  доверия  к  тому,   как    управляется

американская   экономика.   Позиции   доллара    на   зарубежных    валютных

рынках   ослабли,   а   на   рынках     кредитных   ресурсов     значительно

повысились   нормы   процента   за    их предоставление.

       Усиление    инфляционных     процессов     заставило     экономистов

провести   ряд   исследований   в    данной    области.     В     результате

проведенной   работы    ученые     сделали     вывод     о     необходимости

установления контроля над кредитно-денежными агрегатами.   Другими  словами,

специалисты  заключили,   что   скорость    обращения    денег,   выраженная

отношением номинального объема производства  к  величине  спроса   населения

на  денежные   средства,   является   показателем  достаточно  стабильным  и

предсказуемым.

 

                          (3.3.1.)          V=Y/M,

 

      где:  V - скорость обращения денежной массы;

                       Y - номинальный объем производства;

            M - величина денежной массы в обращении.

 

       Исходя формулы 3.3.1., было предложено бороться  с  инфляцией.  Если

скорость  обращения  стабильна,   тогда    желаемого    объема  производства

можно  достичь,  задавая  соответствующие  значения величины денежной  массы

в  обращении.  Нужно  отметить,  что   на  практике  данный  процесс  более

сложен,  поскольку  выбор   монетарной   переменной   влияет   на    уровень

процентных  ставок,  что,  в  свою  очередь,   оказывает   воздействие   "на

степень  привлекательности хранения  на   счетах   денежных   средств",   то

есть  на  скорость  обращения  денег.  Величина  номинального  дохода  может

быть  выражена  следующим  образом:

 

                            (3.3.2.)            Y=P*y,

              где:     Y - рост номинального дохода;

                                 P - темпы инфляции;

                                  у   -   темпы   роста   реального   объема

производства.

 

       Было  признано,  что  современные  темпы  роста   реального   объема

производства будут  приближаться  к  потенциальным   темпам  роста  объемов,

вовлеченных  в   экономическую    деятельность    ресурсов,   а   также   их

производительности.   Денежно-кредитная   политика   не   сможет   оказывать

серьезного   влияния   на    долговременную    тенденцию   роста     объемов

производства, или   это    влияние    будет    носить  негативный  характер,

поскольку дестабилизируется денежная система,  и  создаются  препятствия  на

пути капиталовложений в экономику. При таких   условиях   изменение   темпов

роста   величины    номинального   дохода   будет    означать    аналогичные

изменения   темпов    инфляции.   Следовательно,   ликвидация   инфляции   и

восстановления   контроля   в  области  ценообразования  требует  замедления

роста денежной массы.    Денежно-кредитная   политика    США    основывается

  на вышеизложенной  концепции.  На основании ее в 1978 году  Конгресс   США

  принял законодательство, обязывающее Федеральную Резервную  Систему  (ФРС)

установить пределы роста денежной и кредитной   массы.   Также   был  принят

"Акт о полной занятости  и  сбалансированном  росте".   В   нем  указывались

цели  денежно-кредитной  политики:   обеспечение высокого  уровня  занятости

и  поддержания  стабильности  цен.  Для достижения этого ФРС  предписывалось

ежегодно   объявлять   величину  денежной  массы  и  кредитных  ресурсов  на

следующий год, что   должно  воздействовать  на  ожидаемое  функционирование

экономики  и  темпы инфляции.

       Признавая,   что   не   всегда    можно    поддерживать     желаемое

соотношение между ростом денежной массы и темпами  экономического  развития,

закон  не  обязывает  ФРС  точно  соблюдать  заявленные  параметры  денежной

массы.  Однако,  в  случае,   если   расхождение  имеет  место,  ФРС  должна

объяснить  их  причины.   Величины   денежной  массы  и  кредитной   эмиссии

объявляются  в  феврале   каждого   года   и   корректируются   в   докладе,

представляемом в  конгресс   в   июне.   В  этом  докладе  также  называются

предварительные  оценки  указанных величин на следующий год.

       Данная  политика   преследует   три   основные   цели:    во-первых,

ограничение роста  цен. Во-вторых,   извещение   общественности   о  будущей

стратегии  ФРС,  чтобы  юридические  и  физические  лица   могли  соотносить

свое    экономическое    поведение с    намерениями центрального  банка.  В-

третьих,  усиление   подотчетности   и  ответственности  Центрального  Банка

за принимаемые  им  решения  и достижение намеченной цели.

       Нужно  отметить,  что  опыт  американских  экономистов    в  области

борьбы  с  инфляцией  может  быть полезен  при  проведении  антиинфляционных

мер,  тем   более,   что   данное    направление  экономической      реформы

  признано    приоритетным российским правительством[6].

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Таким  образом,  денежно-кредитная  политика  -  один  из  мощнейших

Информация о работе Денежно-кредитная политика:цели и средства