Денежно-кредитная политика россии и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть цели и инструменты денежно-кредитной политики РФ.
Для этого определены задачи:
- изучить литературу по теме нормативного и научного характера;
- дать характеристику понятию денежно-кредитной политики;
- показать цели и инструменты денежно-кредитной политики на 2010-2012г.г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика денежно-кредитной политики……………….……………...5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики……………………………………………..5
1.2 Основные инструменты денежно-кредитного регулирования……………………..7
2.Цели и инструменты денежно-кредитной политики в ближайшей перспективе………………………………………………………………………………11
2.1 Денежно-кредитная политика в России в условиях финансового кризиса…...11
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование……………….18
Заключение……………………………………………………………………………….21
Глоссарий………………………………………………………………………………...24
Список использованных источников…………………………………………………..27
Приложение А…………………………………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курс экономическая теория.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, следует учитывать  то, что денежно-кредитная политика является частью общей экономической  политики государства и ее меры должны сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой  и структурной политикой Правительства  Российской Федерации. Так, одним из потенциальных факторов повышения спроса на дополнительную ликвидность со стороны кредитных организаций являлось изменение в 2008 г. порядка уплаты НДС.

Эффективность проводимых Банком России мер также зависит и  от действий кредитных организаций, их доверия к финансовой системе Российской Федерации.

 

2.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование

 

В среднесрочной  перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка  России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию  на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям  предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

В случае образования  существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

При этом в среднесрочной  перспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

При формировании избыточного денежного предложения  Банк России будет использовать в  качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже  государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит  проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

В 2010 - 2012 годах  Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в  области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов  продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

В зависимости  от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных  организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости  может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.

 

 

Заключение

В России осуществляется единая государственная денежно-кредитная  политика, разработка и реализация которой проводится Центральным  банком совместно с правительством в соответствии с конституцией и  другими законодательными актами. Исходя из изложенного можно сделать выводы.

1. Денежно-кредитная политика должна быть направлена на гарантированное обеспечение темпа экономического роста и темпа инфляции, соответствующего темпу развития экономики и отражающего структурную ее неэффективность. При этом каналы распределения кредита должны способствовать структурной модификации экономики с потенциальным исключением структурной основы инфляции. Таким образом, денежно-кредитная политика должна распадаться на две составляющие: одна гасит инфляцию текущую, другая исключает инфляцию будущую. Кроме того, денежно-кредитная политика обеспечивает устойчивую динамику обменного курса национальной валюты с тем, чтобы исключить возникновение валютных кризисов. Тем самым обеспечивается валютная конкурентоспособность отечественной экономики.

2. Денежно-кредитная политика, как и другие виды политики, осуществляется в ситуации, когда одновременно требуется обеспечить повышение уровня жизни населения и структурную модернизацию экономики. Это накладывает главное ограничение - денежно-кредитная политика должна балансировать процентные ставки, чтобы обнаруживался компромисс между потреблением и инвестированием. Помимо этого, потребуются дополнительные денежные ресурсы на погашение внешнего и внутреннего долга и обеспечение безопасности страны. Реализация всех правительственных программ требует, чтобы экономический рост не снизился в своем темпе до определенной отметки. Это можно осуществить, поддерживая совокупный спрос, особенно на товары и услуги потребительского назначения. Следовательно, денежная база должна расширяться постепенно, в соответствии с институциональным расширением экономики.

3. Главной задачей Центрального банка России является снижение инфляции, но до некоторого уровня. Чрезмерное сжатие опасно скажется на развитии реального сектора экономики в случае вступления России во Всемирную торговую организацию, исчерпания девальвационного эффекта и структурных изменений, которые большей частью должны предусматривать финансирование из бюджета, иначе они становятся плохо управляемыми. Обеспечение макроэкономической стабильности предполагает: контроль уровня непроцентных расходов, планомерное финансирование расходов бюджета, чтобы бюджетополучатели равномерно расходовали средства в течение года, формирование и активное использование финансового резерва, чтобы обеспечить должную ликвидность бюджета. Последнее предполагает аккумулирование экспортной выручки в период благоприятной внешней конъюнктуры с тем, чтобы этот резерв расходовался в периоды неблагоприятной конъюнктуры.

4. Критерием эффективности денежно-кредитной политики является не темп инфляции, а обеспеченность экономических структур деньгами, транзакционные издержки получения кредитов, издержки функционирования всей банковской системы и наиболее полного использования активов банков и сбережений населения на нужды экономики. Денежно-кредитная политика не проводится отдельно от бюджетной, фискальной политики. Необходимо постоянно тестировать их на предмет сочетаемости и полезности в решении конкретных задач экономического развития. Кредиты должны получаться легко и так же возвращаться - этим определяется рентабельность кредитной системы, потенциал ее транзакционной устойчивости. Если банковская система обрастает инструкциями, условностями, бумажными документами, это говорит о бюрократизации кредита и серьезных затруднениях в развитии реального сектора экономики, да и банков тоже. Введение различных процедур, стандартов, отчетных документов и позиций при весьма скромных активах банков, при отсутствии снятия неэффективных институтов, мешающих активной работе банков в экономике, является высшим проявлением бюрократизации этих структур и их низкой эффективности. Если на это наслаивается модель поведения самих банков, нацеленная на избежание рисков, распределение денежных средств только в надежные объекты чуть ли не со стопроцентной гарантией, то налицо изменение принципов функционирования банков, изменение их содержания и назначения.

5. Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы, нацеленное на создание системы эффективного финансового посредничества. Развитие банковской системы будет способствовать активизации трансмиссионного механизма передачи сигналов от денежно-кредитной политики экономике, созданию условий, которые позволят использовать денежно-кредитные механизмы для стимулирования роста национальной экономики без угрозы усиления инфляционных процессов.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Валютное 

регулирование

Деятельность государственных  органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

2

Денежная масса в  обращении

Количество обращающихся, находящихся в движении денег за определенный период, на определенную дату, исчисляемое как сумма наличных денег и денег на счетах «до востребования».

3

Инфляция

Повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени. Она характеризуется общим индексом инфляции - индексом изменения общего (среднего) уровня цен в стране и уровнями цен на отдельные виды товаров, работ и услуг, отсчитываемыми от начального момента - момента разработки проектных материалов.

4

Обязательный резерв

Устанавливаемые законодательными и другими нормативными актами нормы резервирования средств, ресурсов хозяйствующими субъектами, организациями.

5

Операции на открытом рынке

Под операциями Банка  России на открытом рынке понимаются:

1) купля-продажа казначейских  векселей, государственных облигаций,  прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России;

2) купля-продажа иных ценных  бумаг, определенных решением  Совета директоров, при условии  их допуска к обращению на  торгах фондовых бирж и (или)  иных организаторов торговли  на рынке ценных бумаг.

6

Платежный баланс

Таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае - пассивным.

7

Прямые количественные ограничения ЦБ РФ

Под прямыми количественными  ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных  организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

8

Рефинансирование

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

9

Ставка рефинансирования

Под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации  понимается:

в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств.

10

Таргетирование

Установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста денежной массы, которых придерживаются в своей политике центральные банки.


 

Список использованных источников

1

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». – Справочная правовая система КонсультантПлюс.. - Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : (Электронный ресурс) / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 01.05.2010.

2

Основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. - Справочная правовая система КонсультантПлюс. - Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : (Электронный ресурс) / Компания «Консультант Плюс». – Посл. обновление 01.05.2010.

3

Астапов, К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса / К.Л. Астапов // Финансы. – 2009. - № 6. –С.21 – 24.

4

Габидулин М. Проблемы антиинфляционного  регулирования в России // Бухгалтерия  и банки. – 2008. - № 1. – С.25 – 29.

5

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: Изд-во Московского университета, 1997.

6

Карташов, А.В. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях финансовой неустойчивости / А.В. Карташов // Юридическая работа в кредитной организации. – 2009. - № 2. –С.11 – 15.

7

Курьянов А.М. Актуальные вопросы денежно-кредитной политики // Финансы. – 2007. – № 9. – С.20 – 24.

8

Латковская Т.А. Правовые механизмы  реализации денежно-кредитной политики как составляющей финансовой политики государства // Финансовое право. – 2008. - № 4. – С.23 – 28.

9

Макроэкономика: теория и российская практика / под ред.А.Г. Грязновой. –  М.: Кнорус, 2008.

10

Мирзоян Р.Э. Денежно-кредитная политика Российской Федерации // Финансовое право. – 2008. - № 4. – С.18 – 25.

11

Слепов, В.А. Динамика денежно-кредитной политики развитых стран / В.А. Слепов // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2010. - №1. –С.8 - 12.

12

Смирнов Е.Е. Единая денежно-кредитная  политика в РФ: тенденции и перспективы // Управление в кредитной организации. – 2008. - № 6. – С.11 – 17.


Приложения

А


1 Мирзоян Р.Э. Денежно-кредитная политика Российской Федерации // Финансовое право. – 2008. - № 4. – С.18.

Информация о работе Денежно-кредитная политика россии и инструменты ее реализации