Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 13:20, курсовая работа
Цель работы:
1) Анализ денежных реформ проведенных в России.
2) Определить проблемы и перспективы регулирования денежного обащения в РФ.
3) Проанализировать проблемы денежной политики России.
Задачи курсовой работы:
1) Проанализировать эффективность проведенных денежных реформ для экономики России.
2) Ознакомиться с законами денежного обращения.
3) Проанализировать проблемы денежной политики России.
Введе-ние……………………..………………………………………….…3
Глава I. Денежные рефор-мы………………………………………………......5
1.1 Реформы РСФСР и СССР…………………..……………………..…...5
1.2 Реформы Российской Федерации. ………………………………..…16
Глава II. Денежное обращение ……………………………………………....20
2.1 Особенности денежного обращения………………………………..20
2.2 Регулирование обращения денег государством……………………25
2.3 Проблемы и перспективы регулирования денежного обращения в Российской Федерации………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………………..…45
•рост производства, способствующий увеличению объема предложения товаров и ограничивающий возможность роста цен, что имеет существенное значение для поддержания устойчивости денежной единицы;
• бездефицитность бюджета, позволяющая обойтись без использования денежной эмиссии и привлечения кредита для покрытия расходов бюджета, благодаря чему происходит ограничение платежеспособного спроса и возможного его влияния на рост иен;
• наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса национальной валюты, a при необходимости использовать такие резервы для ввоза товаров.
Значение каждого из перечисленных факторов при проведении различных денежных реформ неодинаково, лишь при наличии этих предпосылок, проведение реформы может быть удачным.
Так же мерой, призванной устранить негативные последствия снижения устойчивости денежной единицы, является деноминация. Она имеет несравненно меньшее значение и состоит в изменении наименования денежной единицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы по определенному соотношению (например 10:1) новой денежной единицей. Подобные меры не приводят к существенному преобразованию денежной системы и сводятся лишь к замене денежной единицы, что имеет в основном техническое значение, поскольку облегчает и упрощает счет, но не ведет к созданию устойчивой денежной единицы.
Применяемая терминология для характеристики изменений денежной единицы не всегда достаточно правильно оценивает содержание таких мер. Например, проведение деноминации, как правило, означает уменьшение номинального выражения имитируемых денежных знаков. Подобная оценка практически сносна для характеристики деноминаций, проведенных в нашей стране. Это относится к деноминации в 1992г., когда рубль выпуска 1992г, заменял 10000 руб. ранее выпущенных денежных знаков, a также в 1923г., когда вновь выпушенные знаки соотносились к знакам образца 1922г. как 1:100.
Впоследствии в 1996г. была проведена замена выпущенных ранее денежных единиц по соотношению 10:1 к единице 1961г. Такая мера представляла собой деноминацию, которая сводилась к изменению номинального выражения денежной единицы, что имело значение главным образом для денежного оборота внутри страны. Однако одновременно c деноминацией было уменьшено золотое содержание денежной единицы в 4,5 раза. Оно представляло собой самостоятельную меру, имеющую отношение в основном к операциям c иностранными государствами.
Мерой стабилизации денежной единицы является также девальвация. В 1998г. в PФ повышенный интерес привлекала к себе девальвация. Этот процесс был определен сложившимся положением в экономике, финансовым кризисом, неплатежами, колебаниями курса рубля, что имело значение для расчетов по внешнеэкономическим операциям, a также при обмене рубля на иностранную валюту (доллар и др.)
При рассмотрении проблемы девальвации существуют различия в определении содержания, причин, вызывающих ее появление. B процессе анализа проблемы игнорируются различия в характере денежной единицы и условиях ее функционирования.
Действительно, при функционировании полноценной или разменной на золото денежной единицы под девальвацией понималось снижение стоимостной величины денежной единицы, состоявшее в уменьшении ее золотого содержания. Так, в середине ХХ в. как нечто само собой разумеющееся в литературе отмечалось, что девальвация состоит в уменьшении золотого содержания денежной единицы. Например, девальвация франка в 1928г. заключалась в том, что «его золотое содержание уменьшилось почти в 5 раз по сравнению довоенным», девальвация итальянской лиры (1936г.), японской иены (1937г.) «состояла в уменьшении золотого содержания названных денежных единиц».
В приведенных характеристиках осуществление девальвации не увязывается с изменениями курсов валют, а связывается с изменением золотого содержания денежных единиц.
В отличие от ранее существовавших характеристик и девальвации в современных условиях, когда весовое золотое содержание денежной единицы не фиксируется и размен денежных знаков на золото не производится, изменилось понимание девальвации.
Сравнительно широко распространена характеристика, которая связывает девальвацию со снижением курса национальной валюты, с необходимостью накопления достаточных золотовалютных резервов, способных обеспечить стабильность ее курса.
Недостаточность подобной трактовки состоит в том, что в ней в большей или меньшей степени игнорируются важные обстоятельства. Такие как, инфляционные процессы, влияющие на курс национальной валюты, как соотношение уровней цен на внутренних и зарубежных рынках.
Определенное влияние на курс валюты оказывают состояние торгового и платежного балансов, а также воздействие государства на изменение уровня цен с помощью мер таможенной и налоговой политики. Не следует игнорировать и такие факторы, как изменение стоимости товаров в связи с колебаниями в размере издержек производства, соотношения спроса и предложения товаров, снижения цен на нефть, газ и другие товары на международных рынках.
Итак, девальвация - такое изменение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте, которое сопровождается понижением покупательной способности денежной единицы.
Необходимо учитывать, что изменение и прежде всего снижение курса рубля сопровождается рядом последствий, в том числе:
• повышением заинтересованности в увеличении экспорта, так как за единицу валютной выручки можно получить большую сумму рублей;
• ростом цен на внутреннем рынке, особенно по импортируемым товарам, что может отразиться на ухудшении материального положения населения;
• снижением ценности рублевых сбережений (наличными деньгами и деньгами, хранящимися в банках);
• ухудшением условий импорта оборудования и различных приборов.
Все это должно послужить побудительным мотивом для осуществления государством определенных мер по устранению негативных последствий снижения курса рубля, как для предприятий, так и для населения.
Существуют также такие меры стабилизации, как дефляция (уменьшение денежной массы путём изъятия из обращения излишних бумажных денег) и нуллификация (ликвидация старых и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве).
Денежный оборот, обслуживая кругооборот товаров, представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах. Регулирование денежного оборота под влиянием определенного типа экономики модифицирует формы движения денег. Взаимный переход наличной и безналичной его частей обогащает содержание денежного оборота. Постоянное регулирование способно не только обогатить, но и обескровить денежный оборот, закупорить его каналы. Оборот кредита также входит составной частью в денежный оборот. Поэтому выяснение вопроса содержания кредита может усложнить и, одновременно, облегчить процесс регулирования денежного оборота. Все эти положения верны, но все в меньшей степени отражают реалии современного денежного оборота. Важно выяснить типы денежного регулирования. В их числе: административное и экономическое (конкурентное, рыночное) регулирование, защитное и стимулирующее денежный оборот.
Государственное регулирование денежного оборота выступает как часть всеобщего регулирования, что шире представлений последних исследований отечественных ученых. Часто употребляется определение регулирования как процесса, цель которого - «упорядочивать, поддерживать порядок; приводить в систему». Поскольку это понятие происходит от латинского regula - «брусок», «линейка», позже - «норма», «правило», постольку правомерно использовать термин «регулярный», т.е. «повторяющийся через равные промежутки времени», «равномерно и правильно происходящий». Регулирование предполагает упорядочивание, обеспечение и перераспределение определенного воздействия, создание благоприятных условий для осуществления воздействия, при чем оно само управляемо.
Термин «регулирование» применяется в основном для обозначения государственной экономической политики. Жизнеспособность любого института власти зависит от того, опирается ли он одновременно на систему правил и механизмов (не выделяя один фактор). Поскольку деньги - неотъемлемый элемент воспроизводства рыночных отношений, то их регулирование создает основу эффективного функционирования экономической системы. Влиянием государства обусловлены основные тенденции развития рынка. Но государственное вмешательство в экономику означает признание и внесистемных рыночных отношений при капитализме. Международная финансовая конференция (Брюссель) в 1920 г. отметила, что в странах, где нет центрального банка как института денежной власти, его следует создать, и освободить банки, особенно эмиссионные, от политического давления, т. е. они должны управляться на принципах разумных финансов.
Денежная система выступает как форма организации денежного оборота и включает в качестве элементов: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, имеющие законную платежную силу, порядок эмиссии и обращения денег, органы регулирования денежного оборота (прежде всего, центральный банк). Денежная система в процессе своего развития претерпела эволюцию, исходя из задач поддержания устойчивости денежной единицы - от биметаллизма к монометаллизму, а затем к системе неразменных кредитных денег. Односторонняя эластичность эмиссионного механизма в сторону роста денежной массы в обращении ведет к нарушению основного принципа денежной системы - ограничение выпуска денег потребностями экономического оборота. В условиях реформы денежная система постоянно подвергается изменению в целях минимизации цены преобразований в денежной сфере.
Задачи денежного оборота в современных условиях значительно изменились. Обеспечение свободного перелива капитала и выпуск денег для обслуживания потребностей экономики, функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности осуществляется при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежных оборотов. Законодательство определяет функции денежных властей, прежде всего центрального банка и министерства финансов, а также коммерческих банков по осуществлению эмиссии денег, и, соответственно, изменение их положения, регулирование денежного оборота.
В этих условиях переходная экономика как иной тип экономики выступает как рецидив - процесс, связанный с состоянием экономики посткоммунизма. Предшествующая посткоммунизму система была устойчива в том смысле, что отторгала инновации, выходящие за рамки логики индустриальной системы, основанной на технологиях определенного типа и соответствующих им централизации и управлении.
В процессе формирования рыночных отношений в экономике переходного периода нарастали противоречия, преобладал диктат макроэкономических установок, нарушилась сопряженность действий структурных элементов воспроизводственного механизма, произошла ускоренная трансформация дефицита товаров в дефицит денег. Быстро осуществлялись приватизация и интеграция стран в мировую экономику, возник процесс обособления /самоизоляции/ экономики от потребностей и состояния денежного оборота. Фактически наблюдался отказ от обеспечения нормализации денежных потоков, который выводит из сферы влияния денежных властей значительный объём денежно-платежного оборота и парализует активные начала регулирования денежного оборота.
В условиях переходной экономики меняется положение денежных властей и исходящее от них регулирование денежного оборота. Центр тяжести принятия экономических решений переместился с государственного на уровень частных лиц и предприятий. Дефицит товаров и услуг сменился дефицитом денег; экономика предложения превратилась в экономику спроса. Путем выделения особенностей национальной экономики и денежного оборота можно определить проблемы его регулирования, включая степень ответственности денежных властей за их судьбы.
Первая группа проблем регулирования денежного оборота связана с преимуществами рыночной экономики. Внешние факторы доминируют при постановке и решении этой группы проблем.
Проблема первая, управляемость и режимы курса национальной валюты позволяют определить способность денежных властей сглаживать его колебания. Укрепление номинального курса национальной денежной единицы дает сигнал участникам рынка о пересмотре своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного оборота - о необходимости применения мер для его оптимизации. Денежные власти часто выступают за укрепление реального курса национальной валюты как показателя позитивного воздействие на экономику. Либерализация валютного регулирования (и внешнеторговой деятельности) в условиях современных рыночных отношений налицо. Необходимость обязательной продажи валюты на внутреннем валютном рынке демонстрирует неверие в существование нормального валютного рынка. Денежные власти, таким образом, констатируют факт неверия в то, что стабильность национальной валюты определяется конкурентоспособностью ее товаров и состоянием платежного баланса, полагая, что наилучший способ защиты стабильности это валютные интервенции, которые не сдерживают оттока капитала (что необходимо для приведения в равновесие платежного баланса страны). Валютные ограничения на капитальные операции выполняют две функции - ограничение интернационализации национального бизнеса и притока иностранного кратка, срочного капитала, что является частью неблагоприятного инвестиционного климата.
Важное значение приобретает накопление золотовалютных резервов денежными властями как показатель обеспечения денежной эмиссии с сомнительным эффектом (возможны угроза неполучения кредитов от международных финансовых организаций и постепенная девальвация при необходимости использования валютных резервов для поддержания курса национальной валюты). В этих условиях усиливается регулирование денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса страны (рост валютных резервов может служить фактором стагнации национальной экономики). Центральный банк часто провоцирует валютные кризисы при склонности к девальвации. Некоторые страны вводят режим «валютного управления» в зависимости от относительного размера экономики, степени ее открытости, однородности экономических структур, экспортной диверсификации, мобильности трудовых ресурсов и международных капиталов, способности противостоять макроэкономическим потрясениям.
Денежные власти строят свою политику исходя из постулатов классической рыночной экономики:
- рост денежной
массы равнозначен росту
Информация о работе Денежные реформы. Проблемы устойчивости денежного обращения