Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:10, курсовая работа
Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в 4изменении денежного предложения с целью стабилизации 4совокупного объема производства занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов.
1 Теоретические аспекты кредитно-денежного регулирования.
1.1 Цели кредитно-денежного регулирования.
1.2 Инструменты кредитно-денежной политики.
1.2.1 Рефинансирование коммерческих банков:
- переучет векселей;
- операции на открытом рынке.
1.2.2 Политика обязательных резервов.
1.2.3 Ограничение кредитования центральным банком.
1.2.4 Политика количественных кредитных ограничений.
1.3 Политика дешевых и дорогих денег.
1.4 Позитивные и негативные аспекты кредитно-денежной политики.
2 Некоторые аспекты кредитно-денежной политики на примере Японии и Мексики.
2.1 Денежно-кредитная политика в Японии.
2.2 Монетарная политика в Мексике.
3 Борьба с инфляцией при помощи целенаправленной кредитно - денежной политики (опыт США).
4 ЛИТЕРАТУРА
Остановимся на основных моментах стабилизационной политики Мексики. Регулирование денежного обращения мексиканское правительство и центральный банк страны - Банк Мексики - старались использовать как инструмент реструктивной монетарной политики и придерживаться следующих положений: денежная масса в обращении не должна была превышать более чем в четыре раза стоимость официальных инвалютных резервов станы; лимиты финансирования, предоставляемого Банком Мексики, определялись "потолком" (максимальной суммой), который устанавливался конгрессом ежегодно при рассмотрении федерального бюджета. Кредитные рестрикции обеспечивались довольно жестким регулированием финансовых операций мексиканских коммерческих банков, особенно в форме режима "обязательных вложений", который применялся до недавнего времени. Помимо обычных резервных требований, для мексиканских банков был увеличен размер обязательных специальных депозитов в Банке Мексики, а также размер нормативов селективного отраслевого кредита и так называемый коэффициент обязательной ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг). Вплоть до 1989 года регулированию подлежали ставки процентов по пассивным операциям коммерческих банков.
Денежно-кредитное
регулирование в Мексике
традиционно было довольно
жестким и сложным. Кредитным
учреждениям приписывалось
В 1991 году ситуация в кредитной сфере заметно изменилась: началась активная приватизация банков, потребовавшая и больших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кредит резко возрос. В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным ограничителем банковской маневренности. Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и такой фактор, как бездефицитный государственный бюджет, не требующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги.
Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулирования проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя - "коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг. Данная политика была вызвана опасениями центральных банковских властей, что обильный приток в Метсику иностранных капиталов, а также частных мексиканских капиталов из-за рубежа, репатриация так называемых"беглых" капиталов из зарубежных банков могут иметь некоторый инфляционный эффект и влияние на денежную массу в обращении. Либерализация государственного регулирования банковской системы не означает полной его отмены и осуществляется теперь по следующим направлениям:
- операции Банка Мексики как кредитора всех банков в последней инстанции;
- поддержание нормативов минимума собственного капитала банков (теперь они устанавливаются не в пропорции к пассивам, как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских операций;
- хранение всеми банками депозитов до востребования, а также кассовой наличности в Банке Мексики;
- интервенции Центрального банка на денежном рынке; - осуществление и регулирование селективного кредитования приоритетных отраслей в основном через государственные банки развития, предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;
-
введения для банков нового
норматива контроля
-"коэффициента
инвалютной ликвидности";
- создание специальных резервов банков под сомнительные долги;
- разработка более строгих правил и условий для предоставления кредита лицам и организациям, связанные с акционерами и руководством банка;
-
более четкое определение
содержания должностного преступления
в банковской сфере и
- разрешение на ассоциирование банковских и небанковских финансовых учреждений .
Весь
этот комплекс мер позволил к
1992 году добиться успеха в
деле стабилизации национальной валюты
и внутренних цен, снизить темпы
инфляции до 9,7%, достичь темпа
роста ВНП на 4%, увеличить финансирование
частного сектора на 20,2%.
БОРЬБА С ИНФЛЯЦИЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Одной из самых серьезных трудностей, с которой столкнулась экономика на современном этапе, явилась инфляция. Эта проблема особенно стала остро в 70-х годах. Так, например, в США темпы инфляции зв десятилетие утроились с 4% до 13% в год. Причиной такой ситуации в Соединенных Штатах явилась утрата доверия к тому, как управляется американская экономика. Позиции доллара на зарубежных валютных рынках ослабли, а на рынках кредитных ресурсов значительно повысились нормы процента за их предоставление.
Усиление инфляционных процессов заставило экономистов провести ряд исследований в данной области. В результате проведенной работы ученые сделали вывод о необходимости установления контроля над кредитно-денежными агрегатами. Другими словами, специалисты заключили, что скорость обращения денег, выраженная отношением номинального объема производства к величине спроса населения на денежные средства, является показателем достаточно стабильным и предсказуемым.
V=Y/M,
где V - скорость обращения денежной массы; Y - номинальный объем производства; M - величина денежной массы в обращении.
Исходя из этой формулы, было предложено бороться с инфляцией. Если скорость обращения стабильна, тогда желаемого объема производства можно достичь, задавая соответствующие значения величины денежной массы в обращении. Нужно отметить, что на практике данный процесс более сложен, поскольку выбор монетарной переменной влияет на уровень процентных ставок, что, в свою очередь, оказывает воздействие "на степень привлекательности хранения на счетах денежных средств", то есть на скорость обращения денег.
Величина номинального дохода может быть выражена следующим образом:
Y=P*y,
где
Y - рост номинального дохода;
P - темпы инфляции; y - темпы
роста реального об'ема
Было признано, что современные темпы роста реального объема производства будут приближаться к потенциальным темпам роста объемов, вовлеченных в экономическую деятельность ресурсов, а также их производительности. Кредитно - денежная политика не сможет оказывать серьезного влияния на долговременную тенденцию роста объемов производства, или это влияние будет носить негативный характер, поскольку дестабилизируется денежная система и создаются препятствия на пути капиталовложений в экономику. При таких условиях изменение темпов роста величины номинального дохода будет означать аналогичные изменения темпов инфляции. Следовательно, ликвидация инфляции и восстановления контроля в области ценообразования требует замедления роста денежной массы.
Кредитно - денежная политика США основывается на вышеизложенной концепции. На основании ее в 1978 году Конгресс США принял законодательство, обязывающее Федеральную Резервную Систему (ФРС) установить пределы роста денежной и кредитной массы. Также был принят "Акт о полной занятости и сбалансированном росте." В нем указывались цели кредитно - денежной политики: обеспечение высокого уровня занятости и поддержания стабильности цен. Для достижения этого ФРС предписывалось ежегодно объявлять величину денежной массы и кредитных ресурсов на следующий год, что должно воздействовать на ожидаемое функционирование экономики и темпы инфляции.
Признавая, что не всегда можно поддерживать желаемое соотношение между ростом денежной массы и темпами экономического развития, закон не обязывает ФРС точно соблюдать заявленные параметры денежной массы. Однако, в случае, если расхождение имеет место, ФРС должна объяснить их причины. Величины денежной массы и кредитной эмиссии объявляются в феврале каждого года и корректируются в докладе, представляемом в конгресс в июне. В этом докладе также называются предварительные оценки указанных величин на следующий год.
Данная политика преследует три основные цели : во-первых, ограничение роста цен; во-вторых, извещение общественности о будущей стратегии ФРС, чтобы юридические и физические лица могли соотносить свое экономическое поведение с намерениями центрального банка. И в-третьих, усиление подотчетности и ответственности Центрального Банка за принимаемые им решения и достижение намеченной цели.
Нужно
отметить, что опыт американских
экономистов в области борьбы
с инфляцией может быть полезен
при проведении антиинфляционных
мер, тем более, что данное
направление экономической реформы
признано приоритетным российским
правительством.
ЛИТЕРАТУРА
Волынский В.С. "Кредит в условиях современного капитализма" Москва, 1991г.
Волынский В.С. "Кредитная система в условиях капитализма"; "Деньги и кредит" 1990, N5.
Брагинский С.В. "Кредитно-денежная политика в Японии" ;
М:Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.
Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю "Экономикс", "Республика", 1992, гл. 17 стр. 298 - 319. 5 Расторгуева
Е.А."Мексика:
по пути финансово - экономической стабилизации";
Информация о работе Денежно-кредитное регулирование в условиях рыночной экономике