Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:15, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть цели и инструменты денежно-кредитной политики РФ.
Для этого определены задачи:
- изучить литературу по теме нормативного и научного характера;
- дать характеристику понятию денежно-кредитной политики;
- показать цели и инструменты денежно-кредитной политики на 2010-2012г.г.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика денежно-кредитной политики……………….……………...5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики……………………………………………..5
1.2 Основные инструменты денежно-кредитного регулирования……………………..7
2.Цели и инструменты денежно-кредитной политики в ближайшей перспективе………………………………………………………………………………11
2.1 Денежно-кредитная политика в России в условиях финансового кризиса…...11
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование……………….18
Заключение……………………………………………………………………………….21
Глоссарий………………………………………………………………………………...24
Список использованных источников…………………………………………………..27
Приложение А…………………………………………………………………………...29
К административным мерам регулирования денежной массы в обращении можно отнести прямые количественные ограничения - установление для коммерческих банков лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций, на выдачу отдельных видов кредита, например на выдачу потребительского кредита, кредита биржевым спекулянтам.5 В некоторых странах для коммерческих банков устанавливаются предельные нормы годового прироста банковского кредита. Такие ограничения могут устанавливать Центральный банк и соответствующие правительственные органы.
Таким образом, Правительство РФ разрешило Банку России широко использовать в целях укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры регулирования денежной массы.
При выработке денежно-кредитной политики следует исходить из конкретных исторических условий, т.е. денежно-кредитная политика должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, а также реальные экономические и финансовые возможности государства.
2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в ближайшей перспективе
2.1 Денежно-кредитная политика в России в условиях финансового кризиса
Существенное ухудшение с августа 2008 г. ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из России, как и из других стран с развивающимися рынками. Началось стремительное падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары. Заметно ухудшилось финансовое положение производителей экспортной продукции. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов, массовый отток вкладчиков в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг нарушили нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стали формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России.
Указанные факторы определили необходимость повысить приоритет цели по поддержанию стабильности банковской системы. Поэтому в сентябре - декабре 2008 г. Банк России оперативно реализовал комплекс мер, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризисного состояния международных финансовых рынков, в первую очередь на расширение их возможностей по получению ликвидности от Банка России.
В связи с этим представляется интересным рассмотрим подробно инструменты денежно-кредитной политики, задействованные Банком России в условиях финансового кризиса.
Процентные ставки по операциям Банка России.
Активизация процентной политики была одной из первых мер, примененных Банком России в ответ на изменившиеся условия развития экономики и высокий уровень инфляции. В целях снижения оттока капитала из России и сдерживания инфляционных тенденций Банк России начиная с февраля 2008 г. был вынужден шесть раз повышать ставку рефинансирования, и с 1 декабря 2008 г. показатель ставки рефинансирования составил 13% годовых. Стоит напомнить, что такая же ставка рефинансирования в 13% была установлена ЦБ 15 июля 2004 г.
Одновременно были приняты меры, направленные на дестимулирование оттока капитала из России: повышены процентные ставки по депозитным операциям Банка России, проводимым по фиксированным процентным ставкам на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст», «до востребования» - в размере 7,75% годовых; на стандартных условиях «одна неделя», «спот-неделя» - в размере 8,25% годовых.
Отметим, что установленная на отметке 13% ставка рефинансирования является высокой, особенно по сравнению с процентными ставками центральных банков других стран, которые составляют сейчас 1 - 2% и даже ниже.
По мере снижения инфляции Банк России стал снижать ставку рефинансирования, и с 14 мая 2009 г. она составила 12%.
К сожалению, и это признает сам Банк России, его процентная политика еще не оказывает решающего воздействия на структуру рыночных ставок, а следовательно, и на реальные условия заимствования в российской экономике.
Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).
В условиях, когда банковская ликвидность должна была быстро перестроиться, а финансовый рынок не позволял это сделать, оказались особенно полезны резервные требования. В этих целях Банк России принял решение о временном снижении с 18 сентября 2008 г. резервных требований на 4 процентных пункта по каждой категории резервируемых обязательств. С 15 октября 2008 г. резервные требования составили 0,5% по всем видам обязательств с их последующим повышением начиная с 1 мая 2009 г. до 1%, с 1 июня 2009 г. до 1,5%, с 1 июля 2009 г. до 2%, с 1 августа 2009 г. до 2,5%.
Таким образом, именно с помощью данного инструмента Банк России дал быстрый ответ на потребность в расширении денежного предложения.
Операции на открытом рынке.
Изменение условий реализации денежно-кредитной политики определило необходимость для Банка России повысить приоритет выполнения цели по поддержанию банковской стабильности.
С 18 сентября 2008 г. Банк России снизил фиксированные процентные ставки по своим операциям предоставления ликвидности на срок 1 день (прямое РЕПО, «валютный своп», ломбардные кредиты) с 9 до 8% годовых, а минимальная процентная ставка по ломбардным кредитным аукционам на срок 2 недели была изменена с 8 до 7,5% годовых. Были снижены также процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами: на срок до 30 дней - с 10 до 9,5% годовых, на срок до 90 дней - с 8 до 7,5% годовых, на срок от 91 до 180 дней - с 9 до 8,5% годовых.
Кроме того, Банком России были смягчены условия получения денежных средств с использованием отдельных видов обеспечения: отменены дисконты в 1,25% по операциям прямого РЕПО с ОФЗ и ОБР, повышены значения поправочных коэффициентов Банка России, используемых для расчета стоимости облигаций Банка России, а также на 0,2 увеличены поправочные коэффициенты Банка России, используемые для расчета стоимости обеспечения по кредитам Банка России, предоставляемым под залог нерыночных активов и поручительства кредитных организаций.
Для снижения волатильности краткосрочных ставок межбанковского кредитования Банк России с сентября 2008 г. начал устанавливать ограничение на объем средств, размещаемых на первом аукционе прямого РЕПО. В целях восстановления работоспособности рынка облигаций и предоставления дополнительной ликвидности кредитным организациям в октябре 2008 г. были восстановлены операции прямого РЕПО на срок три месяца без установления нижнего и верхнего предельных значений дисконта, что предполагает отсутствие до внесения компенсационных взносов.
Однако удержать ставки в указанных размерах продолжительное время не удалось. С 9 февраля 2009 г. Банк России в целях дополнительных мер по сдерживанию инфляционных тенденций и обеспечению стабильности валютного курса рубля принял решение о повышении процентных ставок по кредитным операциям и сделкам прямого РЕПО.
С 14 мая 2009 г. установлены следующие процентные ставки:
- по операциям прямого РЕПО (по фиксированным процентным ставкам) на срок 1 день - 11% годовых, на срок 7 дней - 11% годовых;
- минимальная процентная ставка по ломбардным кредитным аукционам на срок две недели - 9,5% годовых;
- по кредитам, обеспеченным
нерыночными активами или
Рефинансирование кредитных организаций
До финансового кризиса
2008 г. Банком России были разработаны
и действовали механизмы
- первая группа: кредиты, обеспеченные рыночными активами - эмиссионными ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России (Положение Банка России от 4 августа 2003 г. N 236-П);
- вторая группа: кредиты,
обеспеченные нерыночными
Как отмечают эксперты, рефинансирование такого рода было остро необходимо кредитным организациям для борьбы с кризисом ликвидности. По данным обзора банковского сектора, в худшем месяце 2008 г. - октябре - кредитным организациям пришлось занять у Центрального банка беспрецедентно большую сумму - 1,2 трлн. руб., что по объему соответствует порядка трети собственного капитала всех российских банков. Указанные заимствования позволили кредитным организациям компенсировать потери, понесенные из-за переоценки портфеля ценных бумаг и оттока вкладов, а также расходы на выдачу кредитов. Надо сказать, что решение о предоставлении банкам кредитов без обеспечения было очень непростым. Центральные банки других стран такой инструмент рефинансирования в значительных масштабах не применяют. Думается, что в перспективе кредиты без обеспечения будут постепенно замещаться более традиционными инструментами рефинансирования.
В настоящее время Банк России подготовил новые предложения по расширению механизмов рефинансирования банков. Уже до конца мая ЦБ РФ может начать предоставлять банкам средства под залог золота, а также под залог портфелей розничных кредитов и кредитов малому бизнесу. Пока речь идет только о рефинансировании ипотеки, но в скором времени можно будет получить финансирование в ЦБ РФ и под портфели автокредитов.
Валютные интервенции.
В условиях активного вывода инвесторами средств из российских активов и связанного с ним повышения спроса на иностранную валюту действия Банка России были направлены на недопущение чрезмерного ослабления рубля и удержания стоимости бивалютной корзины. В этой связи Банк России в августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре осуществлял продажи иностранной валюты на внутреннем рынке (впервые с августа 2007 г.). В результате объем международных резервов резко сократился. Их общий объем (с учетом прочих изменений и курсовой переоценки) по состоянию на 1 января 2009 г. снизился до 427,1 млрд. долларов США. Многими экспертами трата международных резервов на поддержку рубля оценивалась как «неадекватная политика». Однако данная политика продолжалась вплоть до января 2009 г., так как Правительство РФ делало все возможное, чтобы резких колебаний курса рубля не произошло.
Несмотря на предпринимаемые меры, широкому кругу участников валютного рынка стало ясно, что сформировавшийся осенью валютный курс рубля уже не соответствует новым экономическим реалиям. Возникло ожидание девальвации, что, в свою очередь, усиливало отток капитала и создавало дополнительное давление на валютном рынке. В связи с этим 23 января 2009 г. верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль, что при курсе 1,3 доллара США за 1 евро соответствует примерно 36 рублям за доллар США. Банк России заявил, что эта граница установлена как минимум на несколько месяцев.
Результаты девальвации стали ощутимы уже в первом квартале 2009 г. С начала февраля Банк России не продавал иностранную валюту на валютном рынке. Более того, с целью предотвращения сильных колебаний валютного курса в отдельные дни ему пришлось покупать иностранную валюту. По прогнозам Председателя ЦБ РФ, вероятность того, что до конца текущего года стоимость бивалютной корзины превысит установленную границу, крайне незначительна.
Установление ориентиров роста денежной массы
Начиная с момента обострения
мирового финансового кризиса и
до завершения девальвации рубля, наблюдался
интенсивный процесс
Денежный агрегат М2 сократился с 14,4 трлн. руб. на 1 октября 2008 г. до 13,5 трлн. руб. на 1 января 2009 г. и до 12,0 трлн. руб. на 1 февраля. Указанные параметры оказывают влияние на динамику бюджетных доходов, являющихся источником формирования резервного фонда и фонда национального благосостояния, что определило необходимость уточнения чистого кредита расширенному правительству до конца 2008 г. Также были уточнены другие показатели денежной программы (включая чистый кредит банкам и прочие чистые неклассифицированные активы) с учетом принятых Правительством Российской Федерации и Банком России мер по поддержке финансового сектора.
Эмиссия облигаций от своего имени
В сентябре 2008 г. состоялось размещение нового выпуска ОБР, однако в связи с тем, что в обозначенный период кредитные организации стали испытывать недостаток ликвидности, объем размещения ОБР на аукционе был вдвое ниже, чем объем покупки Банком России своих облигаций на вторичном рынке. В октябре 2008 г. задолженность Банка России перед кредитными организациями практически не изменилась. Состоявшимся был признан только аукцион, проведенный 2 октября, при размещенном объеме всего около 10 млн. руб. по средневзвешенной ставке 6,3% годовых. В ноябре 2008 г. - феврале 2009 г. инструменты Банка России по абсорбированию ликвидности также оставались маловостребованными.
В результате принятия рассмотренных выше мер ситуация в банковском секторе стабилизировалась: удалось избежать банкротства многих банков, приостановить отток вкладов населения, продолжить кредитование экономики. Отток вкладов населения из банков достиг максимума в октябре (тогда он составил 6% и практически прекратился в ноябре). В декабре возобновился приток средств населения во вклады. Нормализовалась ситуация с ликвидностью.
Вместе с тем, и это
также следует отметить, на эффективность
проводимой денежно-кредитной политики
влияет ряд негативных факторов. Прежде
всего относительная
Информация о работе Денежно-кредитная политика россии и инструменты ее реализации