Денежно-кредитное регулирование в условиях рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в 4изменении денежного предложения с целью стабилизации 4совокупного объема производства занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов.

Содержание

1 Теоретические аспекты кредитно-денежного регулирования.
1.1 Цели кредитно-денежного регулирования.
1.2 Инструменты кредитно-денежной политики.
1.2.1 Рефинансирование коммерческих банков:
- переучет векселей;
- операции на открытом рынке.
1.2.2 Политика обязательных резервов.
1.2.3 Ограничение кредитования центральным банком.
1.2.4 Политика количественных кредитных ограничений.
1.3 Политика дешевых и дорогих денег.
1.4 Позитивные и негативные аспекты кредитно-денежной политики.
2 Некоторые аспекты кредитно-денежной политики на примере Японии и Мексики.
2.1 Денежно-кредитная политика в Японии.
2.2 Монетарная политика в Мексике.
3 Борьба с инфляцией при помощи целенаправленной кредитно - денежной политики (опыт США).
4 ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Кредитно-денежное регулирование в условиях рыночной экономики.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

      Остановимся на    основных    моментах   стабилизационной политики   Мексики.    Регулирование    денежного    обращения мексиканское  правительство  и  центральный банк страны - Банк Мексики - старались использовать как инструмент  реструктивной монетарной  политики  и  придерживаться  следующих  положений: денежная масса в обращении не должна была превышать более  чем в четыре раза стоимость официальных инвалютных резервов станы; лимиты   финансирования, предоставляемого    Банком    Мексики, определялись   "потолком"   (максимальной   суммой),   который устанавливался   конгрессом    ежегодно    при    рассмотрении федерального   бюджета.  Кредитные  рестрикции  обеспечивались довольно   жестким    регулированием    финансовых    операций мексиканских  коммерческих  банков,  особенно  в  форме режима "обязательных  вложений",  который  применялся  до   недавнего времени. Помимо обычных резервных требований, для мексиканских банков был увеличен размер обязательных специальных  депозитов в  Банке  Мексики,  а  также  размер  нормативов  селективного отраслевого кредита и так называемый коэффициент  обязательной ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг). Вплоть до 1989 года регулированию подлежали  ставки  процентов  по  пассивным операциям коммерческих банков.     

      Денежно-кредитное  регулирование  в  Мексике   традиционно было   довольно   жестким  и  сложным.  Кредитным  учреждениям приписывалось обязательное кредитование приоритетных (с  точки  зрения   государственных   экономических  программ)  отраслей. Административному   регулированию   подлежали   также   ставки банковского    процента    и   кассовая   наличность   банков. "Зарегулированность  "  банковской  деятельности   существенно ограничивала  финансовую базу  для активных операций,  сужала маневренность банков.  Поэтому в конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблению государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены" банковские ставки, также были отменены некоторые нормативы обязательного страхования. Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма регулирования,  как "коэффициент обязательной ликвидности" в национальной валюте в виде  государственных  ценных   бумаг   ("бон   экономического развития").

      В 1991  году   ситуация   в   кредитной   сфере   заметно  изменилась:    началась    активная    приватизация    банков, потребовавшая  и  больших  сумм   наличности,   и   банковских кредитов.  Спрос  на  кредит  резко  возрос.  В таких  условиях коэффициент обязательной ликвидности становился  нежелательным ограничителем банковской маневренности.  Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и  такой  фактор,  как  бездефицитный государственный  бюджет,  не  требующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги.

      Отмена  вышеуказанного  инструмента  банковского  регулирования проводилась   почти   одновременно   с    введением    другого регулирующего    показателя    -    "коэффициента   инвалютной ликвидности",  который предписывал банкам держать часть  своих пассивов  в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг.  Данная политика была  вызвана  опасениями  центральных банковских властей,  что обильный приток в Метсику иностранных капиталов,  а  также частных мексиканских  капиталов   из-за рубежа,   репатриация   так называемых"беглых"  капиталов из зарубежных банков могут иметь некоторый инфляционный эффект  и влияние на  денежную массу в обращении. Либерализация государственного  регулирования банковской системы  не означает полной его отмены и осуществляется теперь по следующим направлениям:

      - операции  Банка  Мексики   как  кредитора  всех банков  в последней инстанции;

      - поддержание  нормативов  минимума  собственного капитала банков (теперь  они устанавливаются не в пропорции к  пассивам, как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских операций;

      - хранение  всеми  банками депозитов  до востребования,  а также  кассовой наличности в Банке  Мексики;

      - интервенции  Центрального  банка   на денежном рынке;  - осуществление и регулирование селективного кредитования приоритетных отраслей  в основном через государственные банки развития,  предоставляющие дешевые кредиты   и   техническую помощь;

      - введения  для  банков  нового  норматива   контроля    

      -"коэффициента  инвалютной ликвидности"; 

      - создание специальных резервов  банков  под  сомнительные долги;

      - разработка  более  строгих   правил   и   условий   для  предоставления  кредита  лицам   и  организациям,  связанные   с акционерами и руководством банка;

      - более   четкое   определение   содержания  должностного преступления  в банковской сфере и  применение  соответствующих санкций к банковским  служащим, совершающим такие преступления;

      - разрешение на ассоциирование  банковских и  небанковских финансовых учреждений .

      Весь  этот комплекс мер  позволил  к  1992  году  добиться успеха  в  деле  стабилизации национальной валюты и внутренних цен,  снизить темпы  инфляции до 9,7%,  достичь темпа  роста ВНП на 4%, увеличить финансирование частного сектора на 20,2%. 
 

