Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:10, курсовая работа
Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в 4изменении денежного предложения с целью стабилизации 4совокупного объема производства занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов.
1 Теоретические аспекты кредитно-денежного регулирования.
1.1 Цели кредитно-денежного регулирования.
1.2 Инструменты кредитно-денежной политики.
1.2.1 Рефинансирование коммерческих банков:
- переучет векселей;
- операции на открытом рынке.
1.2.2 Политика обязательных резервов.
1.2.3 Ограничение кредитования центральным банком.
1.2.4 Политика количественных кредитных ограничений.
1.3 Политика дешевых и дорогих денег.
1.4 Позитивные и негативные аспекты кредитно-денежной политики.
2 Некоторые аспекты кредитно-денежной политики на примере Японии и Мексики.
2.1 Денежно-кредитная политика в Японии.
2.2 Монетарная политика в Мексике.
3 Борьба с инфляцией при помощи целенаправленной кредитно - денежной политики (опыт США).
4 ЛИТЕРАТУРА
Данный метод регулирования имеет ряд недостатков.
Остановимся на наиболее важных из них. Во-первых, происходит ухудшение функционирования банковской системы в целом Банковские учреждения должны выполнять предписания эмииссионного института в сфере активных операций. Т.е. зная заранее предельные размеры своей деятельности, банки не стремятся их превысить, поскольку это запрещено административно. Рынок оказывается как бы заранее разделенным между отдельными кредиторами. Получается, что контингентированием охвачены не только ссудные, но и заемные операции. В итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском деле, поскольку банк был вынужден заморозить дополнительную сумму ресурсов на беспроцентном счете в эмиссионном институте.
Анализ двух методов кредитного регулирования показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и других банков является сугубо администативным методом, в отличие от от операций на открытом рынке, относящимся к рыночным методам регулирования.
Если рефинансирование влияет избирательно на банки, то политика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, например инвестиционные и другие специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В
последние полтора-два
Политика количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям . Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
В настоящее время в развитых странах наблюдается снижение роли центрального банка как главного органа денежно-кредитного регулирования. Это объясняется появлением и развитием новых форм небанковского кредита, падением эффективности интервенцийна денежном рынке зависимостью центрального банка от правительства.
Политика дешевых и дорогих
денег
Выше уже были упомянуты политика дорогих денег и политика дешевых денег. В этом параграфе я покажу, в чем она заключается и каков механизм реализации.
Пусть
экономика столкнулась с
Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно внести изменения в законодательство , связанные с уменьшением резервной нормы. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем кредитования , то можно ожидать , что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем , чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В
ситуации, когда экономика сталкивается
с излишними расходами, что
порождает инфляционные процессы,
центральный банк должен
попытаться понизить общие
расходы путем ограничения
или сокращения предложения денег.
Чтобы решить эту проблему, необходимо
понизить резервы коммерческих банков.
Это осуществляется следующим образом.
Центральный банк должен продавать
государственные облигации на
открытом рынке для того,
чтобы урезать резервы коммерческих
банков. Затем необходимо увеличить
резервную норму, что
автоматически освобождает коммерческие
банки от избыточных резервов. Третья
мера заключается в поднятии
учетной ставки для снижения
интереса коммерческих банков
к увеличению своих резервов
посредством заимствования у центрального
банка. Приведенную выше систему
мер называют политикой дорогих
денег. В результате ее проведения
банки обнаруживают, что их резервы
слишком малы , чтобы удовлетворить
предписываемой законом резервной норме
, то есть их текущий счет слишком
велик по отношению к их резервам.
Поэтому, чтобы выполнить требование
резервной нормы при недостаточных резервах,
банкам следует сохранить свои текущие
счета , воздержавшись от выдачи новых
ссуд, после того как старые
выплачены. Вследствие этого денежное
предложение сократится, вызывая
повышение нормы процента, а рост
процентной ставки сократит
инвестиции , уменьшая совокупные
расходы и ограничивая инфляцию.
Цель политики заключается в ограничении
предложения денег, то есть снижения
доступности кредита и увеличения
его издержек для того, чтобы понизить
расходы и сдержать инфляционное давление.
Позитивные и негативные
аспекты кредитно-денежной политики.
Необходимо отметить сильные и
слабые стороны кредитно - денежной политики.
В пользу монетарной политики можно привести
следующие доводы. Во-первых, быстрота
и гибкость по сравнению с фискальной
политикой. Известно, что применение
фискальной политики может быть отложено
на долгое время из-за обсуждения в законодательных
органах власти. Иначе обстоит дело с кредитно
- денежной политикой. Центральный
банк и другие органы, регулирующие
кредитн- денежную сферу, могут
ежедневно принимать решения о покупке
и продаже ценных бумаг и тем самым 4влиять
на денежное предложение и процентную
ставку. Второй 4немаловажный аспект
связан с тем, что в развитых
странах 4данная политика изолирована
от политического давления; кроме
того, 4она по своей природе мягче ,
чем фискальная политика и 4действует
тоньше и потому представляется более
приемлемой в политическом отношении.
Но существует ряд негативных моментов.
Политика дорогих денег, если ее
проводить достаточно энергично, действительно
способна понизить резервы коммерческих
банков до точки , в которой
банки вынуждены ограничить
объем кредитов. А это означает
ограничение предложения денег. Политика
дешевых денег может обеспечить коммерческим
банкам необходимые резервы, то есть
возможность предоставления ссуд,
однако она не в состоянии
гарантировать , что банки
действительно выдадут ссуду и
предложение денег увеличится.
При такой ситуации действия
данной политики окажутся малоэффективными.
Данное явление называется цикличной
ассиметрией , причем она может
4оказаться серьезной помехой кредитно-денежного
регулирования во время депрессии.
В более нормальные периоды повышение
избыточных резервов ведет к предоставлению
дополнительных кредитов и, тем самым,
к увеличению денежного предложения .Другой
негативный фактор,
замеченный некоторыми неокенсианцами
, заключается в следующем. Скорость
обращения денег имеет тенденцию меняться
в направлении, противоположном предложению
денег, тем самым тормозя или ликвидируя
изменения в предложении денег
, вызванные политикой, то есть
когда предложение денег ограничивается,
скорость обращения денег склонна
к возрастанию. И наоборот,
когда принимаются политические меры
для увеличения предложения денег в
период спада, весьма вероятно падение
скорости обращения денег. Иными словами,
при дешевых деньгах скорость
обращения денег снижается ,при обратном
ходе событий политика дорогих денег вызывает
увеличение скорости обращения. А нам
известно, что общие расходы могут
рассматриваться как денежное предложение
, умноженное на скорость обращения денег.
И, следовательно , при политике дешевых
денег, как было сказано выше
, скорость обращения денежной массы
падает, а значит, и общие расходы
сокращяются, что противоречит
целям политики. Аналогичное явление
происходит при политике дорогих денег.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ
НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ И МЕКСИКИ
Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов , позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции. В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике определенный интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем финансово-экономической стабилизации, в частности, на примере одной из наиболее развитых стран мира - Японии и на примере Мексики, которая является одной из самых развитых стран Латинской Америки.
Денежно-кредитная политика в Японии Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно - денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного регулирования. Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы. Именно банковские учреждения позволили "поставить на ноги" группу крупных корпораций, составляющих сегодня неизменную основу экономического процветания страны. Брагинский ,автор книги "Кредитноденежная политика в Японии" утверждает, что "только банковская система с ее возможностью активно создавать кредит ,а не просто аккумулировать и перераспределять уже имеющиеся у предпринимателей и домашних хозяйств финансовые средства, могла обеспечить потребность японских корпораций в кредитных ресурсах."
Нужно отметить , что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального банка частному финансовому сектору на льготных условиях ,государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание роли самофинасирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка. В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок." При этом - отмечает Брагинский - либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями эффективности , сколько необходимостью размещения на рынке громадного количество облигаций госзаймов и нажимом извне, а ставки долгосрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешней день".
Что касается инструментариев кредитно-денежной политики Центрального банка , то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов , а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии в течение нескольких послевоенных десятилетий имели весьма малое значение , уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента.
В последнее время , правда , ситуация несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация , а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному , классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена до рыночного уровня.С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала.
Все
это дает Брагинскому основания
говорить о качественной смене
модели регулирования кредитно-
Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль , Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования , в первую очередь краткосрочного. Так , по свидетельству Брагинского, "Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы ".Анализируя политику контроля за денежной массой, автор подтверждает справедливость известного тезиса о том ,что "попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае , когда они используются для предотвращения выхода из спада". Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал" .Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.
В 80-е годы было ограничено использование кредитно-денежной политики для селективного регулирования потоков ссудного капитала , прилагались усилия для ограничения масштабов и сфер деятельности правительственных финансовых учреждений и институтов, а в макроэкономической сфере наблюдалось стремление перенести акцент с регулирования совокупного спроса на контроль за денежной массой и ценовой динамикой. К 4редитно-денежная политика в Мексике
В первой половине 80-х годов мексиканская экономика находилась в кризисном состоянии, усугубленном острейшим кризисом внешней задолженности , нарастающей инфляцией и массовым бегством частных капиталов из страны. К тому же особенностью развития Мексики традиционно были довольно сильные позиции государства в экономике, жесткая регламентация режима деятельности иностранных банков , суровая централизованность государственного регулирования деятельности национальных банков. В этих условиях правительство начало проводить экономическую реформу.
В результате антикризисных мероприятий правительства начался поворот финансово-экономической политики в сторону модернизации и либерализации экономики, развития рыночных механизмов, а также большой "открытости" экономики и интегрированности ее в мировое хозяйство.
Информация о работе Денежно-кредитное регулирование в условиях рыночной экономике