Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 01:42, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования работы является денежно-кредитная политика РБ.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 44
1. ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. 9
2.1 ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ 10
2.2 ПОЛИТИКА УЧЕТНОЙ СТАВКИ (ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА) 11
2.3 ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ 13
2.4 ОГРАНИЧЕНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ 14
3. МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
3.1 КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ 16
3.2 МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД 18
4. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на печать.docx

— 83.18 Кб (Скачать файл)

 Первоначально, Дж. М. Кейнс, считая процент важнейшим параметром, отдает предпочтение денежно-кредитному регулированию. Он полагает, что с помощью государственного вмешательства на денежном рынке можно регулировать ставку процента в долговременной перспективе и тем самым влиять на совокупный спрос.

Для этого Кейнс предлагает проводить политику дешевых денег. Увеличение количества денег дает возможность более полно удовлетворять потребность в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично – для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость достигают равновесия на более высоком уровне. Рост доходов в свою очередь означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.

Однако практика показала, что в условиях глубокого спада, когда инвестиции слабо или почти не реагируют на понижение ставки процента, денежно-кредитное регулирование является малоэффективным методом, стимулирующим приток инвестиций.

В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетно-налоговая политика, в соответствии с которой величина расходов и норма налогообложения подчиняются потребностям регулирования совокупного спроса, уровень которого обеспечивает полное использование капитала и трудовых ресурсов при сохранении стабильности цен.

 

 

2.2 Монетаристский подход

 

 

В целом, в 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма - монетаризм.

Главный теоретик современного монетаризма – известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман. В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:

Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег:

МхY= PхQ,

где М − количество денег в обращении; V − скорость обращения денег; Р − средняя цена товаров и услуг; Q − количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Произведение РхQ равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Q) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем, кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt=Yt.

Если Р − средняя цена единицы произведенной продукции, то

MхV=PхY

где РхY − объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП; Y − тогда можно рассматривать как реальный объем ВНП, а P − как дефлятор ВНП. Отсюда Y − номинальный объем ВНП.

Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель Y, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит не часто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.) Кредитные карточки рассматриваются многими экономистами не как новый вид денег, а как новый момент в организации денежного обращения. Кредитная карточка – это документ, облегчающий, по сути, заем для владельца. Что означает покупка товара по кредитной карточке? Она означает, что вы дали распоряжение банка о переводе кредита в магазин. Позже банк пошлет деньги в магазин (в форме перевода денег на счет магазина или в форме чека). Именно этот перевод будет означать, что покупка реально оплачена.

Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом K, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:

KхM=PхY

 

В такой записи это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их обращения. Вспомним, что такое реальный объем производства. Реальный объем производства определяется имеющимися на данный момент в экономике факторами производства (заданная величина). Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.

 В свою очередь, изменение  уровня цен - это показатель темпа  инфляции. Следовательно, прирост денежной  массы будет определять, согласно  количественной теории денег, темп инфляции.

 Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридман попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридман отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

Исходя из этого, М. Фридман выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмана:

 

DM=DP+DY,

 

где DM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; DY - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; DP - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции и общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

Монетарное правило М. Фридмана предполагает строгое контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3- 5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Денежное правило М. Фридмана легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста ВНП на уровне 3- 5% в год [14, с. 270-275].

Основным объектом анализа монетаристов выступают деньги и количество денег в обращении. Исходным является утверждение, что существует стабильный спрос на деньги, но нестабильное предложение денег, которое зависит от субъективных решений кредитных институтов. Поэтому резкие изменения величины денежной массы в обращении могут явиться источником нестабильности. Превышение предложения денег над спросом на них вызывает инфляцию. В случае, если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис.

Сдвиги в денежной сфере также выступают основной причиной нарушения естественного хозяйственного развития. В долгосрочном периоде нестабильность денег сопровождается нестабильностью экономического роста.

В связи с этим монетаристы считают, что уровень экономической активности в большей степени зависит от денежно-кредитной политики. Только предложение денег является фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен.

Таким образом, современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

 

ГЛАВА 3

Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

 

 

Количественные и качественные параметры развития банковского сектора и основные денежно-кредитные показатели экономики Республики Беларусь в значительной мере зависят от достижения целей, реализации приоритетов и решения задач, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384. Проведение эффективной денежно-кредитной политики, повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора должны содействовать развитию всех отраслей экономики.

В текущем пятилетии главная цель социально-экономического развития страны – дальнейшее повышение уровня и качества жизни людей на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для них. Предусматривается обеспечить прирост реальных денежных доходов как основы повышения уровня жизни населения на 49 – 56 процентов (8 – 9 процентов в год), снизить уровень малообеспеченности в 2 раза. Основным источником роста денежных доходов домашних хозяйств является увеличение реального ВВП, объем которого за 2006 – 2010 годы прогнозируется на 46 – 55 процентов.

Одним из важнейших направлений достижения и реализации приоритетов социально-экономического развития является улучшение макроэкономических условий и формирование эффективных рыночных институтов. В частности, для обеспечения устойчивого роста экономики намечается дальнейшее совершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.[15, с. 18]

Для повышения эффективности проводимой денежно-кредитной политики, активизации инвестиционных процессов в стране, в том числе путем наращивания объемов инвестиционных кредитов, привлечения иностранных инвестиций, а также в целях создания условий для эффективного перераспределения денежных средств, концентрации их на ключевых направлениях социально-экономического развития и снижения рисков в банковском секторе должны получить дальнейшее развитие все сегменты финансового рынка.

Параметры развития рынка государственных ценных бумаг определяются потребностями бюджета в заемных средствах для своевременного и полного финансирования его расходов. Государственные ценные бумаги сохраняют свою роль как основной и наиболее надежный инструмент финансового рынка.

Продолжается поэтапная трансформация кредитной задолженности Правительства перед Национальным банком в государственные ценные бумаги, что приведет к улучшению структуры государственного долга. Это позволит Национальному банку для проведения операций по регулированию ликвидности банковской системы использовать имеющиеся в его портфеле государственные ценные бумаги, наряду с ценными бумагами собственной эмиссии.

В данный момент денежно-кредитная политика проводиться в условиях замедления инфляционных процессов, обеспечивающего выход к 2010 году на темпы прироста цен, сопоставимые с существующими в странах с переходными экономиками, достигшими наибольшего прогресса в ограничении инфляции.

Указанные условия и задачи требуют совершенствования принципов и механизмов осуществления денежно-кредитной политики, и прежде всего, выбора режима проведения монетарной политики, адекватного экономическим условиям, взаимодействия Национального банка и Правительства, развития и использования инструментов монетарного регулирования.

Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь направлена на выполнение прогнозируемых социально-экономических показателей, и в первую очередь, на обеспечение устойчивого долгосрочного экономического роста. Главный вклад денежно-кредитной политики в решение этой задачи состоит в достижении и поддержании низких темпов инфляции и относительной стабильности обменного курса национальной валюты. Низкая инфляция является ключевым условием для обеспечения надежного функционирования и развития всей финансовой системы, выполнения национальной денежной единицей своих базовых функций (средство расчета, средство сбережения, мера стоимости), эффективного перераспределения финансовых и материальных ресурсов, формирования базы для активизации сбережений с их последующей трансформацией в инвестиции. В совокупности это создает предпосылки для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь