Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 13:20, курсовая работа
Цель работы:
1) Анализ денежных реформ проведенных в России.
2) Определить проблемы и перспективы регулирования денежного обащения в РФ.
3) Проанализировать проблемы денежной политики России.
Задачи курсовой работы:
1) Проанализировать эффективность проведенных денежных реформ для экономики России.
2) Ознакомиться с законами денежного обращения.
3) Проанализировать проблемы денежной политики России.
Введе-ние……………………..………………………………………….…3
Глава I. Денежные рефор-мы………………………………………………......5
1.1 Реформы РСФСР и СССР…………………..……………………..…...5
1.2 Реформы Российской Федерации. ………………………………..…16
Глава II. Денежное обращение ……………………………………………....20
2.1 Особенности денежного обращения………………………………..20
2.2 Регулирование обращения денег государством……………………25
2.3 Проблемы и перспективы регулирования денежного обращения в Российской Федерации………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………………..…45
Однако в середине августа 1998 г. финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов, падения курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля. Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России. Платежи по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись в размере 12—13 млрд. рублей. [13]
Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 г. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов. [15]
На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее значение, в силу того, что эта задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось.
Глава II. Денежное обращение.
Денежная масса в обращении - количественная характеристика движения денег (совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и другие участники рынка) на определенную дату и за определенный период.
Взгляды на проблемы денежного обращения не однозначны. Закон денежного обращения определяет количество денег, необходимых для обращения. B экономической литературе можно встретить две интерпретации данного закона – это уравнения И. Фишера и К. Маркса.
Уравнение И. Фишера основано на количественной теории денег. Она выражает собой весы, на одной чаше которых находится весь объем денежного обращения (денежная масса), то есть взято количество денег в обращении (M), прошедшее (V) оборотов в исследуемом периоде. На другой же чаше находится сумма цен всех товаров (товарная масса), вернее все товары, обращавшиеся в этом периоде (Q) взятое по действующему уровню цен (P) в исследуемом периоде. И полностью оно записывается так:
M * V = P * Q (1)
Уравнение К. Маркса рассматривает более широкую структуру денежного обращения в период исследований и представляет уравнение И. Фишера в развернутом виде:
КД = (СЦ – К + П – ВП) / О (2)
В этом уравнении: КД – количество денег в обращении, M – y Фишера.
О – скорость обращения денег, V – y Фишера.
В объеме денежного обращения товарная масса (P * Q) ограничивается рамками периода и дополнена платежными операциями:
СЦ – сумма цен товаров, находящихся в обращении (товарная масса),
(P * Q) – y Фишера.
К – сумма цен товаров, проданных в кредит, платежи по которым выходят за рамки рассматриваемого периода.
П – сумма платежей по долговым и прочим обязательствам.
ВП – сумма взаимопогашающихся платежей в данном периоде.
Количество денег в обращении регулируется законом денежного обращения. Превышение этого количества приводит к инфляции, то есть переполнению сферы обращения денежной массой сверх потребности в ней. Инфляция снижает покупательную способность денег, происходит рост цен.
Вся денежная масса по признаку ликвидности, то есть по времени, которое необходимо, чтобы получить наличные деньги, подразделяется на несколько агрегатов. Денежные агрегаты - показатели структуры денежной массы. Состав денежных агрегатов различен по странам. Чаще всего используются агрегаты:
Агрегат М0 включает наличные деньги в обращении: банкноты, металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2—3%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях прибыльной продажи в виде слитков.
Казначейские билеты — бумажные деньги, эмиссии которых осуществляются казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах. Например, в Республике Джибути в обращении находятся казначейские билеты (достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии которых осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и в Королевстве Тонга.
Преобладающая роль принадлежит банкнотам.
Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для платежей в безналичной форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для расчетов c помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные поручения (преобладающая форма расчетов в российской экономике) либо чеки и аккредитивы. Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.
Агрегат М2 содержит агрегат М1 срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, a также краткосрочные государственные ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность. Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и, таким образом, обладают меньшей ликвидностью, чем сберегательные депозиты. В CIIIA агрегат М2 включает: М1 — 23%(в том числе наличные деньги 7% и чековые вклады 19%), сберегательные и срочные депозит — 74%.
Агрегат М3 содержит агрегат М2, сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, то есть гарантии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.
Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депозитов в кредитных учреждениях.
Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Практика подсказывает, что равновесие наступает при М2>М3 оно укрепляется при М2 + М3 > М1
В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.
Для определения денежной массы страны используют разное количество агрегатов (например, США — четыре, Франция — два). В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2, М3. К денежным агрегатам относят: М0— наличные деньги в обращении; М1 кроме М0 — средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2 равняется М1 плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация; М3 состоит из М2 и сертификатов, облигаций государственного займа.
К началу 1994г. структура совокупной денежной массы Российской Федерации имела следующий состав: М0-29,8%;М1 (без М0) - 66,71%; М2 (без М1) - 3,1%;М3 (без М2) - 0,5%. Данные подтверждают, что почти треть денежной массы приходится на наличные деньги. Причем этот денежный агрегат за последние четыре года резко вырос. Рост наличных денег, которые обслуживают население, a в современных условиях к ним часто прибегают юридические лица, вызывает нехватку денег в стране. Переход денег из безналичного оборота в наличный — следствие жесткой финансовой политики ведет к расширению уклонения от уплаты налогов. Кроме того, сокращение безналичного оборота свидетельствует o снижении возможности государства влиять на реальные хозяйственные процессы.
Совокупный объем денежной массы (денежный агрегат М2) увеличивался быстрыми темпами, o чем свидетельствуют следующие данные (на конец соответствующего года): в 1992г. — 7,14 трлн. руб.; 1993г. — 36,72 трлн. рубя, и в 1994г. — 106,4 трлн. руб.
На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.
Количество денежной массы определяется государством — эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства. В России главная, причина увеличения денежной массы — государство, огромный дефицит федерального бюджета, который в значительной степени погашался в течение 1992 — 1994 гг. выпуском денег в обращение. Товарный оборот в то же время в реальном выражении даже сократился из-за падения темпов производства.
Другой фактор, влияющий на денежную массу, — скорость обращения денег, то есть их интенсивное движение при выполнении ими функций обращения и платежа.
Ha скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, то есть циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, a также монетарные факторы, то есть структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных средств), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, a также внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и использование электронных денег в расчетах. Кроме этих общих факторов, скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.
Но так как скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличенная денежная масса при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению денег, то есть в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.
Объективной необходимостью для экономики является регулирование денежного обращения. Оно включает:
Существует 4 варианта целенаправленного действия государства:
Все преобразования в сфере денежного обращения осуществляются государством путём проведения денежных реформ.
Денежная реформа представляет собой действенное устранение недостатков в денежной сфере, предусматривающее переход к применению устойчивой денежной единицы, отличающейся стабильностью покупательной силы, что может способствовать развитию отношений, присущих рыночной экономике, повышению роли денег в развитии народного хозяйства.
Денежные реформы осуществляются в соответствии c законодательными актами, направленными на укрепление денежной системы страны. B ходе денежных реформ сымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ee золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы к другой. Bo всех этих случаях речь идет об изменении денежной единицы как в налично-денежном обороте, так и в безналичных расчетах.
При этом необязательно, особенно в современных условиях, изменение золотого содержания денежной единицы, так как может измениться курс национальной валюты.
Завершение денежной реформы не дает гарантии сохранения устойчивости новой денежной единицы в последующем. После проведения денежной реформы необходимо систематическое осуществление определенных мер по сохранению достигнутых результатов. Немалую роль в этом играет обоснованная денежно-кредитная политика, c помощью которой может быть осуществлено необходимое регулирование денежной сферы.
Содержание и исторический опыт проведения денежных реформ позволяют выделить три важнейшие предпосылки успешного их осуществления, к числу которых могут быть отнесены:
Информация о работе Денежные реформы. Проблемы устойчивости денежного обращения