Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 01:42, курсовая работа
Предметом исследования работы является денежно-кредитная политика РБ.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.
ВВЕДЕНИЕ 44
1. ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. 9
2.1 ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ 10
2.2 ПОЛИТИКА УЧЕТНОЙ СТАВКИ (ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА) 11
2.3 ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ 13
2.4 ОГРАНИЧЕНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ 14
3. МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
3.1 КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ 16
3.2 МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД 18
4. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Конкретные параметры инфляции на каждый год пятилетки, обеспечивающие ее постепенное снижение до прогнозного уровня на 2010 год, определяются при подготовке проектов прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики.
В первой половине пятилетия сохранится преемственность режима денежно-кредитной политики. Для достижения ее конечной цели по снижению уровня инфляции Национальный банк будет применять промежуточные монетарные ориентиры, важная роль среди которых по-прежнему сохранится за обменным курсом белорусского рубля. Существенное внимание как промежуточному ориентиру будет также уделяться показателю динамики денежного предложения. Вместе с тем продолжится эволюция режима монетарной политики в направлении обеспечения комплексного воздействия на инфляционные процессы на основе движения к режиму прямого инфляционного таргетирования, который предусматривает следование непосредственно целевым показателям инфляции.
Несмотря на планируемое сохранение ограничений колебаний обменного курса национальной валюты, его роль в качестве промежуточного целевого ориентира денежно-кредитной политики будет постепенно уменьшаться. Необходимость перехода к прямому таргетированию инфляции обусловлена тем, что в условиях роста цен, измеряемого однозначной цифрой, происходят существенные изменения во взаимосвязях между инструментами и целями денежно-кредитной политики.
Национальный банк и Правительство предусматривают совершенствование механизма регулирования процентных ставок банков по их активным и пассивным операциям. Это позволит избежать искажений в учете банками рыночных рисков, повысит информативность процентных ставок на кредитном и депозитном рынках как индикаторов стоимости финансовых ресурсов в экономике, а также влияние процентной политики на ставки денежного рынка.
Изменение официальной ставки будет оказывать воздействие на рыночные процентные ставки, такие, например, как ставки межбанковского рынка, по кредитам и депозитам банков, изменения которых, в свою очередь, повлияют на ожидания экономических субъектов относительно будущего развития экономики и через них на обменный курс и цены на активы, а также на решения, принимаемые предприятиями и населением относительно совокупных расходов на потребление, сбережения и инвестиции.
Важным условием роста эффективности денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах станет повышение ее прозрачности, доведение до всех участников рынка информации о ситуации в экономике, прогнозе инфляции, наличии и источниках рисков для ценовой стабильности в будущем, действиях Национального банка, направленных на достижение конечной цели по инфляции.
Важнейшей задачей Правительства и Национального банка станет принятие конкретных мер, направленных на развитие сегментов и инструментов финансового рынка. Это повысит восприимчивость экономики к изменению монетарных условий, прежде всего определяемых уровнем процентных ставок, а следовательно, действенность сигналов по ужесточению либо смягчению денежно-кредитной политики. В условиях планируемого увеличения гибкости обменных курсов предполагается уделить особое внимание развитию рынка срочных финансовых инструментов (фьючерс, форвард и опцион). Данные инструменты предназначены для хеджирования рисков изменения обменных курсов и процентных ставок и позволят повысить стабильность финансового рынка при усилении значимости процентной ставки как инструмента Национального банка и поступательного движения к режиму ”управляемого плавания“ обменного курса.
Для Республики Беларусь на протяжении многих лет Российская Федерация является основным торгово-экономическим партнером. Очевидно, что социально-экономическое развитие Беларуси тесно взаимосвязано с российской экономикой. Поэтому необходимо понимать, что дальнейшее углубление отношений между двумя странами возможно только в случае качественных изменений — унификации нормативной базы, применении единых подходов государственных органов власти при работе с российскими и белорусскими предприятиями, а также проведении единой денежно-кредитной политики.
Анализ финансовых секторов обоих государств показывает, что денежно-кредитная политика как России, так и Беларуси направлена на достижение примерно одинаковых целей и задач. Основной целью денежно-кредитной политики на 2008 год в Республике Беларусь была определена защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Денежно-кредитная политика в 2008 году в Беларуси была направлена на ограничение темпов инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен. Базовая инфляция (за исключением влияния изменения цен и тарифов на товары и услуги, напрямую регулируемых государством, а также цен, подверженных сезонным колебаниям) составила 11,8 процента (в 2007 году – 10,2 процента). Конечной целью денежно-кредитной политики наряду с мерами общей экономической политики в 2009 году является снижение инфляции до уровня 9 – 11 %.
В сложных макроэкономических условиях, во многом связанных с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, оказавших негативное влияние на белорусскую экономику, приоритетная задача денежно-кредитной политики, в особенности во втором полугодии 2008 года, заключалась в реализации ряда мер, направленных на минимизацию последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной системы Республики Беларусь, в целях обеспечения устойчивости национальной валюты и финансовой стабильности в целом.
Важнейшая роль в достижении защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, принадлежала курсовой политике.
Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости национальной валюты и проводилась с учетом тенденций на мировых валютных рынках, состояния платежного баланса.
В 2009 году монетарная политика направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих курсовой, процентной и эмиссионной политики.
Курсовая политика сохраняет роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусмотрена привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус 5 процентов. Изменение официального обменного курса белорусского рубля по отношению к корзине валют за период январь-сентябрь составило минус 5 процентов.
В 2010 году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.
Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.
В 2010 году сохранится привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль).
Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс/минус 10 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года.
Процентная политика. К концу 2010 года при прогнозируемом уровне инфляции ставка рефинансирования составит 9—12 процентов годовых.
Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков будут использоваться постоянно доступные инструменты (кредит и депозит "овернайт", сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования. К концу 2010 года ставки по кредиту "овернайт" и сделкам СВОП составят 17 - 20 процентов годовых, ставка по депозитам -5-8 процентов годовых.
Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки но новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 — 15 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках — 10 — 13 процентов годовых.
Денежно-кредитные показатели. В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 - 43 процентов, рублевой денежной массы -35 — 42 процентов, широкой денежной массы — 34-42 процентов (приложение). При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 — 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц - на 5,1 – 6,2 трлн. рублей.
Реализация мер денежно-кредитной, налогово - бюджетной и экономической политики позволит в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 — 14,8 процента, по широкой денежной массе-до 26,6 —27,2 процента.
Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличатся на 0,5— 1,83 млрд. долларов США.
Денежно-кредитные показатели в 2010 году рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь.
В целях улучшения ситуации в наличном денежном обращении задачей Главных управлений Национального банка по областям совместно с областными, городскими, районными исполнительными комитетами и банками должно стать принятие мер, направленных на выполнение параметров, предусмотренных мероприятиями по достижению сбалансированности платежеспособного спроса населения с предложением товаров и услуг, за счет опережающих темпов роста продаж товаров и оказания услуг населению по сравнению с темпами роста доходов граждан.
На макроуровне негативными последствиями кредитования в чрезмерно высоких объемах являются:
— увеличение платежеспособного спроса на соответствующие комплектующие, сырье и материалы (при кредитовании производителей продукции) или на готовую продукцию (при кредитовании потребителей продукции), что создает предпосылки для повышения цен на указанные товары;
— увеличение объема импорта товаров (и, возможно, спроса на иностранную валюту) в случае неспособности отечественных производителей удовлетворить возросший за счет выданного кредита платежеспособный спрос;
— инфляционное давление в виде роста цен и (или) переоценки залога, недвижимости, появления “мыльных пузырей”;
— возникновение товарного дефицита на рынке соответствующей готовой продукции или промежуточной продукции, сырья и материалов в случае значительного.
Еще один проблемный момент в экономике и денежной сфере республики: несмотря на определенные положительные сдвиги, финансовый потенциал нашей банковской системы пока не вполне адекватен промышленному. Белорусские банки, по международным меркам, пока можно отнести в лучшем случае к средним, а многие промышленные предприятия являются весьма крупными. Для нормального развития им нужны соответствующие кредиты. Но небольшой банк не может предоставить крупный кредит, это противоречит принципам безопасного ведения банковских операций. К перспективным направлениям решения этой проблемы, наряду с продолжением политики, направленной на углубление финансовой стабилизации и повышение реального финансового потенциала банков, относятся: развитие консорционального кредитования, некапиталоемких отраслей и секторов экономики (включая малый бизнес, легкую и пищевую промышленность), привлечение кредитных ресурсов из-за рубежа, в том числе и от российских банков. Возможности для формирования указанного направления расширяются по мере развития валютной интеграции Беларуси и России. Следует отметить, что данный процесс осуществляется в контексте существующих современных тенденций в области валютного регулирования, связанных с глобализацией. Речь идет не только о формировании, например, зоны евро, но и о том, что валютные режимы, действующие во многих небольших странах, становятся более интернациональными. Так, многие страны проводят политику «валютного комитета», которая заключается в жесткой фиксации обменного курса национальной валюты к иностранной (как правило, к более твердой валюте страны или группы стран, обладающих мощным экономическим потенциалом). К ним относятся, например, Латвия, Эстония, Болгария и др. Некоторые страны пошли на политику «долларизации» (Эквадор, Панама), другие разрешили безналичные расчеты внутри страны в любых иностранных валютах (Новая Зеландия, Литва). Все это отражает тенденцию к интернационализации экономики. Вместе с тем, как свидетельствует тот же опыт формирования зоны евро формированию валютного союза или переходу к жесткой привязке национальной валюты к иностранной должна предшествовать серьезная работа, предусматривающая создание необходимых предпосылок как монетарного, так и общеэкономического характера.
Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики республики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений.[16, с. 7]
Учитывая современные отечественные и зарубежные представления о системе целей денежно-кредитной политики и методах их достижения, следует отметить, что:
-кредитная
политика, являясь составной частью
единой экономической политики
государства, направлена на реализацию
общеэкономических целей и
-четко
сформулированные цели и
-в условиях
переходной экономики
Эффективность реализации денежно-кредитной политики в целом и функционирования трансмиссионного механизма в частности зависит от правильности выбора целей, инструментов и методов их реализации.
В заключение отмечу, что осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.
Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь