Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:03, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить особенности функционирования денег и денежного рынка РФ.
Для решения поставленной цели, решаются следующие задачи:
− исследовать историю развития денег как экономической категории;
− рассмотреть функции денег;
− рассмотреть определения категории «денежного рынка»;
− рассмотреть структуру денежного рынка;
− проанализировать роль государства на денежном рынке.
Введение 3
1. Понятие, структура и участники денежного рынка 6
2. Государственное регулирование денежного рынка 14
3. Функционирование денежного рынка в РФ: проблемы и тенденции 21
Заключение 29
Приложения 35
В 2008 году среднегодовой объем задолженности Банка России по операциям ОМР составил 64,0 млрд. руб. Таким образом, Банк России активизировал операции прямого и обратного РЕПО с целью стерилизации избыточной эмиссии и более оперативного поддержания ликвидности банковской системы.
Активизация прямых операций на открытом рынке затруднена в связи с отсутствием в портфеле ЦБ РФ государственных ценных бумаг с рыночными характеристиками, хотя процесс переоформления государственных долговых обязательств в рыночные ценные бумаги продолжается. В 2007 году Минфин РФ провел переоформление задолженности Банку России на сумму 300 млрд. руб., из них только ценные бумаги на сумму 30 млрд.руб. имеют рыночный характер. В 2008 году объем переоформленной задолженности в рыночные ценные бумаги составлял общей номинальной стоимостью 52 млрд. руб. [8, с. 64].
На наш взгляд, необходимо кардинально реструктурировать задолженность в рыночные ценные бумаги с целью проведения более активных прямых операций на открытом рынке Банком России. Это позволит более оперативно влиять на состояние ликвидности банковской системы, корректировать в ту или иную сторону, принятые ориентиры единой государственной денежно-кредитной политики.
Данные инструменты призваны регулировать денежное обращение внутри страны. При оценке темпов изменения денежной массы используется денежный агрегат М2 и рассчитывая скорость обращения денег. Данный выбор объясняется несовершенством банковской статистики при подсчете других денежных агрегатов, агрегат М2 наиболее тесно связан с инфляцией (по методологии МВФ), его можно построить по любой стране без учета национальных особенностей. Он может быть использован для страновых сравнений. Темпы прироста М2 и скорость обращения денег показаны на рисунках 1и 2 в приложении 1.
Несмотря на неустойчивую динамику, скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за январь-сентябрь 2009 г., как и за аналогичный период 2008 г., на 2,2%. Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 32,7 до 33,5% [40].
Используя вышеуказанные инструменты ЦБ влияет на денежное обращение, путем изменения величины предложения денег на рынке. Тем самым он активизирует или понижает активность деятельности коммерческих банков. В свою очередь коммерческие банки уже непосредственно работаю с гражданами, предприятиями и фирмами. Состояние финансовой сферы во многом определяет состояние всей макроэкономической ситуации в стране, поэтому государство в лице ЦБ и ряда других организаций должно регулировать денежный рынок, и денежное обращение в стране. Качественная и правильная политика в данном направлении позволит в сегодняшнее время с теми явлениями, который породил финансовый мировой кризис.
Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.
В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.
Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.
Что очень важно, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.
Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.
Кризис высветил
главную проблему, делающую российскую
экономику уязвимой к
Эти особенности российской
экономики обусловливают
Важнейшие из них связаны
с опасностью, что ставшее привычным
непродолжительное улучшение
К середине 2009 года экономический спад в России приостановился. С июня наблюдается помесячный рост ВВП. В результате в III квартале сезонно скорректированная динамика производства приняла положительное значение, в IY квартале рост ускорился. Спад ВВП в 2009 году связан, в значительной степени, с обвалом инвестиционного спроса. Инвестиции в основной капитал сократились на 17,0 процентов. Обвал инвестиций в I квартале составил 8,1% к уровню предыдущего квартала, во II и III кварталах спад продолжился при его постепенном замедлении и только к концу года динамика инвестиций стабилизировалась [41].
Промышленное производство за 2009 год снизилось на 10,8% к уровню 2008 года. В основном это связано с падением обрабатывающих производств (на 16 процентов). В большей степени снижению промышленного производства способствовали отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос: производство транспортных средств и оборудования (снижение на 38% к 2008 году), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 31,6%), производство машин и оборудования (на 28,4 процента).
Наибольшее снижение в промышленном производстве произошло в I квартале, когда спад с исключением сезонного и календарного факторов составил 6,4%, а в обрабатывающих производствах – 11,1 процента. С начала лета, в результате восстановления внешнего спроса и активизации антикризисных мер, в целом промышленное производство стало характеризоваться положительной динамикой - с исключением сезонности в III квартале рост составил 2,8% (в обрабатывающих производствах – 5,1%), в IY квартале – 1,5% (0,2 процента).
В меньшей степени, чем инвестиции и промышленное производство, кризис затронул конечное потребление домашних хозяйств. По итогам года снижение оборота розничной торговли составило 5,5% к уровню 2008 года. После падения в I квартале 2009 года помесячная динамика оборота розничной торговли с учетом сезонности стабилизировалась с небольшими разнонаправленными изменениями, чему способствовало снижение инфляции и восстановление реальных доходов населения. Объем платных услуг снизился в 2009 году на 4,3 процента [41].
Рост реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2009 года составил 1,9 процента. При этом реальная заработная плата снизилась на 2,8 процента. С исключением сезонного и календарного факторов ежемесячное снижение реальной заработной платы наблюдалось с конца 2008 года до середины 2009 года. В III и IY кварталах рост реальной заработной платы возобновился.
По сравнению с 2008 годом рост цен в России существенно замедлился из-за падения спроса в условиях кризиса. По итогам 2009 года инфляция составила 8,8 процента. За январь-декабрь 2009 г. рост цен производителей промышленной продукции составил 13,8 процента.
В 2009 году спад промышленного производства составил 10,8% к 2008 году. Наибольшее снижение за 2009 год по сравнению с 2008 годом в сфере деятельности «Обрабатывающие производства». При индексе производства 84,0% вклад этой сферы деятельности в общее сокращение производства составил 93,2 процента. Из производств этого вида деятельности 0,6% общего уменьшения обеспечило «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» (индекс 99,5%), 19,4% «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (индекс 86,1%), 24,3% - «Производство транспортных средств и оборудования» (индекс 62,0%), 12,4% - «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (индекс 68,4%), 11,3% - «Производство машин и оборудования» (индекс 71,6%), 2,9% - «Химическое производство» (индекс 94,6%), 10,9% - «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (индекс 75,2 процента).
Индекс производства в добыче полезных ископаемых составил за 2009 год 98,8%, вклад в общее сокращение производства – 2,3 процента. Из производств этой сферы деятельности вклад 1,0% в общее сокращение внесла «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» (индекс 99,4%), 1,3% - «Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических» (индекс 93,8 процента).
Сфера деятельности «Производство
и распределение
С исключением сезонности с начала лета в результате восстановления внешнего спроса и активизации антикризисных мер промышленное производство стало характеризоваться положительной динамикой, за исключением небольшого спада в октябре и декабре. В III квартале рост составил 2,8% (в обрабатывающих производствах –5,1%), в IY квартале – 1,5% (0,2 процента).
Последствия мирового финансового кризиса сказались на потребительских расходах населения в меньшей степени, чем на других компонентах ВВП. По итогам года снижение оборота розничной торговли составило 5,5% к уровню 2008 года. После падения в I квартале 2009 года помесячная динамика оборота розничной торговли с учетом сезонности стабилизировалась с небольшими разнонаправленными изменениями, чему способствовало снижение инфляции и восстановление реальных доходов населения.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.
Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.
Денежная программа на 2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы.
Расчеты по программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. Данные прогнозных показателей представлены в приложении 5. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19% [31, с. 36].
В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.
По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.
В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка [13, с. 185].
При этом в среднесрочной перспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.
При формировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности – депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия – депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.
В 2010-2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.