      БОРЬБА  С    ИНФЛЯЦИЕЙ    ПРИ    ПОМОЩИ    ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ  КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

      Одной из самых серьезных  трудностей,  с  которой  столкнулась экономика  на современном этапе, явилась инфляция. Эта проблема особенно стала остро  в 70-х годах.  Так, например, в США темпы инфляции зв десятилетие утроились с 4%  до 13% в год. Причиной такой ситуации в Соединенных Штатах явилась утрата  доверия к тому,  как управляется американская экономика. Позиции доллара на зарубежных валютных рынках ослабли,  а на рынках  кредитных ресурсов   значительно   повысились   нормы   процента  за  их предоставление.

      Усиление  инфляционных   процессов   заставило  экономистов провести ряд  исследований  в  данной  области.  В  результате проведенной   работы  ученые  сделали  вывод  о  необходимости установления  контроля  над   кредитно-денежными   агрегатами. Другими словами, специалисты заключили, что скорость обращения денег,  выраженная отношением номинального объема производства к  величине  спроса  населения на денежные средства,  является показателем достаточно стабильным и предсказуемым.

      V=Y/M, 

        где V  -  скорость  обращения   денежной   массы;   Y    -    номинальный   объем   производства;   M  -  величина  денежной массы в обращении.

      Исходя  из  этой  формулы,  было  предложено   бороться   с инфляцией.  Если скорость обращения стабильна, тогда желаемого объема производства  можно  достичь,  задавая  соответствующие значения величины денежной массы в обращении.  Нужно отметить, что на практике данный процесс более сложен,  поскольку  выбор монетарной  переменной  влияет  на  уровень процентных ставок, что,  в  свою  очередь,  оказывает  воздействие  "на   степень привлекательности  хранения  на  счетах денежных средств",  то есть на скорость обращения денег.

      Величина  номинального дохода может быть выражена следующим образом:

      Y=P*y, 

      где Y - рост  номинального  дохода;  P  -  темпы инфляции;  y  - темпы  роста реального об'ема производства.

      Было  признано,  что  современные  темпы  роста   реального объема  производства будут приближаться к потенциальным темпам роста  объемов,  вовлеченных  в   экономическую   деятельность ресурсов,  а также их производительности.  Кредитно - денежная политика   не   сможет   оказывать   серьезного   влияния   на долговременную  тенденцию роста объемов производства,  или это влияние   будет   носить   негативный   характер,    поскольку дестабилизируется  денежная система и создаются препятствия на пути  капиталовложений  в  экономику.   При   таких   условиях изменение  темпов  роста величины  номинального  дохода будет означать аналогичные изменения темпов инфляции. Следовательно, ликвидация   инфляции  и восстановления  контроля  в области ценообразования требует замедления роста денежной массы.

      Кредитно -   денежная   политика   США   основывается   на вышеизложенной концепции. На основании ее в 1978 году Конгресс США принял законодательство, обязывающее Федеральную Резервную Систему (ФРС) установить пределы роста  денежной  и  кредитной массы.   Также   был   принят   "Акт   о  полной  занятости  и сбалансированном росте." В нем  указывались  цели  кредитно  - денежной  политики:  обеспечение  высокого  уровня занятости и поддержания  стабильности  цен.  Для  достижения   этого   ФРС предписывалось  ежегодно  объявлять  величину денежной массы и кредитных ресурсов на следующий год, что должно воздействовать на ожидаемое функционирование экономики и темпы инфляции.

      Признавая, что не  всегда  можно  поддерживать  желаемое соотношение    между   ростом   денежной   массы   и  темпами экономического  развития,  закон не   обязывает   ФРС   точно соблюдать заявленные  параметры денежной  массы.  Однако,  в случае,  если расхождение имеет место, ФРС должна объяснить их причины.   Величины   денежной   массы   и кредитной эмиссии объявляются в феврале каждого года и корректируются в докладе, представляемом  в  конгресс  в  июне.  В  этом  докладе  также называются  предварительные  оценки   указанных   величин   на следующий год.

             Данная политика  преследует   три   основные   цели   : во-первых,   ограничение   роста   цен;  во-вторых,  извещение общественности о будущей стратегии ФРС,  чтобы  юридические  и физические  лица могли соотносить свое экономическое поведение с  намерениями  центрального  банка.  И  в-третьих,   усиление подотчетности   и   ответственности   Центрального   Банка за принимаемые им решения и достижение намеченной цели.

      Нужно отметить,  что  опыт  американских  экономистов в области борьбы с инфляцией может быть полезен  при  проведении антиинфляционных   мер,  тем  более,  что  данное  направление экономической   реформы   признано   приоритетным   российским правительством. 
 
 

      ЛИТЕРАТУРА

      Волынский  В.С.   "Кредит   в   условиях   современного капитализма" Москва, 1991г.

      Волынский   В.С.   "Кредитная   система   в    условиях капитализма";  "Деньги и кредит" 1990, N5.

      Брагинский  С.В. "Кредитно-денежная политика в  Японии" ;

      М:Наука.  Главная  редакция  восточной  литературы, 1989.

      Кэмпбелл  Р.  Макконнелл,  Стэнли  Л.  Брю  "Экономикс",  "Республика", 1992, гл. 17   стр. 298   -   319.   5    Расторгуева

      Е.А."Мексика: по пути финансово - экономической стабилизации";    "Деньги     и кредит" 1992, N8.   6 Симпсон   Т.   "Американский   опыт    функционирования центральной   банковской   системы   и  угроза       инфляции";  "Вопросы экономики",1992, N12.


Информация о работе Денежно-кредитное регулирование в условиях рыночной экономике